Grand Palace

Невский проспект, №44

В середине XVIII в. участок был занят малой императорской конюшней с деревянными службами.

Первый дом был тут построен в 1778 г. для камердинера Н. С. Козлова. Спустя год у дома сменился владелец, был надстроен этаж, после чего здание стало 4-этажным.

В 1857–1858 гг. для очередного владельца участка статского советника Лонгинова архитектор Н. П. Гребёнка надстроил 5-й этаж. В 1870-х гг. на 1-м этаже находилась кондитерская О.Ф. Андреева, где устраивали встречи народовольцы.

Grand Palace

В 1880–1900-х гг. участок принадлежал страховому обществу «Россия». В разное время в доме находились Московский купеческий банк, библиотека Семенникова, магазин Северного стекольно-промышленного общества.

В 1907 г. участок перешёл Сибирскому торговому банку, основанному в 1872 г. в Екатеринбурге и финансирующему горную промышленность Сибири.

В 1908-1910 гг. здание перестроено по проекту архитектора Б. И. Гиршовича при участии М. С. Лялевича.

3-й, 4-й и 5-й этажи объединены пилястрами. Венчает здание широкий фронтон. Фасад облицован серым гранитом. Скульптуры выполнены В.В. Кузнецовым.

В советское время здесь работало издательство Комитета по делам изобретений, институт «Гражданпроект», а также знаменитая на весь город кафе-кондитерская «Север».

7 сентября 2020 г. на фасаде здания торжественно открыли памятную доску, увековечивающую память сотрудников нотариальных контор, работавших в блокадном Ленинграде.

Открытие доски состоялось в канун дня начала блокады Ленинграда, инициатором выступило нотариальное сообщество Северной столицы. На открытии выступила президент петербургской Нотариальной палаты Мария Терехова.

Доска установлена на доме №44 по Невскому проспекту, где во время блокады находилась 1-я Ленинградская государственная нотариальная контора — именно на неё в годы войны пришлась основная нагрузка по юридическому оформлению документов.

В военные годы, в условиях голода и постоянных артобстрелов ленинградские нотариусы оставались на своём посту и продолжали делать свою работу: свидетельствовали верность копий документов, оформляли завещания, договоры, свидетельства о праве на наследство и многое другое.

Несмотря на холод, они сохранили все нотариальные книги, не сожгли ни один документ. Благодаря этим архивам люди, возвращавшиеся в Ленинград из эвакуации, смогли подтвердить, что они являются жителями города, найти своих родных и детей.

Кондитерская «Север».

Уже в ХIХ веке здесь существовала булочная-кондитерская «А. Андреев». В ней собирались народовольцы, отсюда Перовская, Гриневицкий и Рысаков отправились 1 марта 1881 г. на задание. «Из-за сильного волнения лишь Гриневицкий мог спокойно доесть поданную ему порцию». Впоследствии у булочной менялись хозяева, но она по-прежнему носила имя основателя. В начале ХХ века владельцем кондитерской был купец Фёдор Крымзенков, он сам стоял за кассой, причём одет был в извозчичью куртку с шарфом и валенки. Выручка его заведения, его второе название было кафе «Централь», - доходила до 500 рублей в день.

В доме был оборудован один цех и небольшой торговый зал. Продукта производилось немного, зато реализовывался он полностью. Петербуржцы быстро оценили свежий товар, и на Невском каждый день стала собираться огромная очередь.

После революции заведение перешло к семейству Лор, владельцам целой «сети» кондитерских и «конфетных мастерских».

Булочная-кондитерская и кафе просуществовали до конца 1920-х гг., а после окончания НЭПа были национализированы и переданы сначала артели «Коопромхлеб», а затем артели «Хлебопечение».

С 1936 г. - филиал I -й Государственной конфетно-шоколадной фабрике им. Самойловой. С этого времени булочная уже прекратила своё существование, а в магазине осуществлялась продажа только продукции кондитерской фабрики. Магазин получил название «Норд».

В сознании ленинградского ребёнка было два сладких слова: «Север» и «Метрополь». Это теперь «северов» много, а в детстве он был один и звучал старорежимно: «Норд». То, что там был ещё и ресторан, не запоминалось, а кафе, спрятавшееся на 2-м этаже, все любили. В нём варили приличный кофе, в витрине были фирменные пирожные и вкусные салатики в тарталетках (всё – редкость для советского времени). Смешно, но Пруст прав: это очень качественные и стойкие воспоминания, сразу всплывает вкус и – с кем, когда, как. Да, только потом обращал на себя внимание зал ресторана – вытянутый и благородный (бывший операционный зал Сибирского банка). В глубине – эстрада, часть столиков как бы в ложах, по бокам, за колоннами. В середине танцевали.

Существовавшее с довоенных времён главное ленинградское кафе «Норд» в связи с борьбой с космополитизмом в конце 1940-х было переименовано в «Север».

Во время войны магазин «Норд» и кафе приостановили работу, но возобновили её уже в 1946 г. Разработанные технологом Викторией Татарской торты: «Белая ночь», «Лунный», «Норд», «Славянский», «Аврора» и пирожные «Север», «Ленинградское», «Невское», «Лотос» стали легендой.

Окончательный облик приобрело в 1970-е годы. Это огромный зал под цилиндрическим сводом, который шёл от Невского до улицы Ракова (нынешняя Итальянская). Традиционно это было интеллигентное место для семейных выходов. Для нескольких поколений ленинградских детей из интеллигентных семей – первое кафе в жизни. Меню с восхитительными названиями – “профитроли в шоколадном соусе”, “мороженое лакомка”. Кафе было знаменито кондитерским цехом. Москвич или провинциал непременно привозил из Ленинграда торт из «Севера» с белым медведем на коробке. Интеллигентные дамы непременно заходили сюда перед театром и филармонией, чтобы полакомиться местными пирожными и купить гостинцы домой. Пили в основном сухие вина и шампанское.

К концу 70-х обстановка резко меняется, из салонного кафе «Север»превращается в кабак с сомнительной публикой – фарцовщиками, проститутками, мажорами. У подъезда демонстративно играют в утраченную ныне игру шмен (азартный подсчёт комбинации цифр на купюрах друг друга).

В 2007 г. в связи с увеличением спроса было построено здание нового завода на Выборгской стороне (Ловизский пер., №3), которое оснастили самым современным и технологичным оборудованием от европейских производителей.

После реконструкции в 2008 г. продолжает работу кафе-кондитерская на Невском проспекте, №44 с собственным мини-производством.

Ресторан был вытеснен фондовым магазином, позднее туда пришёл «Пассаж», а теперь «Гранд-Палас». Часть деталей отделки зала заново вызолотили, и выглядят они дёшево и претенциозно на фоне забытого достоинства других деталей, которые точь-в-точь как ткани эпохи Людовика XVI рядом с наполеоновскими: знают свое качество и не кичатся броским золотом. Ныне от старого «Севера» остался лишь зальчик в цокольном этаже, экспансия фирменных эклеров и миндальных пирожных ведётся через универсамы и фирменные магазины.

7 сентября 2020 г.

Источники: