Торговый дом компании «Зингер» / Дом книги

Невский проспект, № 28 / набережная канала Грибоедова, № 21

Это здание на Невском проспекте – общепринятый центр книжного мира Петербурга. Но к дому компании «Зингер» у горожан сложилось неоднозначное отношение. Эффектный архитектурный акцент, хрестоматийный памятник раннего модерна многим кажется инородным телом в классицистическом ансамбле проспекта. Действительно, строилось здание с явной претензией на броскую новизну, его подчёркнуто оригинальный репрезентативный облик отвечал амбициям всемирно известной фирмы, служил рекламным целям. 

Товарищество «И. М. Зингер и Ко», основанное в Нью-Йорке в 1851 г., постепенно наводнило своей продукцией – швейными машинками – многие страны. Экспансия фирмы докатилась и до России, где в 1896 г. было образовано дочернее предприятие. Начался поиск достойного места для собственного дома в Петербурге. В 1899 г. удалось выкупить у штаб-офицерской вдовы О. К. Жуковской участок на приметном перекрёстке напротив Казанского собора. Компания не поскупилась, выложив за столь удачное приобретение более миллиона рублей. 

В 1740 г. тут находился комедиантский театральный оперный дом, сгоревший в 1749 г. Вместо него на пепелище построили два ничем не примечательных дома. В 1776-1777 гг. на этом месте построили 3-этажный дом в стиле раннего классицизма для личного духовника Екатерины II Иоанна Иоанновича Панфилова, настоятеля Никольской церкви с 1752 г. После Панфилова домом владела семья Бороздиных, а в 1820 г. его купил аптекарь Карл Имзен, который владел зданием по 1860 г. Для К. Имзена архитектор Беретти надстроил здание ещё одним этажом. С именем этого фармацевта связывают выпуск «Имзенского шоколада». 

В 1850-х годах здесь размещалось ателье 1-го русского профессионального фотографа Сергея Львовича Левицкого, который снимал на дагерротип писателя Николая Гоголя, Александру Фёдоровну и Николая I. После здесь находился нотный магазин К. Ф. Гольца, банкирский дом "Лампе и Ко", редакция «Биржевых ведомостей». 

В 1902 г. компания «Зингер» купила тот участок земли, чтобы построить на нём здание. Противником этого проекта был архитектор Лев Ильин, который полагал, что соседство фирмы с Казанским собором недопустимо. Тем не менее, император Николай II в мае 1902 г. дал разрешение на строительство нового здания на Невском проспекте. 

В те же годы американский архитектор Э. Флэгг строил два здания фирмы «Зингер» на Бродвее в Нью-Йорке. Одно из них, законченное в 1908 г., стало высочайшим небоскрёбом мира, правда, совсем ненадолго. Флэгг, вероятно, был причастен и к планам фирмы в Петербурге. Новое здание планировали сделать с размахом: 11 этажей «чистого модерна», который будет возвышаться над всеми красотами и достопримечательностями Петербурга, буквально подавляя их своей высотой. Однако архитектор Павел Сюзор, которому было поручено строительство, столкнулся с городским регламентом: в центре города было запрещено строить жилые и коммерческие здания, которые по высоте превосходили Зимний дворец (23,47 метра). Сюзор нашёл мудрое и хитрое решение: во-первых, здание могло быть 7-этажным за счёт менее высоких, чем в других домах, потолков, а во-вторых, башня на углу здания не могла попасть под ограничение по высоте из-за того, что носила исключительно декоративный характер. 

Павел Сюзор построил в 1902–1904 гг. дом в стиле модерн, использовав новейшие технологии того времени — от железного каркаса, позволившего создать огромные окна, до лифтов «Отис» и спрятанных внутрь дома водосточных труб. 

На самый верх башни установили шар-глобус диаметром 2,8 метра. По задумке архитектора, такой приковывающий взгляд атрибут должен был свидетельствовать о воистину масштабном размахе деятельности компании «Зингер». На декоративной ленте, опоясывающей глобус, была выведена надпись «Зингер и К°». В те годы шар освещался изнутри электричеством и был не только яркой достопримечательностью, но и рекламой компании, о которой с тех пор слышали и знали все петербуржцы. 

Существует легенда, что компания придумала первую парадоксальную рекламу XX века, которая красовалась на глобусе. Крупно было написано «Не покупайте изделия фирмы…», и далее - мелкими буквами: «не узнав заранее, что они являются лучшими в мире»

Любуясь шаром-глобусом, нельзя не заметить скульптуры, поддерживающие его. Одну часть здания украшает группа мореплавателей, а угловую часть фасада — прекрасные валькирии, одна из которых сжимает в руке веретено и швейную машинку — фирменный продукт компании. 

Огромный шар-глобус, венчающий башню, олицетворяет собой масштаб деятельности компании Зингер – весь мир. Стеклянный шар-глобус поддерживает скульптурная группа, символизирующая мореплавание. 

Угловую часть фасада украшают бронзовые девы-валькирии на рострах кораблей. В скандинавской мифологии валькирии по воле бога Одина решали исход сражения, и они же рея на крылатом коне над полем битвы, взмахивали копьём от которого исходил свет и решали, кому из воинов, павших в бою, попасть в небесный чертог — Вальхаллу. 

На здании одна из скульптурных девушек в левой руке держит веретено — символ лёгкой промышленности, а правым локтем опирается на швейную машинку, указывающую на род занятия владельцев дома компании Зингер. Другая валькирия держит в руках гарпун, символизирующий судостроение и тяжёлую промышленность, а в иконографии мудрость, которая побеждает грехи тела, речи и ума. 

На фасаде также можно увидеть атрибуты Меркурия, или Гермеса, — бога торговли: кадуцей (копьё), или «посох вестника», — жезл, обвитый 2 змеями, и петаз — дорожную шляпу с крыльями. 

Орёл, который гордо расправил крылья и сидит на стеклянном куполе здания, появился гораздо позже. В годы Первой мировой войны сотрудников компании начали обвинять в шпионаже в пользу Германии. Любопытно, но немногие знали, что компания американская, а основатель её — еврей, родившийся в Германии, но корней немецких не имевший. Кроме того, именно «Зингер» шила форму для российской армии. 

Но владельцы компании решили подстраховаться, сдав 1-й этаж здания под консульство США и заказав гигантскую скульптуру американского орла, который будто только что слетел с изображения флага США. 

Правда, в 1920–е годы орёл все–таки таинственно исчез, восстановили его в наши дни реставраторы. Скульптуру воссоздали по фотографиям и чертежам начала XX века. 

Дом компании «Зингер» - новаторское для России сооружение. Это 1-й специально спланированный бизнес-центр с торговыми и банковскими помещениями и наёмными офисами «англо-американского типа». Здесь впервые в гражданском строительстве Петербурга был применён многоярусный металлический каркас. Дорогостоящий участок был полностью утилизирован: на всей территории устроен многофункциональный подвал, дворы превращены в атриумы под стеклянными крышами. Крупный ритм, обилие стекла, изысканный декор фасадов, динамика внутренних пространств и хитросплетения кривых линий в отделке интерьеров – всё это создаёт выразительный образ стиля модерн. 

Вместе с тем Сюзор избежал резкого разрыва с традициями. Двухъярусные аркады гранитных фасадов созвучны историческим мотивам Невского проспекта. Крылатые фигуры на рострах эстонского скульптора Амандуса Адамсона «Промышленность» и «Мореплавание» и орёл, воссозданная работа А. Л. Обера, варьируют старую тему скульптурных аллегорий. И даже стеклянная башня с глобусом естественно входит в строй вертикалей, уравновешивая в панораме Невского однобокий крен башни городской думы и перекликаясь в перспективе канала Грибоедова с шатром Спаса на Крови. 

Архитектурных решений в новом здании было много, например, над мансардой здания была возведена лёгкая, изящная башня со стеклянным глобусом диаметром около 3 метров. Словно парящая в воздухе надстройка создавала ощущение высоты и при этом не затмевала красоту Казанского собора и Спаса на Крови, расположенных буквально тут же. Другим оригинальным решением при строительстве было использование металлического каркаса, заполненного кирпичом. Такой приём позволил создать большие витринные окна, которые выходят как на Невский проспект, так и на канал Грибоедова. А отсутствие на внешнем фасаде труб для водостоков подчёркивало «идеальность и независимость внешних конструкций»-трубы для водостока были спрятаны во внутренние стены.  Здание получилось очень интересным и вызвала настоящий шквал разнообразных отзывов. В нижних этажах здания разместились американское консульство, банк, магазин фирмы «Зингер», этнографические выставки костюмов и вышивки. Выше этажами находились швейные мастерские. Мансарду занимало российское отделение компании «Зингер». 

Изначально предполагалось, что в здании будет установлено 4 лифта. Но первоначальную версию проекта изменили, и вместо четырех оставили только два подъемника. Они, кстати, были электрические. Их установили при строительстве здания. Занялась этим тоже американская фирма «Otis». Эта была первая компания, которая познакомила весь мир с электрическими машинами. 

Основатель компании американский изобретатель Элиша Отис был первым, кто придумал систему задержки лифта в шахте при обрыве каната. Вероятно, поэтому лифты его компании пользовались такой популярностью. К слову, если сейчас зайти в Дом книги через двери по левую руку от центрального входа, то можно увидеть как раз два лифта и мраморную лестницу. Её по первоначальному проекту не было. Шахту, украшенную различными узорами и декором, сделала компания «О. Шмидт». 

Фирма процветала, хотя во время I мировой войны по её репутации был нанесён удар из-за подозрения в шпионаже в пользу Германии её местного руководства. Компания «Зингер» внесла много нового в традиционный петербургский торговый обиход. Так, она одна из первых ввела распродажу швейных машин в кредит. Благодаря этому нововведению в Санкт-Петербурге сложилась оригинальная фразеологическая конструкция: «От Зингера бегать», что означало приобрести товар в рассрочку и затем скрываться от платежа. 

В конце 1919 г. здание было передано Петрогосиздату.  В начале декабря 1919 г. директор «Петрогосиздата» Ионов вручил ключи от книжного магазина № 1 его первому директору — А. И. Аникееву, а 19 декабря 1919 г. магазин «Дом Книги» открылся для покупателей. Впоследствии его переименовали в «Ленинградский Дом книги». Постепенно ширился круг обитателей здания: отделения «Советского писателя», «Молодой гвардии» и других издательств, журналы «Ленинград» и «Звезда», детские журналы «Чиж» и «Ёж», с 1933 года – Детгиз, возглавляемый С. Я. Маршаком. Здесь создавалась наша замечательная детская литература. 

Представительство компании «Зингер» продолжало размещаться в доме до 1922 г. 

Дом книги в Ленинграде продолжал работать в тяжёлое блокадное время. В начале ноября 1941 г. в соседнее здание попала бомба, а взрывной волной выбило все стёкла в витринах дома Зингера. Затем окна заколотили досками и фанерой. Представьте. что при свете коптилок, в холодных помещениях с заколоченными окнами в голод, сотрудники Дома книги не переставали трудиться. 

Однако, когда зимой 1941–1942 годов в подвальном книгохранилище прорвало трубы, магазин пришлось закрыть. Открылся он только в 1948 г. 

После войны его деятельность стала ещё более интенсивной. Сюда въехали издательства «Просвещение», «Художественная литература», «Искусство», «Мир», «Химия» и другие. «Детская литература» и Лениздат переселились в собственные здания. 

В магазин любили захаживать Алексей Толстой, Ольга Форш, Константин Федин, Самуил Маршак и Даниил Хармс. 

В 1949 г. в Доме Книги впервые устроили большой праздничный книжный базар, проходивший под лозунгом «Книга — лучший подарок!»  Ярмарка стала традиционным событием, происходившим из года в год в Ленинграде и привлекавшим множество покупателей со всего СССР. 

Постперестроечное время изменило устоявшийся уклад дома. Одни издательства пришли в упадок, другие покинули привычное место. В новых условиях возросла его коммерческая привлекательность, и встал вопрос  о возвращении ему первоначальной функции торгово-офисного центра. 

Несмотря на внешнюю монолитность и прочность, внутри здание обветшало. Было принято решение закрыть его на ремонт и реставрацию. Дом книги 1 июля 2004 г. переехал на Невский, № В 2005 г. в СМИ появилась информация, что в доме Зингера откроется торговый центр для продажи товаров класса люкс. Книжный отдел, согласно условиям города, в планах сохранялся, но в виде небольшого отдела. Тогда книготорговцы города забили тревогу и выступили с рядом обращений к губернатору. 62 в бывшее банковское здание. Фасады обоих зданий украшает морская символика. Но главное – это Меркурий. Его бронзовая фигура размещена на фасаде «старого» Дома книги. Над парадным входом «нового» тоже можно увидеть огромную голову древнего покровителя торговли. 

Начало конфликта вокруг «места жительства» Дома книги было положено ещё во времена губернатора В. А. Яковлева. С компанией «ПАН» был подписан договор о реконструкции дома Зингера. В договоре как обязательное условие было обозначено непременное возвращение книготорговцев обратно, только вот в пункт «Условия аренды» вместо конкретной суммы закралась лукавая фраза «по среднерыночным оценкам». Знать о себе она дала, когда реконструкция была закончена и встал вопрос о сроках и условиях возвращения. 

Петербуржцы знают, что «Дом книги» всегда специализировался не столько на художественной, сколько на социально-значимой литературе, доход от которой невелик. Оплачивать аренду по «среднерыночным расценкам» он не способен. В льготных расценках не заинтересована компания «ПАН», которая теперь имеет право на использование дома Зингера. Остаётся два выхода: навсегда остаться по временному адресу – Невский, №62, или изменить своим принципам – полностью перейти на торговлю «выгодными» книгами. 

В ситуацию пришлось вмешаться городским властям. С одной стороны Валентина Матвиенко, ещё будучи полпредом по Северо-Западному федеральному округу, гарантировала, что «дом с глобусом» останется за книгами. С другой – это один из символов Петербурга. 

Диктовать свои условия коммерсантам Смольный не мог. Пришлось буквально уговаривать «ПАН» пойти на уступки. В результате были достигнуты понижение арендной ставки с 1800 у.е. за кв. метр в год до 1000 долларов и договорённость о том, что в любом случае Дом книги вернётся в дом Зингера 24 ноября 2006 г., в день открытия 1-го петербургского международного книжного салона. 

В назначенный срок, 24 ноября 2006 г. Дом книги открылся вновь на Невском, № 28. 1-м покупателем стала губернатор Петербурга В. И. Матвиенко. После недолгих раздумий она приобрела новую книгу Даниила Гранина, на которой писатель поставил автограф, а также издание «Мир Софии: роман об истории философии», написанное норвежским писателем Юстейном Гордером. 

На торжественной церемонии открытия отреставрированного Дома книги, помимо губернатора, присутствовали также председатель Счётной палаты РФ Сергей Степашин, как глава Книжного союза России, спикер Законодательного Собрания Вадим Тюльпанов, а писателей представлял Даниил Гранин. 

В результате капитального ремонта была полностью воссоздана центральная мраморная лестница, реставрация которой обошлась в 1 млн. долларов. Также в здании сооружены две новые лестницы, что полностью соответствует противопожарным требованиям, установлены современные лифты. На стены, в соответствии с историческими решениями, нанесена венецианская штукатурка, в декоративных элементах использовано настоящее сусальное золото, восстановлены дубовые рамы и двери, мозаичный пол, декоративная ковка, и изящная плитка на стенах внутреннего двора.

В этот же год фасад здания вновь украсила фигура орла, а шар-глобус с тех пор каждый вечер бросает яркие электрические всполохи на Невский проспект, загадочно сверкая то красными, то синими цветами. 

После ремонта Дом книги разместился на трёх этажах здания, в том числе в подвальном этаже. Торговая площадь магазина увеличилась более чем в два раза и составляет теперь 2 800 кв. метров (до ремонта – 1 300 кв. м). В залах магазина представлено более 80 тысяч наименований книг, 80 % из них составляет специальная литература. 

17 декабря 2023 г.

Источники: