Дворец великого князя Михаила Александровича

Английская набережная, №54 / Галерная улица, №55

Первым владельцем участка дома №54 на Английской набережной в начале XVIII века стал член Военной коллегии Сената генерал М. А. Матюшкин. После его смерти землю наследовала вдова. Далее участок принадлежал майору Петру Александровичу Собакину, который продал его в 1746 г. английскому купцу Василию Васильевичу Портеру. Следующим владельцем в 1790 г. стала Ольга Александровна Жеребцова (позже владела соседним домом №52), через два года - иностранный купец Генрих Линдеман, ещё через два - нарвский купец Иван Иванович Берг.

Согласно описи 1798 г. здесь стояло два дома. В одном из них было 28 жилых помещений (принадлежал И. Бергу), в другом - 21 помещение (числился за капитаном фон Цаутиным). Вскоре оба здания приобрёл коммерц-советник Христофор Чергин, который перестроил их в единое.

В 1822 г. домом №54 стала владеть бывшая фрейлина Екатерины II Татьяна Васильевна Юсупова. До 1791 года она с супругом жила в доме №26 на Английской набережной. В 1836 г. Юсуповы переехали в купленный и перестроенный ими дворец на Мойке (дом №94). Дом на набережной они продали начальнику Главного Морского штаба князю Александру Сергеевичу Меншикову, правнуку знаменитого Александра Даниловича Меншикова.

Сначала в доме располагались канцелярия Морского министерства и квартира директора канцелярии А. А. Жандра. В середине XIX века особняк указом императора был передан князю в вечное потомственное владение. В это время он перестраивался, автор проекта перестройки неизвестен.

А. С. Меншиков является автором известной среди краеведов фразы о петербургских долгостроях николаевской эпохи: «Достроенный собор (Исаакиевский) мы не увидим, но увидят наши дети; мост (Благовещенский) мы увидим, но наши дети не увидят, а железной дороги ни мы, ни наши дети на увидят».

При князе в особняке хранилась одна из лучших петербургских библиотек. После его смерти дом перешёл сыну Владимиру. Для него в 1873 году здание было перестроено архитектором К. К. Рахау. В журнале «Зодчий» осталось описание работы зодчего:

«На днях нам случилось видеть дом князя Меншикова на Английской набережной, капитально перестроенный архитектором К. К. Рахау. Фасад в стиле французского ренессанса времён Людовика XIV - скромный, спокойный и в высшей степени изящный. Висячий балкон, главный вход, подъезд и все детали обработаны с любовью и большим талантом и глубоким художественным знанием. Внутри комнаты убраны почти все в стиле Людовика XV; при этих обстоятельствах нужно было ожидать некоторого однообразия - но на деле ничего подобного не заметно. Так ловко и талантливо Рахау сумел воспользоваться архитектурными мотивами. Особенно замечательны танцевальный зал и парадная лестница. В первом этаже, на половине князя, кабинет отделан в мавританском стиле. Господин Рахау большой знаток стилей вообще, но мавританский стиль составляет его конёк, и потому кабинет оказался самой лучшей частью всего дома. Не знаешь, чему более удивляться - богатству отделки или красоте архитектурных линий, мотивов, орнаментов и гармонии в сочетании колеров. Столовая скомпонована в русском стиле. В ней особенно замечательна люстра из оксидированной бронзы под цвет железа. Жаль, что подобные произведения искусства так немногим доступны для осмотра, ещё более жаль, что издание рисунков и описание подобных произведений не находят у нас предпринимателей».

А. С. Меншиков

У князя Владимира Александровича Меншикова не было сыновей. Его старшая дочь вышла замуж за А. И. Корейша, которому и перешёл участок, а также все титулы Меншиковых. Корейши жили в особняке до начала XX века.

В 1910 г. дом был приобретён казной для великого князя Михаила Александровича. Через год архитектором Р. Ф. Мельцером здесь была устроена новая лестница. Фасад здания со стороны набережной и парадный двор были переоблицованы в стиле модерн. Фасад облицован гранитом и светлой керамической плиткой, нижний этаж рустован. Эркеры украшены рельефами с классическими мотивами (гирлянды, маски, факелы). В интерьерах - лепной декор, встроенная мебель. изготовленная на мебельной фабрике Ф. Ф. Мельцера - отца архитектора. Во втором дворе Мельцер построил 2-этажный корпус для конторы великого князя. Участок дома №54 - единственный незастроенный со стороны Галерной улицы. На неё выходит высокая ограда с въездной аркой.

Вл. кн. Михаил Александрович с женой Натальей

Владелец дворца - великий князь Михаил Александрович, сын Александра III, младший брат императора Николая II, генерал-адъютант Свиты Николая II, член Государственного Совета.

Увы, заново отделанный особняк князь увидел только с началом Первой мировой войны — в 1912 г. Николай запретил ему жить в России. Скандал тогда разгорелся немыслимый: князь посмел вступить в морганатический брак с разведённой графиней Натальей Брасовой.

Мария Фёдоровна, мать Михаила Александровича, жила большее время в Гатчине, где была шефом стоявшего там полка «Синие кирасиры». Михаил Александрович служил как раз в этом полку. Однажды в тех краях появилась видная девушка Наталья Шереметьевская, которая тогда была замужем за сослуживцем Михаила Александровича, но с 1-го взгляда влюбилась в великого князя.

Николай II не одобрял этот брак. Более того, император чувствовал себя униженным и оскорблённым, так как число таких неравных браков в семье Романовых росло. По его велению за влюблёнными следили, и даже заграничные священники были предупреждены, чтобы ни в коем случае не венчали эту пару. Русских подданных вообще пугали тюрьмой. Тем не менее, Наталья была неглупой и упрямой и нашла боснийского священника, не побоявшегося российского преследования. За нужную сумму он обвенчал Михаила Александровича и Шереметьевскую в Вене. Семья, конечно, была в ужасе. Им пришлось выгнать молодых из дворца. Только в 1914 г. Михаил был прощён, и как профессиональный военный командовал дивизией во время Первой мировой. А его жена Наталья получила титул и стала графиней Брасовой.

3(16) марта 1917 г. император Николай Второй отрёкся от престола в честь вл. кн. Михаила Александровича. Михаил Александрович, однако, не рискнул вступить на престол, так как не располагал никакой настоящей силой. Окончательно его колебания завершились после переговоров с представителями Госдумы во главе с М. В. Родзянко, прямо заявившими, что в случае принятия им престола в столице разразится новое восстание и Дума не может гарантировать ему безопасность.

После революционных событий февраля-марта 1917 года Михаил был сослан в Гатчину и более не принимал участия в политической жизни страны. С августа 1917 года находился под домашним арестом. В марте 1918 года было принято решение выслать его в Пермскую губернию. В ночь с 12 на 13 июня 1918 г. Михаил Александрович был похищен и убит группой сотрудников местной ЧК и милиции, что послужило своего рода сигналом к началу убийств представителей семьи Романовых, остававшихся в России. Его вдове графине Брасовой удалось уехать вместе с дочерью и сыном в Европу.

В 1918 г. по распоряжению Н. К. Крупской дом был передан Всероссийскому обществу глухих, которому он принадлежит до сих пор.

В 1988 г. по мотивам рассказа Александра Грина «Серый автомобиль» во дворце снимали фильм «Господин оформитель» — здание выступило в роли жилища главного героя Платона Андреевича.

От прежнего великолепия интерьеров во дворце остались живописная лестница, танцевальный зал, рабочий кабинет с эркером. Также здесь можно увидеть мраморные камины, оригинальную обшивку стен, зеркало в стиле модерн и множество других любопытных деталей, сохранившихся от прежней эпохи.

31 марта 2019 г.

Источники:

  • walkspb.ru
  • citywalls.ru
  • Википедия
  • Бумага. 5.4.2016
  • fiesta.city