Спасо-Преображенский собор

Преображенская площадь, №1

Когда-то на этом месте стояла съезжая изба — штаб гренадерской роты расквартированного здесь Преображенского полка. Своё начало полк вёл от «потешных» отрядов юного Петра I, образованных в 1687 г. в селе Преображенском под Москвой, где жил тогда молодой царь. Боевое крещение Преображенский полк прошёл в Азовских походах 1695—1696 гг., после чего получил звание лейб-гвардейского. Преображенцы отважно сражались в Северной войне со шведами 1700 – 1721 гг., побеждая в Прутском походе, в битвах при Гангуте и Гренгаме. А по окончании военной кампании полк был размещён в Петербурге.

Именно туда в ночь с 24 на 25 ноября 1741 г. прибыла дочь Петра I цесаревна Елизавета. После долгой молитвы перед иконой Божией Матери она обратилась к преображенцам с призывом помочь ей обрести престол, «беззаконно похищенный» у неё правительницей Анной Леопольдовной и стоявшей за ней кликой вельмож немецкого происхождения. Под громкое «ура» солдаты присягнули новой императрице и двинулись за ней на Зимний дворец.

Спасо-Преображенский собор. Зима

Через несколько дней после вступления на престол в память об этом событии Елизавета повелела архитектору Михаилу Земцову воздвигнуть на месте съезжей избы храм и сама участвовала в его закладке в 1743 г. Первое, барочное по стилю здание было возведено в 1743-1754 гг. После кончины Земцова работы по строительству храма были завершены Пьетро-Антонио Трезини. Храм был освящён в присутствии императрицы 5(16) августа 1754 г. накануне праздника Преображения. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими Кобылинскими по эскизу архитектора Ф. Б. Растрелли. Образа написал художник М.Л. Колокольников.

Повелением императора Павла I с 12 ноября 1796 г. Спасо-Преображенский собор стал именоваться собором всей гвардии. И такое решение было вполне объяснимо: Преображенский полк почитался лучшим, главным гвардейским полком, олицетворяя собой и всю гвардию России.

8(20) августа 1825 г. возник пожар. Предание говорит, что рабочие, ремонтируя крышу, паяли протекавшие листы главного купола. Уходя на обед, они по небрежности оставили без присмотра жаровню с горящими углями. Пожар начался с купола, затем пламя охватило весь собор, от которого остались лишь стены. Утварь и большую часть икон удалось спасти.

Узнав о пожаре, император Александр I повелел незамедлительно восстановить собор. Составить проект было поручено архитектору В. П. Стасову. 7 сентября 1827 г. состоялась закладка нового храма. Величественный пятиглавый собор, построенный в стиле ампир, был освящён 5(17) августа 1829 г. митрополитом Серафимом и стал одним из самых красивых храмов Петербурга и в таком виде дошел до наших дней.

Восстанавливая сгоревший Спасо-Преображенский собор, архитектор Стасов во многом старался сохранить прежние объёмы, спроектированные Земцовым. В то же время он внёс и некоторые изменения.

Спасо-Преображенский собор

Фасады главного объёма оформлены четырёхколонными портиками ионического ордера и лепными рельефами. Завершает здание мощный световой барабан, увенчанный главным куполом, по углам — 4 главки-колокольни. По рисунку Стасова были выполнены великолепный четырёхъярусный белый с золотом иконостас и алтарная сень, декорированные пилястрами и колоннами коринфского ордена. Образа исполнили художники Г.И. Угрюмов, А.И. Иванов, В.К. Шебуев, А.Е. Егоров и другие; роспись интерьеров по эскизу Шебуева выполнили художники Ф.П. Брюлло, Ф.И. Брандуков и С.А. Бессонов.

В храме есть три придела: главный, освященный во имя Преображения Господня, северный (левый), во имя священномучеников Папы Римского Климента I и Архиепископа Александрийского Петра и южный (правый), во имя преподобного Сергия Радонежского Чудотворца.

Свод купола окрашен под цвет облачного неба, по бокам - восемь ангелов, в центре - большая звезда с расходящимися лучами. Стены храма украшает множество икон, переданных сюда из закрытых храмов.

Спасо-Преображенский собор зимой

Свод купола окрашен под цвет облачного неба, по бокам - восемь ангелов, в центре - большая звезда с расходящимися лучами. Стены храма украшает множество икон, переданных сюда из закрытых храмов.

На одной из башен собора находятся куранты, привезенные из Англии в 1854 г. и действующие поныне. В подкупольном пространстве находится большое пятикупольное паникадило на 120 свечей.

Придумал Стасов и необыкновенную ограду вокруг собора, установленную в 1829-1832 гг.

Как раз в это время закончилась русско-турецкая война. В Петербург после подписания мирного договора были доставлены многочисленные турецкие трофеи, в том числе артиллерийские орудия вместе с ядрами. Стасов неоднократно приезжал на выставку трофеев, замеряя и зарисовывая стволы пушек. Император Николай I, узнав о замысле зодчего, повелел выделить в качестве дара Преображенскому собору нужное количество 18- и 24-фунтовых (по весу ядер) орудий. И вскоре вокруг собора появилась единственная в мире ограда из 102 орудийных стволов, опущенных дулами вниз в знак того, что никогда более из их жерл не вырвется ни один снаряд. Орудийные стволы сгруппированы по три на 34 гранитных основаниях и соединены между собой свисающими массивными декоративными цепями. Стволы просверлены накрест и опрокинуты жерлами вниз – в знак того, что эти пушки никогда больше не будут стрелять. Все средние стволы украшены золотыми двуглавыми орлами с коронами. Кроме того, вокруг собора стояли 12 орудий и 2 единорога (длинноствольных орудия), составлявших собственность полка.

Фрагмент ограды собора

Для устройства ограды были использованы 102 бронзовых ствола трофейных турецких пушек, захваченных при штурме крепости Тульчи, Исакчи, Варны, Силистрии, а также при сражении под Кулевчи во время русско-турецкой войны 1828-1829 гг. На стволах и поныне сохранились вычеканенные гербы Оттоманской империи, а на некоторых пушках – данные им имена: «Гнев аллаха», «Священный полумесяц», «Гром извергающий», «Дарю лишь смерть» и т. д.

Но не всем пришлась по душе оригинальная идея В. Стасова. «Интересно знать, какому именно архитектору пришла в голову идея окружить собор Спаса Преображения решёткой высотой в аршин, всю состоящую из железных остроконечных копий. Решётка эта существует, кажется, более 25 лет и, между тем, до сих пор никто не задавал себе труда даже подумать, как недальновидна и даже неостроумна подобного рода выдумка». Так начинал свой репортаж журналист «Петербургского листка» в номере от 28 ноября 1868 г.

«Летом эта решётка ещё, пожалуй, не представляет особенной опасности, но осенью, в морозную слякоть, или зимой, когда заведующий тротуарным участком собора сторож, вероятно, из экономических расчётов, только изредка посыпает его песком, решительно боишься подойти к церковной ограде, как некогда средневековые колдуньи боялись подойти приложиться к тайно накалённому инквизиционному кресту», - продолжал репортёр «Петербургского листка».

В то же время обойти опасный участок затруднительно: тротуар служит кратчайшим путем для пешеходов, идущих с Пантелеймоновской на Спасскую улицу или обратно. Газетчик делился собственными наблюдениями: «Часто в гололедицу видишь, как публика ступает по церковному тротуару тихонько, осторожно, точно фокусник по куриным яйцам». Более того, сам репортёр, поскользнувшись, едва не стал жертвой острых наконечников: «Счастье, что тёплое пальто защитило мои рёбра от неожиданной штыковой атаки, но, тем не менее, легко могло прийтись ведь и так, что копья прямо угодили бы мне в глаза или в голову».

Рассказав об опасной трассе, он обратился через газету к администрации Спасо-Преображенского собора, предлагая свой «малобюджетный» вариант решения проблемы: «Мне кажется, следовало бы, по крайней мере, спилить до края поперечных скреплений верхушки копий, и тем избавить пешеходов от неминуемой опасности».

К его словам не прислушались, и решётка дожила до наших дней в неизменном виде.

В 1886 г. в ограде выстроена часовня (архитектор И. Б. Слупский). В 1916 г. архитектором С. О. Овсянниковым была начата постройка усыпальницы для захоронения офицеров, павших в Первой мировой войне, но так и не была не осуществлена.

До 1917 г. Спасо-Преображенский собор являлся своеобразным музеем боевой славы Преображенского полка. Здесь хранились всевозможные трофеи, полковые реликвии За стеклом в особых шкафах хранились преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II, а также сабля, сохранившая следы крови, которая была при Александре II во время покушения 1 (13) марта 1881 г. На стенах висели трофейные турецкие знамена. Внутри собора у правого клироса находится доска со списком офицеров Преображенского полка, погибших в 1702-1917 гг.

При соборе с 1871 г. действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. C 1912 г. в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня у храма устраивался традиционный фруктовый базар. После революции 1917 г. собор оставался действующим.

Поскольку храм был военным, то клир его подчинялся протопресвитеру военного и морского духовенства. Хозяйством управлял ктитор, назначавшийся командиром полка из заслуженных офицеров. В 1918 г. собор стал приходским храмом. Знамена, орудия и военные трофеи были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с 1950 г. эти реликвии находятся в Эрмитаже. Также в 1920-е гг. были изъяты многие ценные иконы. Исчезли стоявшие вокруг собора пушки и позолоченные двуглавые орлы, украшавшие самые высокие оружейные стволы ограды. Собор в числе немногих храмов Петербурга не был закрыт в советское время и действует по сей день.

Ограда Спасо-Преображенского собора

Главными святынями храма ныне является Нерукотворный Образ Спасителя и икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте».

Образ Спаса Нерукотворного находится на аналое у правого клироса. Он тесно связан с жизнью императора Петра Великого и был его любимым образом. Написанный известным московским живописцем Симоном Ушаковым для царя Алексея Михайловича, образ перешёл к Петру I от матери. С ним он был и при закладке Петербурга, и при Полтавской баталии. Позже он был помещён в домике Петра I на Петербургской стороне, в столовой, превращённой в часовню. При закрытии часовни в 1930 г. чтимый образ перенесли в Троицкую церковь на Стремянной улице, а в 1938 г. - в Спасо-Преображенский собор.

Чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» лежит на аналое у левого клироса. Этот список с чудотворной иконы из храма Преображения Господня на Ордынке, сделанный по повелению сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны и в 1711 г. привезённый ею из Москвы в Петербург. Во время войны с турками этот образ был в рядах русского войска. По возвращении Государя в столицу, в память спасения его и армии во время Прутского похода 1711 г., им был устроен храм Воскресения Христова при дворце царевны Наталии Алексеевны, где и был поставлен чтимый образ. Позже на месте этого дворца был построен новый храм для этой иконы. В этой церкви на Шпалерной улице образ оставался вплоть до её закрытия в 1932 г, когда икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор.

Возле северной стены собора, в левом приделе находится складень с образами Преображения Господня в центре, великомученика Пантелеймона и святого царя Константина. Этот складень в 1900 г. подарил полковому лазарету тогдашний командир полка, генерал-майор великий князь Константин Константинович.

Вид на Спасо-Преображенский собор с улицы Пестеля

В 1952 г. в Спасо-Преображенском соборе крестили 1,5-месячного Владимира Путина, будущего 2-го Президента России. «Мама рассказывала, как они с соседкой принесли меня крестить. Отец был членом КПСС, таким последовательным и строгим человеком. Они это сделали в тайне от него. Во всяком случае, считалось, что в тайне», - рассказал Путин 7 января 2012 г., встречая Рождество в Спасо-Преображенском соборе. По рассказам его матери, священник сказал, что в тот день почитали архангела Михаила и его самого тоже зовут Михаил. Он предложил дать ребёнку это имя. «Но мама сказала, что уже зарегистрировала имя Владимир», - добавил Путин. Священник согласился и показал в храме икону князя Владимира, покровительствующую этому имени. По словам Путина, сразу после войны его родители жили прямо напротив собора, а потом его отцу дали комнату в Басковом переулке. Это в пяти минутах ходьбы от собора. Поэтому в детстве он с друзьями часто «крутились» у собора, их привлекала монументальность и красота сооружения.

Недалеко от собора жил Иосиф Бродский, что оставило след в творчестве поэта.

«Надо ли объяснять, что ограда казалась гораздо интереснее, чем внутренность собора с его запахом ладана и куда более статичной деятельностью. «Видишь их? - спрашивает отец, указывая на тяжёлые звенья цепи. - Что они напоминают тебе?» Я второклассник, и я говорю: «Они похожи на восьмёрки». – «Правильно, - говорит он. - А ты знаешь, символом чего является восьмёрка?» - «Змеи?» - «Почти. Это символ бесконечности». – «Что это - бесконечность?» - «Об этом спроси лучше там», - говорит отец с усмешкой, пальцем показывая на собор» («Полторы комнаты», 1985 год).

Позже, когда Иосиф вырастет, в его произведениях часто будет фигурировать эта «восьмёрка» из ограды Спасо-Преображенского собора. Например: «В облике буквы «в»/ явно даёт гастроль / восьмёрка - родная дочь / бесконечности, столь / свойственной синеве, / склянке чернил и проч.» («Моллюск», 1994 год).

Кстати, в подвале этого собора находилось бомбоубежище, где маленький Иосиф со своей матерью прятались во время войны.

2 декабря 2017 г.

Источники:

  • Б. К. Пукинский «Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов». 1997, Норинт

  • «Костёр». М. Умецкая. февраль 2000

  • «Адреса Петербурга». №22/2006, Виктор Антонов

  • spbreligion.ru

  • «Мой район». 7.10.2011, Елена Барковская

  • Википедия

  • Гостиницы Петербурга

  • Photo & St.Petersburg

  • panevin.ru

  • ИТАР-ТАСС. 7.1.2012

  • «Санкт-Петербургские ведомости». 1.12.2017, Александр Чепель