Исаакиевский мост

Ныне не существует

Всего в Петербурге в дельте Невы было 11 больших наплавных мостов. Первым был Исаакиевский. Известно, что Пётр I, приучая обывателей к воде, разрешал строительство мостов только в исключительных случаях – при прокладке дорог через заболоченные ручьи, через мелкие протоки или канавы. 1-й мост, да и тот наплавной, появился только через 2 года после смерти императора, в июле 1727 г.

Краткая история 1-го моста, сооружённого через Неву, описана на одной из городских мемориальных досок. Эта доска находится на гранитном спуске к Неве, напротив дома №13 по Университетской набережной. Текст её гласит: «Здесь находился первый в городе наплавной Исаакиевский мост. Береговые устои сооружены в 1819 - 1821 гг. по проекту инженера Бетанкура. 1727 - 1916».

Мост этот, как видно из текста, служил петербуржцам почти 200 лет.

В 1727 г. по приказанию светлейшего князя А. Д. Меншикова был построен наплавной мост, соединивший усадьбу светлейшего князя на Васильевском острове с Адмиралтейским островом.

Мост состоял из 26 деревянных барок-плашкоутов, пролёты между которыми перекрывали деревянные брёвна - прогоны. В пролёты моста свободно проходили лодки и небольшие суда, а чтобы пропустить судно с мачтами, часть плашкоутов оттягивали канатами в сторону. Мост был надёжно привязан к сваям, вбитым около берегов, и, кроме того, удерживался несколькими корабельными якорями.

На Адмиралтейском острове мост располагался против места, где сейчас стоит памятник «Медный всадник». В 1-й половине XVIII века здесь стояла деревянная церковь Исаакия Далматского, поэтому мост стал называться Исаакиевским.

Мост возводился под руководством выпускника Академии морской гвардии, поручика Бомбардирской роты лейб-гвардии Преображенского полка Филиппа Петровича Пальчикова. Это был 1-й отечественный кораблестроитель, получивший у себя на родине законченное академическое инженерное образование. Его с полным правом можно назвать «птенцом гнезда Петрова». Грамотный, энергичный, исключительно исполнительный, он был любимцем Петра I, который очень тепло относился к Пальчикову. В 1711 г. государь даже исполнил обязанности шафера на его свадьбе. Впоследствии Пальчиков стал крупным кораблестроителем и дослужился до чина статского советника.

В том же 1727 г. умерла императрица Екатерина I, на престол взошёл внук Петра Великого - Пётр II. Меншиков попал в опалу, был отстранён от государственных дел, имущество его подлежало описи в казну. Чтобы не допустить перевозки имущества из дворца, он приказал срочно разобрать мост. Мост разобрали, но имущество светлейшего это не спасло.

Новая императрица - Анна Иоанновна - переехала со своим Двором в Петербург к лету 1732 г. и повелела тому же Пальчикову вновь соорудить мост на прежнем месте. 15 марта 1732 г. был издан указ «О делании через Неву на Василевском острову моста на барках». Однако конструкции старого моста за прошедшее время были растащены, и наводить мост была не из чего. По приказу Адмиралтейств-коллегий у жителей столицы конфисковали барки разных калибров и состояния, построили мост «с поспешанием», и 30 июня 1732 г. Пальчиков уже рапортовал об окончании постройки. Наскоро изготовленный из каких попало средств мост не мог надёжно противостоять стихиям. В следующем году случившийся в устье Невы шторм разметал всё это сооружение, причём часть барок-плашкоутов затонула.

Новый плашкоутный мост, 3-й по счёту, в 1733 г. соорудили «ластовых судов» мастер Соловьёв и «лекарский помощник» Стеклов. Для него изготовили особо прочные суда. С тех пор мост ежегодно наводился весной. Два пролёта были разводными для прохода больших кораблей. Дежурный офицер Адмиралтейской коллегии, выполнявший обязанности начальника караула, отвечал за своевременный развод моста в ночное время и чёткое прохождение судов в обе стороны. Во время спуска кораблей на Адмиралтейской верфи мост разводили, «дабы огромный новый спускаемый корабль не повредил мост или колебанием Невы, или могущим случиться ударом».

Исаакиевский мост разводился осенью перед ледоставом и весной, после ледохода, вновь собирался. С 1779 г. мост наводился и зимой после ледостава. Для наводки моста требовалось от 4 до 6 дней, причём наводка моста зимой, выполнявшаяся подрядчиками на договорных началах, оплачивалась крупной по тому времени суммой — 1800 рублей.

За проезд и проход по мосту взималась плата - с прохожего по 1 копейке, за каждую лошадь по 2 копейке, а с владельцев кареты - по пятаку, с 10 мелких скотин – 2 коп., с судов – рубль. Бесплатно пропускались дворцовые кареты, дворцовые курьеры, пожарные команды и воинские части. На эти «мостовые деньги» в Петербурге был построен Морской Николо-Богоявленский собор. В 1754 г. в день рождения престолонаследника Павла Петровича императрица «высочайше соизволила» отменить плату «мостовых денег».

В истории моста был случай, когда воинскую часть по нему не пропустили. Случилось это значительно позже, 14 декабря 1825 г. В этот печально известный день для России батальон лейб-гвардии Финляндского полка под командованием поручика А.Е. Розена спешил из своих василеоостровских казарм на Сенатскую площадь к восставшим войскам. На мосту путь им преградила команда преображенцев. Таким образом финляндцам оставалось лишь с горечью наблюдать, как картечью расстреливают их товарищей.

Мост исправно служил петербуржцам. Но иногда происходили несчастные случаи на мосту. 4 октября 1809 г. поздно вечером по мосту возвращались из гостей после дружеской пирушки два легендарных морских офицера - Н.А. Хвостов и Г.И. Давыдов - участники ряда морских экспедиций, герои только что закончившейся русско-шведской войны. В этот момент мост начали разводить для пропуска барж. Друзья решили не ждать, когда баржи пройдут и мост восстановят для движения.

Лихие «морские волки» прыгнули на проходящую баржу и с неё попытались перебраться на противоположную сторону моста. Трюк не удался - оба сорвались, упали в Неву и утонули. Их тела так и не были найдены.

Эта история вдохновила Г.Р. Державина на создание в том же году стихотворения «В память Давыдова и Хвостова».

Мост упоминается в повести Н.В. Гоголя «Нос»: «Этот почтенный гражданин находился уже на Исакиевском мосту. Он прежде всего осмотрелся; потом нагнулся на перила, будто бы посмотреть под мост: много ли рыбы бегает, и швырнул потихоньку тряпку с носом».

К началу 1820-х гг., после формирования ансамбля Сенатской площади, возникла необходимость переустройства моста. В 1819—1821 гг. были построены каменные береговые устои, облицованные гранитом, и лестничные спуски к воде. В ноябре 1821 г. мост был открыт после реконструкции, производившейся по проекту и под руководством А.А. Бетанкура. В результате чего увеличилась грузоподъёмность моста.

Ширина моста составляла 18,1 м. с двумя отделёнными от проезжей части тротуарами по 1,83 м. Мост освещался 23 керосиновыми фонарями.

Для эксплуатации переправы требовалось постоянное присутствие обслуживающего персонала, состоящего из 3 обер-офицеров морской службы, 2 унтер-офицеров и 3 рабочих на каждые два плашкоутов, т.е. примерно 30 человек.

В 1850 г. по окончании строительства Благовещенского моста наплавной мост передвинули выше к Стрелке Васильевского острова и наименовали Дворцовым. В апреле 1879 г. здесь было установлено несколько экспериментальных фонарей, изобретённых П.Н. Яблочковым, где источником света являлась вольтова дуга.

Когда на этом месте в 1912 г. началось строительство постоянного Дворцового моста, наплавной вернули на прежнее место и снова назвали Исаакиевским. Здесь по-прежнему стояли керосиновые фонари, а в одном из плашкоутов хранился запас керосина.

11 (24) июля 1916 г. от искр из трубы проходящего парохода бак с керосином загорелся. Огонь охватил весь мост.

Пожарные и вызванное из порта пожарное судно не смогли погасить пламя. Перегоревшие балки лопнули, и обломки моста кострами поплыли к Николаевскому мосту, где долго догорали у его каменных быков. Восстанавливать мост не стали.

Поэтесса Анна Ахматова, ставшая очевидцем пожара Исаакиевского моста, позднее писала: «...и снова деревянный Исаакиевский мост, пылая, плывёт к устью Невы, а я с моим спутником с ужасом глядим на это невиданное зрелище, и у этого дня есть дата — 11 июля 1916 года...».

Гранитные устои со стороны Университетской набережной и со стороны Сенатской площади – немые свидетели существовавшего здесь некогда 1-го наплавного моста через Неву.

24 июля 2017 г.

Источники:

  • Н.А. Синдаловский «Петербург: от дома к дому... От легенды к легенде...». 2002, Норинт

  • Б.К. Пукинский «Санкт-Петербург. 1000 вопросов и ответов». 1997, Норинт

  • panevin.ru

  • Б.И. Антонов «Мосты Санкт-Петербурга». 2002, Глагол

  • Википедия