Дом Протасовых / Кинотеатр «Кристалл-Палас»

Невский проспект, №72

Впервые этот участок был застроен в конце XVIII века. В 1841 г. стоявший здесь двухэтажный дом надстроили третьим этажом. В 1855-1856 гг. для графини Н. Д. Бахметьевой в здании устроили домовую церковь. 

В 1907 г. дом перешёл к жене полковника М. В. Воейковой. В 1909-1910 г. для неё старое здание было кардинально перестроено по проекту гражданского инженера С. И. Минаша. Он возвёл здесь шестиэтажный дом в стиле модерн. 

Дом в стиле «северный модерн» встречает внимательного прохожего лебедями, филинами, воронами и хищными кошками. Сима Минаш — архитектор, получивший известность благодаря интерьерам Витебского вокзала. 

Как ни странно, проектом восхищались не все современники. Историк архитектуры Георгий Лукомский в 1910 г. назвал этот дом «уродливым во всех отношениях» и изумлялся «снисходительности наших комиссий и всех инстанций, через которые должен пройти проект каждого сооружения на Невском проспекте». 

Фасад, спроектированный гражданским инженером Симой Минашем, предстояло утверждать у императора. 

В строительном уставе прямо указывалось, что фасады частновладельческих построек, выходящие на Невский проспект от Адмиралтейства до Лиговки, выносятся на «высочайшее утверждение». Внешний вид дома Воейковой сразу же вызвал нарекания за свою эпатажность. Техническо-строительный комитет МВД указал, что «детальную обработку фасада (крупными шахматами, червеобразными орнаментами и другими неопределенными формами) нельзя признать удачной», особенно на Невском. 

Проект завис в инстанциях, поэтому 7 августа 1909 г. мать домовладелицы, 72-летняя княгиня Мария Голицына, решилась написать лично председателю Совета министров П. А. Столыпину, чтобы ускорить дело. «Пётр Аркадьевич, я обращаюсь к Вам с великой просьбой - так начиналось её послание. Далее княгиня убеждала ускорить представление доклада государю: - Это очень важно, так как строительный сезон скоро кончается, и времени остаётся очень мало... Очень, очень прошу Вас поторопить это дело! Оно очень важно! Пропускать несколько месяцев из-за утверждения фасада, это очень большая потеря. Пожалуйста, помогите нам и простите». Премьер дал указание - ускорить. 

Однако, несмотря на отмашку Столыпина, утверждение проекта произошло не так быстро, как, вероятно, надеялась княгиня-просительница. Градоначальник, получив исправленный проект, вновь указал, что в целом фасад не отвечает «монументальному характеру» Невского проспекта, и чертежи отправились по новому кругу. 

Проект погулял по инстанциям, и к ноябрю 1909 г. замечаний осталось совсем немного. Наконец, он был утверждён, и к осени следующего года дом построили. Печально, что старая княгиня, проталкивавшая экстравагантный проект через Столыпина, не смогла его увидеть: она скончалась весной 1910 г., когда строительство было в самом разгаре. 

Проходят времена, и вкусы меняются: сегодня искусствоведы считают эту постройку наряду с другими подлинным украшением Невского проспекта. Борис Кириков отмечает, что дом Воейковой хоть и «не принадлежит к вершинам петербургского модерна», но интересен «мастерским исполнением фасадного декора». Владимир Лисовский также положительно оценивает включённые в каменную облицовку «стилизованные рельефы и маски, которые с успехом служат опознавательными знаками» избранной Симой Минашем «художественной манеры». 

Жена гвардейского полковника Мария Воейкова, затеявшая очередную перестройку в доме на Невском, приспособила под синематограф домовую церковь, устроенную здесь в середине XIX века, когда здание находилось во владении графини Н. Д. Бахметевой. Её автором был известный архитектор Алексей Горностаев, поборник русского стиля. 

Репортёр «Петербургского листка» в сентябре 1908 г. сетовал: «Перекрашенный, замазанный по местам зал церкви приспособлен к обыкновенному залу кинематографа. Явление, как хотите, довольно грустное... Закрытый храм представлял собой одну из лучших домовых церквей в столице. Сводчатый потолок и высокие стены были сплошь расписаны оригинальной стенной живописью в византийском стиле. Чудной, высокохудожественной работы резной иконостас представлял собой копию иконостаса московского Успенского собора». 

Кинематограф во дворе дома был открыт в 1910 г. Натальей Мулерт (она же открывала кинотеатры «Юнион» и «Художественный»). Кинотеатр был переименован в «Кристалл-Палас». 

В 1910-х гг. здесь работали 3-е Петербургское общество взаимного кредита, зубоврачебная школа и лечебница, магазин роялей и пианино К. И. Бернгарда, а также другие торговые заведения. В 1917 г. в доме недолго помещалась редакция эсеровской газеты «Дело народа». 

Здание широко известно тем, что в нём 5 октября 1929 г. был открыт 1-й звуковой кинотеатр в стране, оснащённый аппаратурой системы А. Ф. Шорина (до этого фильмы сопровождали тапёр или оркестр). В программу были включены: киножурнал о праздновании Международного юношеского дня, экранизированный концерт и съёмка в лаборатории Александра Шорина — одного из изобретателей советских систем звукового кино. 

Интересно, что кинопроекторы, которые стояли в аппаратных, были немые, но дополнительно оборудованные звукочитающими системами по системе Шорина. В титрах первых кинолент первое время так и указывалось — «звук записан по методу профессора Шорина». 

Звуковое кино в СССР появилось благодаря изобретателю в области техники связи, звуковой кинематографии Александру Шорину. Он создал систему записи звука на киноплёнку. Аппараты, которые это делали, даже называли «шоринофонами». 

До 1929 года в советских кинотеатрах показывали лишь немое кино. И вдруг прорыв – кинотеатр на Невском проспекте объявил, что будет показан 1-й звуковой фильм. Народ валом повалил посмотреть на диковинку и, конечно же, послушать. Сегодня сложно всерьёз удивиться той новинке, но в 20-30-х годах звук повергал зрителей в настоящий шок. 

В 1930 г. в кинотеатре на Невском зрители могли услышать речь наркома просвещения Анатолия Луначарского. Этот, казалось бы, ничем не примечательный документальный фильм собирал аншлаги. 

Советские режиссёры начали активно снимать фильмы со звуком. Первый из них вышел в 1931 г. и назывался «Путёвка в жизнь». Чуть позже этот фильм заслужил награду Первого кинофестиваля в Венеции, был показан в 107 странах мира. Решением ЮНЕСКО «Путёвка в жизнь» внесена в десятку лучших фильмов всех времён и народов. Роли в этой кинокартине исполнили такие актёры, как Йыван Кырла, Николай Баталов, Михаил Жаров, Рина Зелёная и Георгий Жжёнов. 

Действие картины происходит в 1923 г. В Москве орудует опасная шайка беспризорников – шайка Жигана. Пацаны давно живут на улице, грабят честных людей и наводят страх на граждан. Милиция проводит облавы, задержано более 1000 бездомных. Но есть ребята, которые не хотят жить в детских домах и постоянно оттуда сбегают. Что с ними делать? Самое простое – отправить в тюрьму. Организатор трудовой коммуны для беспризорников Сергеев предлагает другой выход. Он забирает ребят к себе и обучает хулиганов профессиям столяра, сапожника, плотника. Бывшие беспризорники начинают обеспечивать себя не воровством, а честной работой. 

Один из актёров картины Георгий Жжёнов вырос в Ленинграде, на Васильевском острове. Окончил школу с физико-математическим уклоном и поступил в цирковое училище. Там его и приметил режиссёр Николай Экк. Он предложил способному 16-летнему парнишке небольшую роль беспризорника. Талантливый парень так здорово показал себя на съёмочной площадке, что вскоре ему предложили главную роль в фильме «Ошибка героя». Так началась удивительная карьера легендарного артиста. 

Рина Зелёная, как и Жжёнов, дебютировала в первом звуковом фильме в истории - «Путевка в жизнь». Там 30-летняя яркая брюнетка сыграла роль девушки из шайки Жигана. 

К 1934 году произошёл полный переход советской киноиндустрии к звуковому кино. Эра немого кино незаметно ушла в прошлое. 

Сегодня в этом же здании расположен кинотеатр «Кристалл-Палас», который впервые в Петербурге был оснащён звуковой аппаратурой системы Dolby. 

В нижнем этаже дома долгое время работал знакомый большинству ленинградцев кондитерский магазин «Мечта». 

В среде знатоков дом, выстроенный в стиле северного модерна, известен прекрасными рельефными изображениями животных и птиц северных лесов. В частности, вход в магазин на всю высоту дверного проёма оформлен двумя гигантскими совами, встречающими посетителей. 

8 октября 2023 г.

Источники: