Доходный дом

А. И. Цеховой

Каменноостровский проспект, №8

До 1903 г. на участке находился деревянный жилой дом и три нежилые постройки.

В 1903 г. участок приобрела А. И. Цеховая (Эстер). Для неё архитектор Владимир Петрович Цейдлер строит каменный дом.

Оригинальная постройка - редкий пример символизма. Пастельные тона стен, плавные обводы окон и балконов, сказочный декор. На 4-м этаже по всему фасаду размещено 6 герм, поддерживающих карниз.

Владелица дома Александра Ивановна Цеховая была портнихой и содержательницей ателье дамких нарядов. Ателье её размещалось в №18 по Караванной. До постройки дома на Каменноостровском она и жила на Караванной, №18, потом переехала сюда, после продажи дома вернулась на Караванную, где всё это время оставалось её ателье.

Модистка была более известна в Петербурге как «мадам Эстер». В начале века обращение «мадам» было синонимично слову «бандерша» — то есть содержательница борделя. Действительно, есть сведения о том, что дамы могли расплатиться с Цеховой за дорогие наряды натурой: она организовывала их свидания с состоятельными мужчинами.

Цеховая осталась в истории Петербурга и как одна из героинь дела Гурко-Лидваля. В 1907 г. этот сюжет стал одним из главных коррупционных скандалов Российской империи: заместитель министра внутренних дел Владимир Гурко способствовал тому, что предприниматель Эрик Лидваль в 1906 г. стал подрядчиком по контракту на поставку зерна в страдающие от неурожая губернии. Казна перечислила 2,3 млн. рублей, но хлебные поставки были сорваны. Началось судебное разбирательство, была допрошена и Цеховая, которая, судя по всему, и свела замминистра с Эриком Лидвалем, известным на рынке продавцом бесшумных ватер клозетов и владельцем игорных клубов.

Личная заинтересованность Владимира Иосифовича доказана не была, и Гурко отдали под суд лишь по обвинению в превышении власти. У него нашлись высокие защитники при Высочайшем дворе: император, возможно - в пику Столыпину, именными повелениями даровал Гурко помилование, отменил запрет суда на его занятия общественной деятельностью и пожаловал ему звание камергера. Правда, репутация Владимира Иосифовича была испорчена, о службе в правительстве думать более не приходилось.

На суде 23 октября шла речь о салоне мод «Эстер», который держала Александра Цеховая. Именно в этом ателье Гурко оставил суммы, сильно превышающие его жалованье товарища министра, он долгие годы «курировал» мадам Цеховую. Эстер-Цеховая на суде подтвердила, что в её заведении регулярно бывали и Гурко, и Лидваль. Об этом писали все газеты, этому был посвящён роман «Хлеб насущный» (1907) бойкого беллетриста Иеронима Ясинского, много позже эти мотивы использовал Булгаков в «Зойкиной квартире».

В 1908 г. дом у Эстер купил П. В. Оболонский, член совета Азовско-Донского коммерческого банка.

В 1910-х гг. в доме находилось главное управление «Бельгийского общества трамваев и применения электричества» и различные магазины.

После национализации дом превратился в коммунальное жильё для пролетариев и служащих. До середины 1950-х гг. в доме не было центрального отопления, квартиры топились печами и каминами. У каждой квартиры имелся свой дровяник в полуподвальном этаже. Дом был газифицирован в 1956 г. Окна на проспект не имели переплётов - сплошные зеркальные витринные стёкла.

Сегодня это, как и прежде, жилой дом. В парадных бережно сохранена дореволюционная плитка, роскошные лестничные перила с цветочным орнаментом, фрагменты лепнины, оконная фурнитура, даже остатки дореволюционных входных дверей.

4 ноября 2018 г.