Доходный дом Е. В. Артемьевой

Разъезжая улица, №20

В 1850-е гг. тогдашние домовладельцы, коллежский асессор Андрей Иванович Артемьев и его супруга Елизавета Владимировна, задумали построить тут 4-этажный дом в стиле ренессанса. Проект разработал начинающий тогда архитектор К. К. Андерсон. Городские власти дали разрешение расчистить стройплощадку - сломать старый 2-этажный каменный дом, деревянные службы, беседку с галереей, а также вырубить сад. Однако работы застопорились. 

Лишь спустя два десятилетия, в 1873 - 1874 гг., инженер-архитектор В. М. Некора возвёл здесь одну из первых своих петербургских построек - 5-этажный доходный дом для овдовевшей к этому времени Елизаветы Владимировны. Зодчий как бы оттолкнулся от прежнего неосуществлённого проекта, насытив фасад ренессансными мотивами.

Под карнизом протянулся мерный строй крошечных арок, напоминающих средневековые навесные бойницы, из которых защитники забрасывали противника, подобравшегося к самому подножию стен, камнями, обливали кипятком и смолой. Такие бойницы называются машикулями, что в переводе с французского означает «бить в голову». Как гигантские, многократно увеличенные машикули, выглядят и два массивных эркера 3-го этажа дома на Разъезжей, грозно нависающие над тротуаром.

По обычной тогдашней практике, едва просохли стены, домовладелица заложила дом в городском кредитном обществе и получила ссуду под залог новостройки. Это было распространённым явлением в ту пору: домовладелец сразу получал на руки значительную сумму, равную стоимости дома, и мог вложить её в строительство очередного здания. При постоянном росте цен на землю и стройматериалы это было очень выгодно. Главное было не просрочить с выплатой процентов по ссуде, в противном случае кредитная организация выставляла заложенный дом на аукцион - «в публичную продажу».

Вскоре после постройки одним из квартирантов дома стала Луиза Фёдоровна Бонафеде, вдова итальянского художника-керамиста Леопольдо Бонафеде, владевшего собственной мастерской при Стеклянном заводе. Она была дочерью русского художника итальянского происхождения Ф. А. Бруни, ректора Академии художеств по отделу живописи и ваяния, а также инициатора создания и руководителя мозаичного отделения академии.

После ранней смерти мужа Луиза унаследовала его «глазурную мастерскую». От матери дело перешло к младшему сыну Эрнесту, другие дети выбрали иные профессии. Евгений Леопольдович, бухгалтер, попал под жернова сталинских репрессий, умер в далёком уральском лагере весной 1942 года, в том же году в блокадном Ленинграде погибла его жена…

Одним из первых жильцов дома Артемьевых была оперная певица и драматическая актриса Антонина Ивановна Абаринова (Рейхельт). Она брала в Париже уроки у Полины Виардо. Долгое время служила в Александринском театре, преимущественно исполняла комедийные роли, однако пригодились ей и певческие навыки: она была переведена в оперную часть труппы, дававшую представления в основном на сцене Мариинки.

И ещё один актёр жил в этом доме - Владимир Дмитриевич Рокотов. Он поначалу занимался театральной деятельностью в Киеве, затем перебрался в столицу Российской империи, выступал на сцене, писал пьесы. Кроме всего прочего был предводителем дворянства Великолуцкого уезда Псковской губернии.

30 апреля 2018 г.