улица Чайковского

В начале XVIII века эта улица именовалась 3-я от Невы линия, если считать непосредственно берег Невы 1-й линией, а застроенную южную часть будущей Шпалерной улицы – 2-й.

В 1748 г. она стала называться Сергиевской. Наименование связано с собором Святого Сергия Радонежского «Всей артиллерии», что стоял на углу с Литейным проспектом.

С приходом советской власти Сергиевскую улицу в 1923 г. постановлением Петроградского губисполкома переименовали в честь композитора Петра Чайковского, который учился вблизи этой улицы, на Фонтанке, в Училище правоведения. А ещё спустя 10 лет взорвали храм.

Одновременно, кроме Сергиевской, упразднили названия ещё трёх параллельно идущих улиц: Захарьевской, Фурштатской и Шпалерной, присвоив им имена революционеров Ивана Каляева, Петра Лаврова и Ивана Воинова.

Между тем в городе давно уже живёт легенда о том, что улице присвоено имя не композитора, а известного в своё время народника Николая Васильевича Чайковского. Легенда получила такое широкое распространение, что редколлегии справочника «Весь Ленинград» за 1926 год пришлось рядом с топонимом «Улица Чайковского» в скобках дать разъяснение: «комп.», чтобы доверчивый обыватель не спутал великого композитора с бывшим народником, а позже – откровенным врагом советской власти.

Политическая биография Николая Чайковского началась в середине 1860-х годов, когда он вступил в основанную М.А. Натансоном революционную организацию студентов-медиков. Как ни странно, в названии кружка сохранилось не имя его основателя, но имя Чайковского. Во всех энциклопедиях участники этого кружка называются «чайковцами». Но после октября 1917 года Чайковский изменил свои политические взгляды. Он становится членом Всероссийского комитета спасения Родины и Революции, который готовил восстание против советской власти. В 1918 году он участвует в «Союзе возрождения», а после высадки союзного десанта в Архангельске возглавляет Верховное управление Северной области. Послужной список Николая Чайковского весьма последователен. В 1920 году он становится членом южнорусского правительства при генерале Деникине. Коллекционеры хорошо знают подписанные им денежные знаки, известные в фольклоре под названием «Чайковки». Ясно, что в 1923 году его именем улицу назвать не могли. Однако легенда живёт. Возникновение и необыкновенная живучесть её, вероятно, связаны с тем, что соседние улицы названы именами революционеров.

В 2014 г. в России широко отмечалось 700-летие со дня рождения Сергия Радонежского. От вице-губернатора Василия Кичеджи прозвучало предложение назвать в честь святого одну из улиц Петербурга. Однако фонд «Возвращение» предлагает этого не делать. Соучредитель организации Елена Зелинская направила в адрес губернатора Георгия Полтавченко предложение о «восстановлении безосновательно уничтоженного большевиками исторического названия Сергиевская улица в историческом центре Санкт-Петербурга».

При этом имя Чайковского должно остаться на карте, уверена госпожа Зелинская. По её мнению, в честь композитора нужно назвать один из новых безымянных объектов. Впрочем, ещё одна улица Чайковского есть в Петергофе.

15 декабря 2016