Особняк Л. И. Кнол

8-я линия В. О., № 27

  На месте деревянного одноэтажного особняка на участке № 27 в 1828 г. возвели двухэтажный каменный дом, с мезонином. 

  В 1851 г. архитектор А. У. Курвуазье перестроил мезонин в 3-й этаж.

  В 1875 г. архитектор И. А. Цим  возвёл 4-й этаж и переделал фасад.

В результате всех этих перестроек лицо здания приобрело совершенно оригинальное хотя и немного нелепое выражение. Единственный сегодня балкон на уровне 3-го этажа заменил, вероятно, существовавший ранее во 2-м этаже (о чём говорит, например, сохранившееся вокруг центрального окна обрамление для дверного проёма). Но, возможно, они какое-то время оба украшали фасад.

Не совсем понятны «пенёчки» - коротенькие пилончики над углами ризалита 1-го этажа. Так и хочется протянуть их выше.

И очень одиноко выглядят  в середине 4-го этажа две женские головки в круглых медальонах. Но до капитального ремонта в 1964-1965 гг. на «пенёчках» стояли скульптуры и поэтому расположенные выше медальоны были органичны.

В 1860-х гг. здесь жил адмирал И. Е. Епанчин, участник Наваринского сражения, в 1872-1874 гг. - филолог-славист И. И. Срезневский, в 1890-х - университетский профессор Д. К. Бобылев, крупный физик и механик, в 1899 - 1903 гг. - архитектор В. А. Демяновский, в 1900 - 1905 гг. -    архитектор Р. И. Кригер. 

Дом Кнол числился выявленным памятником. По заказу дирекции КГИОПа Максим Филипович провёл историко-культурную экспертизу. «Вследствие значительных перестроек и реконструкций к настоящему времени объект в большей степени утратил свою историческую роль и первоначальный авторский замысел... Были утрачены подлинные архитектурно-художественные элементы лицевого фасада», — отметил специалист. Филипович рекомендовал снять с дома Кнол статус выявленного памятника.

В феврале 2024 г. КГИОП удовлетворил его рекомендацию и исключил дом из списка памятников. Теперь здание охраняется как элемент исторической застройки.


3 марта 2024 г.