Конка

Первые конки появились в США ещё в 1832 г. Но до Петербурга новый вид транспорта добрался только через 30 лет. 21 сентября 1862 г. был утверждён устав 1-го Товарищества конно-железных дорог. Его учредителями были генерал-адъютант граф Адлерберг, действительный статский советник граф Строганов, гвардии полковник Дитмар и севастопольский купец 1-й гильдии Каншин. К 1863 г. были построены первые три линии. 

Конки превосходили омнибус в скорости. Если омнибус ездил со скоростью 4 км/ч, то конка разгонялась до 7-8 км/ч.

27 августа (8 сентября) 1863 г. открылся 1-й маршрут: от Николаевского (ныне Московского) вокзала до Стрелки В.О. Затем конки стали ходить от Дворцовой площади до 6-й линии В.О. через новый Николаевский (ныне Благовещенский) мост и по Садовой улице от Гостиного двора до Никольского рынка. 

К этому времени нью-йоркская конка обслуживала пассажиров уже 30 лет. Но в русской столице первые три одиночные линии чуть не обанкротились: выручка с пассажиров не позволяла содержать дорогую дорогу. 

В первые же месяцы выяснилось, что линии работают в убыток, поскольку являются слишком короткими (общая длина их составляла всего 8 вёрст). Товарищество обратилось с прошением о продолжении существующих и устройстве новых линий. Однако комиссия при Городской думе ответила: «Конно-железные дороги действительно облегчают сообщение, особенно для недостаточных обывателей столицы, но другая часть столичного населения, комиссией признанная наиболее значительною, не пользуется этим сообщением, а терпит от оного весьма существенные неудобства». К комиссии присоединился и губернатор Петербурга, заявив: «С своей стороны я вполне разделяю мнение Общей думы, что существующие в здешней столице конно-железные дороги представляют столь значительные неудобства, что дальнейшее распространение оных допущено быть не может».

Убыточную компанию продали в 1875-м году лондонской фирме “Э. Эрлангер и Ко”, а по окончанию срока концессии, в 1898 году, дорога перешла в собственность города. Только тогда в Петербурге начали создавать продуманную сеть общественного транспорта. 

В конкурсе на строительство дорог победили опытные предприниматели, построившие немало железных дорог по всей России, — коммерции советник Пётр Губонин и статский советник Сергей Башмаков. Они не только проложили 84 версты (90 километров) рельсов по городу, но и построили 6 парков с депо для размещения вагонов и конюшнями для лошадей. Затем учредили акционерное общество и продали акций на 7,5 миллионов рублей. 

В течение 1874-1877 гг. открывается движение конок по 26 маршрутам, протяжённость которых составила 84 версты, а в конце XIX века – 157 км. В любой части города можно было видеть длинные вагончики, которые катила по чугунным рельсам пара упитанных лошадей. Управлял лошадьми вожатый, сидевший впереди вагона, на небольшой площадке, с вожжами и кнутом.

Конечно, петербургская конка была в руках частных владельцев. «Товарищество конно-железных дорог» по договору с Думой получило право прокладывать рельсы по петербургским улицам и гонять по ним вагончики, запряжённые лошадьми. Дело для «Товарищества» оказалось доходным: уже за 1-й год своего существования конка перевезла полтора миллиона пассажиров и много груза. В 1874 г. к нему присоединилось еще Акционерное общество конно-железных дорог, открывшее в 1877 г. движение по двадцати шести маршрутам. 

Появились в городе коночные парки: Рождественский на Песках (в районе нынешних Советских улиц), Московский у Московской заставы, Василеостровский, Петербургский (на Петербургской стороне). В 1878 г. конка вырвалась из городских пределов, проложив пригородную линию от Николаевского (ныне Московского) вокзала до деревни Мурзинки за Невской заставой. 

Согласно договору с городской думой после 40 лет эксплуатации все линии КЖД должны были перейти в ведение города. Но владельцы конки цепко держались за прибыли и не хотели пускать на городские улицы трамвай: не разрешали использовать свои линии и препятствовали прокладке новых. После многолетней тяжбы город в 1902 г. получил-таки имущество конки «со всем подвижным составом, с вагонами, лошадьми, конской сбруей, кондукторским и кучерским платьем, а равно все относящиеся к предприятию земли, с возведёнными на них домами, конюшнями, конно-железными парками»

Конные железные дороги довольно скоро стали массовым видом городского транспорта и более полувека оставались лидером общественного транспорта. Только в 1893 г. конками на всех маршрутах было перевезено 57 781 582 пассажира. Лишь при появлении трамвая в начале ХХ века конки постепенно стали уступать место этому более совершенному и прогрессивному виду транспорта. 

Если кто слабо представляет как выглядела конка, может свериться с наглядным образцом - памятником конке у станции метро «Василеостровская». 

Конка представляла собой тёмно-синий металлический вагон длиной около 8 метров. Вагоны были двух типов: 1-этажный везла по рельсам одна лошадь, 2-этажный вагон, где можно было сидеть и на крыше, на империале, — две. На невские мосты ни тот, ни другой вагон въехать своими силами не могли, поэтому к ним прицепляли добавочных лошадей, специально дежуривших перед переправами. Впереди и сзади вагона были открытые площадки, с которых винтовые лестницы вели на империал. Проезд наверху стоил 2 копейки, внизу — 3 или 5, в зависимости от дальности поездки. Внизу сидели на скамейках вдоль стен, а на империале — на двусторонней скамейке в центре, спиной друг к другу. Вагоновожатый правил лошадьми, кондуктор продавал билеты и давал сигналы остановок. Весь путь служащие проводили стоя и концу рабочего дня уставали не меньше лошадей. В вечернее время в вагоне зажигались керосиновые фонари. На скамьях в вагончике помещалось 22 человека. Стоять внутри вагона запрещалось. На империале было ещё 24 места, но туда не пускали дам. Считалось, что при подъёме у женщин будут обнажаться нижние части тела. 

Сначала лестница на империал была прямой, по ней надо было карабкаться как на чердак, и порой те, кто спускался, наступали на голову желающим подняться. После усовершенствования конструкции и долгих дебатов в думе на империал с 1903 года без ущерба для репутации смогли взойти и дамы. 

Вскоре электрический трамвай оттеснил тихоходную конку на окраины, коночные вагоны переделали в прицепные трамвайные. Полный запрет конки совпал с концом империи. В начале 1917 г. городская дума постановила: «Ввиду полного истощения лошадей и неустранимых затруднений в получении фуража закрыть все линии конной тяги». 

18 августа 2018 г.

Источники: