Доходный дом Ф. М. Рыбина

Чкаловский проспект, №5 / Пионерская улица, №35

  Этот 6-этажный дом, выходящий узким фасадом на безымянную площадь на пересечении Чкаловского проспекта и Пионерской улицы, оказался немым свидетелем революционных баталий. Из орудия, установленного у его подножия, 29 октября 1917 г. сторонники большевиков вели обстрел находившегося напротив Владимирского военного училища. В советской историографии те трагические события получили название «юнкерского мятежа», в память о подавлении которого здесь установлен памятный знак. 

  Дом был построен в 1909 - 1910 гг. по проекту архитектора Павла Петровича Светлицкого для подрядчика строительных работ Фёдора Матвеевича Рыбина. Вероятно, домовладелец познакомился со Светлицким на строительстве Дома городских учреждений, возведённого в 1904 - 1906 гг. на углу Вознесенского проспекта и Садовой улицы. На этой муниципальной стройке Светлицкий, будучи ещё студентом, был одним из помощников архитектора, а Рыбин - одним из подрядчиков. 

  Что касается дома на Петербургской стороне, то постройка Светлицкого получила яркий, пронизанный романтизмом облик. По линии Чкаловского проспекта с большого расстояния видна башенка, узкие окна и высокая кровля которой навевают образы средневекового донжона (так называют главную башню в европейских замках). Романтический настрой поддерживают стрельчатые окна.

  В лепном фасадном декоре - северная тема: совы, взбирающаяся по стене ящерица-саламандра, лавирующие среди водорослей рыбы. В верхнем этаже архитектор спрятал загадку: по сторонам узких окон - декор в виде птичьих крыльев, но самой птицы нет - её образ каждый может домыслить сам.

  Вскоре после завершения строительства одним из жильцов дома стал сам Павел Светлицкий. В одно время с ним в этом здании жил его соученик и коллега Аркадий Германович Вальтер, с которым они совместно выступали на архитектурных конкурсах. В студенческие годы А. Г. Вальтер состоял помощником А. В. Щусева при строительстве Покровского собора Марфо-Мариинской обители в Москве, основанной великой княгиней Елизаветой Федоровной. И в дальнейшем Вальтер занимался храмовым зодчеством: в 1912 г. руководил реставрацией церквей Ферапонтова Белозерского монастыря. Умер он в Ленинграде в мае 1942 г., погребён на Волковском кладбище.

  До революции в этом доме жил ученый-этнограф, философ, известный в свое время писатель, профессор Санкт-Петербургского психоневрологического института Каллистрат Фалалеевич Жаков, происходивший из народа коми. События октября 1917 г. застали его в Латвии, в Петроград он не смог вернуться и остался в Прибалтике. Преподавал там в различных учебных заведениях, умер в Риге. А в доме-донжоне продолжала обитать его жена Глафира Никаноровна, преподавательница русского языка. С 1934 г. она работала методистом по этому предмету в Петроградском роно Ленинграда. Их сын Вадим Жаков, инженер-электрик, блестяще образованный человек, шахматист, пианист, спортсмен, стал в 1937 г. жертвой политических репрессий. Глафира Жакова умерла в блокадном городе в декабре 1941 г. Тогда же погиб и весь архив её мужа: пошёл в печку вместо дров.

  Спустя 20 лет 1-я жена Вадима Жакова сообщала своей дочери, по просьбе которой побывала в бывшем «семейном гнезде»: «Улица теперь переименована, но дом цел. Цела и квартира, порог которой я не переступала полвека... Даже уцелела на дверях медная дощечка с выгравированной надписью: “профессор К. Ф. Жаков”»

  9 июля 2017 г.