Театральная площадь

Театральная площадь находится между набережными канала Грибоедова и Крюкова канала, улицами Декабристов, Глинки, Союза Печатников.

Форма Театральной площади появилась не по предварительному замыслу какого-то одного архитектора, придумавшего её, а сложилась на протяжении трёх веков в результате деятельности многих строителей-творцов. Её причудливые углы, выступы, скверики и проезды даже охватить взглядом невозможно. Подходя к площади с разных улиц, мы видим её многочисленные необычные ракурсы, как будто любуемся несколькими не похожими друг на друга площадями. Такое впечатление, что Театральная площадь предназначена для обзора сверху самим покровителем искусств Аполлоном.

Театральная площадь одна из старейших в городе, была известна уже в 1730-е гг. как Брумбергова, по фамилии владельца расположенных неподалёку пильных мельниц. Летом 1766 г. на Дворцовой площади устраивали гулянья и маскарады для знати. Там были сооружены «карусели» — амфитеатры для конных игр. После завершения праздника было решено перенести гулянья на Брумбергову площадь, примыкающую к Крюкову каналу, где уже более широкие слои горожан могли покататься на качелях и каруселях, посмотреть выступления комедиантов, прогуляться. Площадь стали называть Карусельным местом.

В 1773 г. по указу императрицы Екатерины Второй был учреждён театр, который строился с 1775 г. по проекту Антонио Ринальди. В 1783 г. здание было достроено и получило название Большого, или Каменного, театра. Это было 1-е в России монументальное театральное сооружение, к тому же долгое время театр оставался самым крупным в Европе. Ныне на этом месте в перестроенном и расширенном здании Каменного театра располагается Консерватория.

Примерно с 1790-го по 1820 год бывшее Карусельное место называлось площадью Каменного театра, После пожара в начале XIX века театр был перестроен по проекту архитектора Тома де Томона. И с 1822 г. площадь стала называться Театральной.

В жизни Театральной площади особую роль сыграл огонь. Много раз здесь случались большие и малые пожары, что неудивительно. В театре для освещения зала и сцены использовали в огромном количестве различные свечи, керосиновые лампы, масляные светильники, бенгальские огни, газовые рожки и другие источники открытого огня. Для отопления применялись дровяные и угольные печи, а вокруг театральных построек располагалось несколько круглых навесов с отверстием в кровле по центру, где жгли костры извозчики и кучера в ожидании окончания представления. Именно эти павильоны породили в Европе легенду, что, дескать, русским приходится даже улицы отапливать, чтобы не умереть от лютого холода. В питерском фольклоре разведение костров в открытых беседках называлось «сушить портянки Боженьке».

Сильный пожар 1811 г. практически уничтожил Большой Каменный театр. Как говорил известный острослов Александр Николаевич Нарышкин: «Нет ничего более: ни лож, ни райка, ни сцены — всё один партер».

В 1845 г. напротив Каменного театра, на пустовавшей в то время части площади, архитектором Альбертом Кавосом был сооружён деревянный цирк, а в 1847–1849 гг. тем же архитектором — каменный театр-цирк, который в 1859 г. сгорел.

На его месте всё тем же Альбертом Кавосом было построено здание для Императорского Мариинского театра, названного в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго.

В 1890 г. здание Консерватории опять сгорело, и его восстанавливали уже по проекту В. В. Николя.

Кроме огня Театральная площадь накрепко связана ещё с одной из стихий. Это вода. Со стороны Коломны площадь ограничена Крюковым каналом, с набережной которого видна река Мойка. Противоположная сторона площади упирается в канал Грибоедова. В створе улицы Глинки с Театральной площади в одну сторону виден Поцелуев мост через Мойку и Морские Крюковские казармы, а в другой стороне перспектива улицы упирается в Никольский Морской собор.

Вода в виде петербургских наводнений не обходила стороной и Театральную площадь. Десятки раз её подтапливало, а глубина воды на ней бывала два с лишним метра. Художники не раз изображали Театральную площадь во время наводнения 1824 года, описанного в поэме Пушкина «Медный всадник». Александр Бенуа, иллюстрируя это произведение, изобразил затопленную площадь перед Большим Каменным театром, по которой перемещаются люди на лодках.

В 1903 г. на залитой водой Театральной всплыли деревянные торцы, которыми была вымощена проезжая часть. Потом торцовую мостовую восстановили, но после того как во время наводнения 1924 г. мостовая ещё раз всплыла, её не стали больше восстанавливать. Началась эпоха асфальта на мостовых Театральной площади.

По логике, после стихий огня и воды должна последовать земля, но её заменит род Глинка. Это вполне правомерно, если вспомнить, что мамой композитора, столь плотно связанного с Театральной площадью, была Евгения Андреевна Глинка-Земелька.

С наводнения 1924 года, можно сказать, началась «прогулка композитора Михаила Ивановича Глинки» по Театральной. Прежде чем восстанавливать мостовые, разобрали памятник Глинке, поставленный на Театральной площади в 1906 г. в створе улицы Глинки, прямо посередине проезжей части. В 1925 г. разобранный памятник был перенесён в сквер справа от Консерватории и вновь собран, но уже без замечательных светильников, которые посчитали лишними.

Вообще-то на Театральной площади многое связано с этим композитором, чьё победное шествие по площади началось в 1836 г., когда торжественное открытие Консерватории было ознаменовано постановкой оперы Глинки «Жизнь за царя», до сих пор идущей с успехом в театрах, но уже под названием «Иван Сусанин».

Памятник М. И. Глинке

Спустя почти четверть века, в 1860 г., торжественное открытие уже Мариинского театра вновь было ознаменовано той же самой оперой Глинки. До сих пор по традиции каждый театральный сезон в Мариинке начинается с этой оперы.

Мариинский театр

20 ноября 1892 г. Николаевская улица, пересекающая Театральную площадь, была переименована в улицу Глинки в связи с 50-летием премьеры оперы «Руслан и Людмила», так как «улица вела к Мариинскому театру, где ставились оперы Глинки, и к строящемуся зданию Консерватории...» Это было первое в истории Петербурга переименование улицы, когда одно исторически устоявшееся название заменялось другим в честь кого-либо, причём не члена императорской фамилии.

Поскольку улица Глинки перед Никольским собором упирается в проспект Римского-Корсакова, а Консерватория носит имя Римского-Корсакова, то в 1952 г. в сквере слева от Консерватории был установлен памятник Николаю Андреевичу.

Любопытно, что на Театральной площади есть ещё и мемориальная доска на доме № 18, где упоминается фамилия жившего в этом доме Глинки, но не композитора, а его родственника, поэта и декабриста Фёдора Николаевича Глинки. Его наиболее известные стихотворения — «Тройка» («Вот мчится тройка удалая...») и «Песнь узника» («Не слышно шуму городского...») легли в основу популярных народных песен.

3 мая 2020 г.

Источники: