Дом Б. И. Гиршовича

улица Писарева, №5

Есть за Театральной площадью весьма необычный уголок: если стоять на пересечении улиц Декабристов и Писарева, то взгляд непременно упрётся в суровый силуэт брандмауэра, отстоящего от перекрестка более чем на сотню метров. Шероховатая поверхность высокой стены вразнобой прорезана окнами, появившимися уже в советское время. Деталь не самая интересная, хотя и типичная для нашего города. Однако фасад здания весьма привлекателен: он оформлен в «стиле Людовика XVI», весьма модном в конце XIX века, на излёте поздней эклектики.

Этот 4-этажный с мансардой на высоком подвальном этаже дом построил для себя в 1899-1900 гг. архитектор Борис Ионович Гиршович.

Зодчий-домовладелец постарался выжать из узкого участка максимальную выгоду. Для увеличения полезной площади на лицевой фасад был «навешен» трёхэтажный эркер, над проездом во внутренний двор устроены антресольные помещения, дворовые фасады «оснащены» балконами. Было устроено «помещение для дров» - так называемый подвесной двор на сводах: подвалы устроили не только под строениями, но и под частью двора. В глубине участка возвели 2-этажный флигель, где разместили конюшню, сарай, ледник и прачечную.

Плотная застройка не должна была сказаться на комфорте жильцов. Освещение парадной лестницы было устроено «верхним светом» - через застеклённый потолок. Правда, лифта не было - этажность дома позволяла отказаться от этой дорогостоящей новинки. Одну из квартир на 3-м этаже, в 13 комнат, занял сам архитектор с семьёй. Кроме того, на 4-м этаже дворового флигеля он устроил для себя «мастерскую в антресолях».

На 1-м этаже квартировал сын президента придворной конюшенной конторы князь Пётр Павлович Голицын. Он оказался причастен к любовной истории будущего императора Николая II и Матильды Кшесинской. Известно, что наследник часто приезжал к балерине не один, а в сопровождении молодых друзей, которых называли «адъютантами Кшесинской». Именно они передавали балерине роскошные букеты от Николая. Среди таких «адъютантов» был и Пётр Голицын. Князь был женат на Анне Борисовне Щербатовой, фрейлине вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны.

2-й этаж занимал барон Александр Генрихович фон Нолькен, участник Русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., член совета министра внутренних дел, камергер. Его жена София Михайловна Каракозова была дочерью саратовского губернского предводителя дворянства. А с тем произошла довольно любопытная история: после покушения Дмитрия Каракозова на императора Александра II он получил высочайшее разрешение сменить фамилию на Михайлов-Рославлев, не желая носить фамилию террориста. София Михайловна участвовала в выставках живописи, которые устраивало Общество помощи нуждающимся художникам в память академика К. Я. Крыжицкого.

На мансардном этаже поселился Владимир Александрович Бонди, редактор «Биржевых ведомостей» и журнала «Огонёк». В 1931 г. он был арестован по печально знаменитой статье 58 УК РСФСР (за контрреволюционную деятельность), точная дата его смерти неизвестна. Жена Владимира Бонди Анна Ивановна Ульрих была известным переводчиком. Она перевела более 70 произведений с французского, английского, итальянского, шведского, датского и норвежского языков.

Что касается дома, то он принадлежал семье Гиршовичей вплоть до революционных потрясений 1917 года. Архитектор-домовладелец до них не дожил: он умер летом 1911 года, здание унаследовала его вдова Генриетта. В 1921 - 1931 гг. среди жильцов был скульптор Илья Яковлевич Гинцбург, создавший в нашем городе памятники Г. В. Плеханову и Д. И. Менделееву.

До наших дней дом дошёл практически без потерь. Сохранилась фасадная отделка, на месте стеклянный потолок лестничной клетки, небольшие по площади витражи, лепнина. Даже 2-этажный дворовый флигель предстаёт в первозданном виде.

14 октября 2017 г.