Дом Крылова

Садовая улица, №20

Дом Крылова

С конца XVIII века в крупных городах России стали появляться так называемые ведомственные дома – здания, принадлежавшие какому-либо учреждению, департаменту, министерству. Они предназначались исключительно для поселения служащих данного учреждения или ведомства. Квартиры отдавались сотрудникам на срок их работы в учреждении – иногда за небольшую арендную плату, но чаще бесплатно. В начале XIX века крупных чиновников и вовсе обязали проживать в казённых квартирах, даже если они имели собственный дом или особняк.

Свой ведомственный дом был и у Императорской Публичной библиотеки – это дом №20 по Садовой улице. Созданный в формах классицизма, дом не имел особых украшений и дошёл до наших дней почти в неизменном виде. Во дворе дома сохранились два флигеля.

К сожалению, ни автор проекта, ни точное время постройки неизвестны. Предположительно здание возведено в 1790-х годах. Принадлежало оно казне. В 1796 г. Павел I распорядился разместить здесь Варшавскую библиотеку братьев графов Залуских, привезённую после польской кампании А. В. Суворовым. С библиотеки Залуских и началось создание фондов Публичной библиотеки. Строительство библиотечного здания на углу Невского проспекта шло в это время полным ходом. Оно было закончено в 1801 г., после чего ведавший разбором Варшавской библиотеки граф А. С. Строганов обратился к императору с ходатайством не передавать дом Театральной дирекции, как планировалось, а отдать его библиотеке. На это последовал именной указ Александра I от 7.7.1801 г., в котором говорилось: «по <…> необходимости в сём доме для помещения надзирателей библиотеки и её служителей, признали Мы нужным присоединить его навсегда к той библиотеке <…> оба те дома [вместе с построенным] отапливать и починкою исправлять на счёт Кабинета». В отделке внутренних помещений в том же году принял участие архитектор Л. Руска.

Первые сведения о жильцах дома относятся к 1811 году. Тогда бесплатную казённую квартиру из трёх комнат на 3-м этаже здесь получил принятый на должность помощника библиотекаря (без жалования) поэт Николай Иванович Гнедич. Квартира у него была скромная, но Гнедич, человек со вкусом, обставил её изысканно: мебель красного дерева и карельской берёзы, картины и гравюры на стенах, персидский ковёр, английский диван и личная библиотека из 1200 томов. К Гнедичу частенько заходили «отогревать душу», по выражению А. С. Пушкина, и сам поэт, и А. Н. Оленин, а также А. А. Дельвиг, К. Н. Батюшков, И. А. Крылов.

Дом Крылова

Однако дом был вместе с тем и доходный – с конца XVIII века 1-й этаж сдавался под магазины, причём сдавался исключительно книготорговцам. В этом доме находились книжные лавки В. Заикина, И. Варгасова, С. Кораблёва, В. Сирякова. Долгое время держали здесь свой магазин книготорговцы и издатели Глазуновы. В начале ХХ века сюда переехало книгоиздательство А. А. Каспари, а на 2-м этаже помещалась редакция журнала для семейного чтения «Родина».

В комиссию по сдаче торговых помещений дома в аренду много лет входил поселившийся здесь вскоре после Гнедича ещё один служащий библиотеки – баснописец И. А. Крылов. Своей начальной историей – периодом 1810-1840-х годов – этот дом и вошёл в русскую культуру. На здании можно было бы укрепить не одну мемориальную доску, ибо здесь в названные годы жили или бывали И. А. Крылов, Н. И. Гнедич, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. С. Грибоедов, В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, П. А. Вяземский, В. Ф. Одоевский, К. Н. Батюшков, М. Н. Загоскин, П. А. Плетнёв – почти вся русская литература того времени поднималась по его лестницам, сидела на диванах в комнатах его радушных постояльцев.

Памятная доска И. А. Крылову

Иван Андреевич Крылов въехал в этот дом, в казённую квартиру из двух комнат на 2-м этаже, окнами выходившую на Садовую, в 1816 году, когда был переведён из помощников библиотекаря в библиотекари. 25 лет, до самой отставки в 1841 г., прожил здесь великий баснописец. Как хозяин он был полной противоположностью Гнедичу. В его комнатах царил вечный беспорядок. О мебели и прочих «мелочах» Крылов не заботился. Книги лежали у него на столе, на шкафу, даже на полу. Повсюду – горки пепла от сигар. Любитель поесть, Крылов часто жевал что-нибудь, крошил на пол, и залетавшие летом в открытое окно гостинодворские голуби, которых хозяин никогда не гнал, были его вечными «постояльцами». Достопримечательностью квартиры была огромная картина в тяжёлой раме, боком висевшая над креслом, в котором любил сиживать Иван Андреевич. Картина могла вот-вот упасть, однако Крылов даже не пытался её поправить и объяснял любопытным, что траектория падения картины им давно рассчитана, и что, падая, она его кресла никак не заденет.

Над Крыловым, на 3-м этаже, помимо Гнедича с 1812 года жили другие служащие библиотеки – книгоиздатель и выдающийся библиограф В. С. Сопиков и член Российской академии, филолог и мемуарист М. Е. Лобанов, близкий друг Крылова и 1-й его биограф. Лобанову мы обязаны также сохранением части наследия Крылова-баснописца – и это тоже связано с «должностным» домом. Иван Андреевич не завёл семьи, детей не имел. Его счастье составляла маленькая племянница Сашенька. Она часто гостила у дяди, и добродушный баснописец дарил Сашеньке автографы своих басен, наставляя хранить их, - но далее судьбой их не интересовался. Когда Крылов умер, Лобанов случайно обнаружил на чердаке дома огромную кипу рукописей Крылова, частично, правда, изорванных. Автографы Лобанов передал в библиотеку.

Дом оставался «должностным» домом Публичной библиотеки до 1917 года. Он и поныне по-прежнему принадлежит библиотеке, но не как жилой – на 1-м этаже разместился принадлежащий издательству РНБ книжный салон «Дом Крылова» и информационно-сервисный центр; на 2-м – конференц-зал, музыкальная гостиная, выставочный зал. На 3-м этаже планируется устроить Музей истории РНБ.

3 ноября 2019 г.

Источники:

  • Адреса Петербурга. №21/2005, Маша Вадейша; №38/2010, Юрий Кружнов