Церковь св. влкмч. Дмитрия Солунского

Храм имени Святого великомученика Дмитрия Солунского – изящный образец византийского зодчества – находился на том самом месте, где ныне стоит Большой киноконцертный зал. Церковь предназначалась для живших в Петербурге греков, и поэтому решено было соорудить её в «подлинно византийском стиле», используя конструктивные приёмы и декоративные мотивы византийской архитектуры VI-XIV веков: уположенный главный купол и боковые полукупола – конхи (они перекрывали гранёные выступы, примыкавшие к центральному объёму), аркады, опиравшиеся на колонны, и т. п.

В конце 1850-х гг. греческое посольство получило участок для трёхпрестольного храма у Лиговского канала между 4-й и 5-й Рождественскими улицами. Однако денег, собранных проживающими в Петербург греками, на строительство не хватило. Тогда крупный петербургский виноторговец Димитриус Бенардаки построил храм в честь своего святого покровителя на собственные средства, а общинные деньги были переданы для восстановления церкви св. Никодима при русском посольстве в Афинах.

Церковь Св. влкмч. Дм. Солунского при греческом посольстве

Грек по национальности, Димитриус Берандаки служил в гусарах. В 1823 г. вышел в отставку в чине поручика. Занялся винным откупом и весьма преуспел – весь винодельческий промысел в Санкт-Петербурге с магазинами и складами принадлежал ему, так же как и роскошный дом на Невском, №86. Гражданин Греции и России Бенардаки был организатором знаменитой Макарьевской ярмарки близ Нижнего Новгорода. Он оказывал правительству большую денежную помощь при строительстве оборонительных сооружений Кронштадта. В Греции на его средства строились Национальный музей и университет. Его слава как мецената и благотворителя была так велика, что когда Бенардаки неожиданно умер в Висбадене, встречать его гроб на Московский вокзал прибыл сам император Александр II – небывалая почесть для не члена императорской семьи. В подвале церкви по специальному указу императора Дмитрий Берандаки был похоронен.

Закладка церкви состоялась 25 мая 1861 г., а 31 октября (11 ноября) 1865 г. храм был торжественно освящён. На торжестве присутствовали министр иностранных дел князь А. М. Горчаков и греческий посол; члены общины были одеты в национальные костюмы. Ранее, 25 октября (6 ноября), был освящён нижний придел. Однокупольную церковь со звонницей и причтовые дома при ней возвели в византийском стиле по проекту Романа Кузьмина, долгое время изучавшего в Греции памятники раннехристианского искусства. Отделка велась по греческим правилам: иконостас был вырезан из ореха, образа с золотым фоном написаны в самой Греции, орнаменты выполнены «по образцам древнейших храмов в Константинополе», роспись – в технике энкаустики. Иконы и утварь для храма были доставлены из Греции, в их числе имелось немало старинной работы. Богослужения совершались на греческом языке по богослужебной традиции, сохранявшейся в древних православных храмах Греции. Настоятель архимандрит Неофит, известный не только в столице, но и в Греции, переводил русскую литературу на греческий язык. Церковным хором руководил знаток греческого распева композитор Брагин.

Постройка Кузьмина стала одним из первых примеров нового – «неовизантийского» направления в церковной архитектуре, получившего заметное распространение в последующие десятилетия.

Заднепридельная церковь с большим световым барабаном и со звонницей вмещала 1 тысячу человек.

Первыми прихожанами греческой церкви были постоянно проживающие в Петербурге деятели греческого освободительного движения, купцы, предприниматели, работники посольства. После революции богослужение велось не только на греческом, но и на русском языке.

Богослужения в храме прекратились в 1938 г., а окончательно он был закрыт 11 января 1939 г. Имущество было частично передано в музейный фонд. Само здание было передано 2-му районно-жилищному управлению Смольнинского района, в нём разместился военно-учебный пункт. Большая часть греческой диаспоры была расстреляна или сослана в лагеря.

Во время Великой Отечественной войны в храм попала немецкая авиабомба, которая, пробив главный купол, осталась лежать на мраморном полу, не взорвавшись. Здание было огорожено и в таком состоянии простояло несколько лет. Четверть века церковь стояла бесхозной, постепенно разрушаясь. В 1961 г. по приказу Н. С. Хрущёва. храм снесли. Это событие получило широкую известность благодаря знаменитому стихотворению И. Бродского «Остановка в пустыне».

Память о храме всё же осталась. Она – в названии проспекта, проходящего "за спиной" у БКЗ, и площади, на которой стоит "Октябрьский". Правда, после реконструкции проезжей части и выделения места под автостоянку Греческая площадь вовсе перестала быть похожей на площадь.

На месте Греческой церкви в 1967 г. построили БКЗ «Октябрьский». Идея отметить 50-летие Октябрьской революции возведением нового концертного зала будто бы принадлежала самому 1-му секретарю Ленинградского обкома КПСС Г. В. Романову. Но когда проект был уже готов и времени для его реализации оставалось мало, выяснилось, что место для строительства вообще не определено. Однажды, как рассказывает легенда, разговор о судьбе юбилейной стройки зашёл в машине 1-го секретаря по пути от Московского вокзала в Смольный. Романов раздражённо махнул рукой: «Вот здесь и стройте». Машина в это время проезжала мимо церкви во имя св. Димитрия Солунского. Так ли было или нет на самом деле – сказать трудно. Но, честно говоря, только этим случайным и торопливым решением можно объяснить поразительную недостаточность пространства, в которое буквально втиснут архитектурный объём здания концертного зала.

В ноябре 1962 г. при разборке фундамента Греческой церкви рабочие наткнулись на саркофаг. В нём находилось забальзамированное тело богато одетого мужчины. Однако в те времена эта новость не попала на страницы печати. Только спустя более 30 лет, в марте 1996 г., о подробностях впервые рассказали на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей» непосредственные участники той истории, проводившие исследование найденных останков. Принадлежали они Дмитрию Егоровичу Бенардаки – выдающемуся представителю греческой диаспоры, имя которого на долгие десятилетия было забыто.

В историю России он вошёл как крупнейший предприниматель, один из богатейших людей XIX века, меценат, благотворитель, оставивший глубокий след в русской культуре и пользовавшийся огромным уважением и у нас, и в Греции. Одним из самых ярких даров Бенардаки Петербургу стала построенная на его средства Греческая Посольская церковь во имя Димитрия Солунского на Лиговском проспекте. Именно в ней, по личному распоряжению Александра II, Бенардаки и захоронили в 1870 г.

Его тело, забальзамированное в Германии, покоилось в саркофаге 92 года. Когда же рабочие, разбиравшие завалы порушенного храма, вскрыли саркофаг, они попросту не знали, что делать с облачёнными в старинные одежды останками неизвестного человека. Сутки те лежали под открытым небом, а затем были отправлены в судебно-медицинский морг № 1. Дальнейшая судьба тела Бенардаки на протяжении многих лет оставалась неизвестной. В результате непростых поисков подтвердилась версия, что останки знаменитого грека... использовались как учебные анатомические препараты. Увы, удалось разыскать и собрать вместе лишь отдельные фрагменты.

Дмитрий Бенардаки

Могила Д. Е. Бенардаки на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры

Сердце же в 1962 г. извлекли сотрудники медицинской академии им. И. И. Мечникова, как уникальный экспонат. Когда же вскоре останки Бенардаки стали изучать другие специалисты, они не имели никакой информации о судьбе сердца. Так и возникла легенда, что его захоронили отдельно в Греции. На самом же деле сердце, запаянное в специальную колбу, хранилось с тех пор в музее кафедры судебной медицины, служа целям просвещения и образования.

Ныне пришло время исправить ошибки предыдущих поколений. В декабре 2010 г. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры прошла панихида в память о Д. Бенардаки. В ней приняли участие представители Законодательного собрания Петербурга, генеральные консулы Греции и Кипра, представители греческой общины, православное духовенство, научные и музейные работники.

Бизнес-центр "Лиговский, 6"

В 2012 г. были снесены кассы БКЗ "Октябрьский", чтобы на их месте построить 5-этажный бизнес-центр. С этой идеей не согласилось объединение греков Петербурга «Петрополис». Греческая община обратилась к губернатору с просьбой восстановить когда-то снесённый храм Дмитрия Солунского. В защиту проекта воссоздания церкви выступил целый ряд именитых петербуржцев: режиссёр Александр Сокуров и Андрей Могучий, депутат Анастасия Мельникова, историк и краевед Владимир Аксельрод, художник Дмитрий Шагин, археолог Пётр Сорокин и многие другие. Также комиссия городского парламента по культуре, науке и образованию единогласно приняла решение поддержать проект строительства церкви Дмитрия Солунского на Греческой площади, на месте снесённых касс БКЗ «Октябрьский». Но вместо церкви был выстроен бизнес-центр.

10 января 2019 г.

Источники:

  • А.Л. Пунин «Архитектура Петербурга середины XIX века». 1990, Лениздат
  • encspb.ru. №10/2005
  • «Адреса Петербурга». Ал-ей Ерофеев. №15/2004; №10/2005; №34/2009, Маша Вадейша
  • «Петербургский дневник». 30.4.2007
  • Н.А. Синдаловский "Петербург: от дома к дому... От легенды к легенде...". 2002, Норинт
  • «Санкт-Петербургские ведомости». 20.12.2010, Сергей Глезеров
  • Радио России – «Городской наблюдатель». 10.5.2011, Наталья Перевезенцева
  • panevin.ru
  • Карповка. 23.7.2012; 15.5.2013
  • Фонтанка. 23.7.2012, Кира Обухова; 24.6.2013