Фонтан «Фаворитный»

В Нижнем парке музея-заповедника «Петергоф» за Западной Воронихинской колоннадой спрятался один забавный фонтан. Он не сверкает золотом и по скульптурному размаху уступает большинству фонтанов дворцово-паркового комплекса, а уж по сравнению с величием Большого каскада кажется и вовсе неприметным.

Скромно ждёт, когда гости, спустившись по ступеням и продолжив путь по хрустящему гравию вдоль Морского канала, завернут за угол колоннады, выйдут к тенистому пятачку и увидят, как три утки и селезень кружатся вокруг водяного салюта, пуская дугообразные водяные струи. Птицы «убегают» от неугомонного мопса. Фонтан «Фаворитный» может показаться лишь забавной игрушкой. Однако это единственный дошедший до нас образец так называемых «фабольных» фонтанов, то есть басенных, задуманных самим Петром Первым.

История замысла берёт начало от путешествий императора по Европе. Именно фигурные группы на сюжеты басен Эзопа, которые государь встретил в Версальском лабиринте, вдохновили его на устройство в Петергофе фабольных фонтанов. Пётр выбирал их по «тетрати версальского лабиринта» — альбому гравюр Себастьяна Леклера, изданному в Париже в начале XVIII века. Государя интересовали аллегорические сюжеты, которые помимо морального поучения заключали в себе идейно-политический смысл. Вместе с эзоповскими «фаболами» Версаля в скульптурном убранстве сюжетных водомётов он задумал использовать и темы притчей из книги «Зрелища жития человеческого», изданной в России в 1712 г.

Пётр задумал 32 фонтана: из них 22 должны были встать по обе стороны Морского канала, который являлся парадным въездом в петергофскую резиденцию, ещё 6 — в трельяжных нишах по сторонам галерей против Больших цветников, и 4 — на аллее у Марлинского каскада. Интересно, что похожий проект готовился и для Летнего сада — лабиринт с 36 фонтанами, — но к устройству «эзоповых» водомётов в Петергофе приступили раньше. В декабре 1722 г. в письме из села Преображенского император писал: «Также, чтоб решёточные нишели и воротца, которые по обе стороны канала и около портал поставлены были на оном плане».

Скульптурное оформление получили только 4 из 22 фонтанов. Два из них — «Гора, родившая мышь» и «Два змея» — завершили к открытию петергофской резиденции в августе 1723 г. Чуть позднее ещё два фонтана дополнили коллекцию — «Курица и коршун» и «Змий, грызущий наковальню». При этом басни «О змии, железную наковальню грысти хотяще» и «О горе, хотящей родити» интерпретировали как сатиру на бессильную злобу и безуспешные военные притязания шведского короля Карла XII. А вот в басне о «кокоше» — курице, оберегающей желтопёрых птенцов от нападок злого коршуна — видели прямую аллегорию на русскую армию, отважно защищающую своё Отечество. Названия «фабол» и их краткое содержание размещали на дощечках возле фонтана. Скульптурные группы вырезали из дерева и разукрашивали под наблюдением скульптора Никола Пино, или Пиновия, но просуществовали они недолго — к 1726 г. обветшали «от солнца и мокроты весьма расселись и расклеились», а задуманной замены на свинцовые копии не случилось. В итоге скульптуры исчезли, а бассейны, перенесённые в 1735 г. ближе к каналу, образовали существующую и сегодня Аллею фонтанов.

«Фаворитному» повезло больше других. Сооружённый после смерти Петра по приказу Екатерины Первой, он сохранился до наших дней. Проект фонтана разработал архитектор Михаил Земцов, прототипом для него послужил версальский фонтан «Утки и пудель», созданный на сюжет басни Жана де Лафонтена. Эскиз «Фаворитного», созданный Земцовым, отчётливо показывает, что композиция фонтана до наших дней осталась неизменной. Архитектор в точности скопировал её с гравюры Себастьяна Леклера, изображающей версальский фонтан.

Под рисунком Земцов оставил две надписи — первая описывала работу водомёта, вторая раскрывала назидательный смысл скульптурного оформления: «Собачка Фаворитка гоняется за утками на воде; тогда утки ей сказали тако: ты напрасно мучися, ты де силу имеешь нас гнать, только не имеешь силы поймать». Фонтан получил название «Фаворитного» по простой причине — фигурке собачки в бассейне присвоили кличку любимого питомца Екатерины Первой, мопса Фаворитки.

Работы по устройству фонтана начались летом 1725 г. По требованию «скульптурного дела мастера Пиновия» 6 июля Канцелярия от строения даёт приказ об отпуске «к резьбе уток и Фаворитки липы самой доброй и клёну». По тому же приказу к нему направляют «на время» от архитектора Доменико Трезини резчиков Ивана Алексеева и Петра Федотова. Производство гидротехнических работ возложили на фонтанного мастера П. Суалема: он производил расчёты, на основе которых рабочие сконструировали турбину и всю систему подводящих и отводных труб. Вода поступала в «Фаворитный» из Квадратного пруда Верхнего сада. Уже тогда «сердце» фонтана представляло собой сложный механизм: в камере, устроенной под дном бассейна, была смонтирована турбина, действующая по типу водяной мельницы — струи воды падают на лопасти колеса, таким образом вращая его, а оно, в свою очередь, приводит в движение фигуры. Этот механизм вращения сохранился до наших дней. Турбину ремонтировали почти ежегодно. Дно и кордон бассейна затягивали рольным свинцом для того чтобы предохранить камеру от попадания воды. Для устройства акустического механизма 4 сентября 1725 г. Канцелярия от строений направляет в Петергоф «игрального колокольного дела мастера» Ягана Христофора Ферстера. Музыкальное сопровождение первоначально было довольно примитивным. Недалеко от фонтана сидели мастеровые, которые имитировали собачий лай и утиное кряканье путём раздувания мехов.

Сооружение фонтана почти полностью завершилось 28 сентября 1725 г., и С. Павлов уведомил У. Сенявина: «Вчерашнего числа Фавориткину фонтану пробовали и действовала, по-моему, изрядно: Фаворитка брехала и две утки кричали, и вода изо всех четырёх уток била в вышину фута по четыре и больше, и Фавориткина вода ж била фута на три. И после той пробы ещё починивают, чтоб в действе произошла». «Фаворитный» стал первым «машинным фонтаном» в России.

Канцелярия от строений 30 декабря 1725 г. получила указ: «В Питергоф в фонтану, где собачка Фоваритка, утки и собачку вместо деревянных зделать медные, из листовой меди к майя 1-му числу будущего 726 г.». И на этот раз не обошлось без Пино — ему отправили повторный приказ о немедленном изготовлении моделей. История растянулась на 4 года. В начале марта 1726 г. Канцелярия от строений заключила договор с С. Воиновым, по которому он должен был «спаять и вычеканить фигуры самым добрым и крепким мастерством» в течение трёх месяцев. Воинов условий договора не выполнил. Более чем через год, 26 июня 1727 г., Канцелярия заключает новый договор с жителем Петербурга Лазарем Задубским, который вместе с Иваном Меньшим работал над изготовлением фигуры ангела на шпице Петропавловского собора. Договор остался прежним, за исключением одного пункта — Задубский обязался изготовить два комплекта фигур для «Фаворитных» фонтанов в Летнем саду и в Петергофе, то есть двух собачек и восемь уток. Задубский выполнил условия ровно наполовину, а именно — изготовил лишь один комплект фигур и благополучно уехал в Новгород, оставив петергофский фонтан без главных героев. В апреле мастера вернули в Петербург под конвоем. Оказалось, что для Петергофа «зделал он одну собачку, а четырёх уток не зделал за разорением от платежей по порукам, чего ради для совершенной нужды вступил к другой работе». Он обещал исправиться и продолжить работу при условии, что получит 10 рублей аванса — для покупки меди и материалов. В этот раз он обещанное исполнил. Земцов докладывал Канцелярии 6 июля, что мастер сделал 4 утки и собачку по данным ему моделям. Тогда же вместе с фигурами изменили конструкцию акустического устройства фонтана. Мастер Ферстер с архитектором И. Мордвиновым изготовили новый механизм. Теперь лай собачки и кряканье уток рождала вибрация пластинок на выходных отверстиях медных трубок, проведённых в горло фигур, а воздух в трубки вдувался мехами, помещёнными под дном бассейна — в той самой камере с колесом. Медные уточки и Фаворитка сохранялись вплоть до Великой Отечественной войны.

Во 2-й половине XIX века фонтанный бассейн переделали: дно покрыли бетоном и взамен прежнего кордона из пудосткого камня сложили новый, из кирпича, оштукатурив его цементом. Не исключено, что был увеличен диаметр бассейна. Тогда-то у Фаворитки и уток появился «гость» — в центре фонтана «сидела» оловянная фигура «пастушка-маймиста». Её позаимствовали у фонтана в Банном корпусе Монплезира — ещё в 1800 г. вместо фигуры мужичка в нём установили золочёный шар-душ. О том, что фигура действительно стояла на вращающейся оси по центру бассейна, свидетельствуют дореволюционные фотографии и воспоминания современников. Любопытно описывает фонтан историк Петергофа А. Гейрот в 1868 году: «Позади левого павильона находится Фаворитный фонтан. Он состоит из четырёх плавающих уток и собаки, помещённых в круглом бассейне, посредине которого находится свинцовая фигура крестьянина, играющего на свирели. Фонтан этот устроен для детской забавы». Следующее упоминание о скульптуре, помещённой в центр бассейна, встречается уже в начале XX века у М. Измайлова в «Путеводителе по Петергофу» 1909 г. издания, в котором наряду с утками и собакой он упоминает фигуру пастуха «на вращающейся оси». В 1926 г. фигуру, искажавшую «фабольный» замысел, убрали. Тогда же, в 1920-х гг., когда петергофскую резиденцию превратили в музей, усовершенствовали и звуковое сопровождение водомёта — в фонтанной мастерской, расположенной в западной Воронихинской колоннаде, поместили бобинный магнитофон, с помощью которого фигуры обрели новые голоса.

Во время немецкой оккупации в 1942 г. скульптуры фонтана погибли. Уцелевшие части подземного механизма и чудом сохранившаяся фигура одной уточки — её нашли во время восстановительных работ в Морском канале — сделали возможным воссоздание фонтана в 1957 г. Работами руководил скульптор Борис Воробьёв. Опираясь на сохранившиеся изобразительные материалы, фотографии и архивные документы, он вылепил модель мопса. По ней в технике выколотной меди изготовили скульптурную фигуру, а трёх уток и селезня — в технике гальванопластики.

Но и в мирное время «Фаворитному» досталось — в 1963 г. злоумышленники украли нового мопса. На его место встала фигура, в очередной раз изготовленная по модели Б. Я. Воробьёва в 1964 г. Вторая собачка немного отличалась от своей предшественницы. Спустя десятилетия похититель умер, и его близкие вернули музею похищенную фигуру. Она отправилась в запасники, а в 2010 г. стала частью экспозиции Музея фонтанного дела. В 2009 г. фигуры послевоенного времени для лучшей их сохранности переместили в фонды, а на их место установили гальванопластические копии.

В 2016-м фонтан вновь отреставрировали: отремонтировали бассейн, стены и дно чаши фонтана, повторно воссоздали скульптурную группу по историческим образцам. Сегодня, конечно, голоса у мопса и уток цифровые.

Так до сих пор за Воронихинской колоннадой и идёт «утиная охота»: кружатся утки и Фаворитка, как бы отвечая злоумышлениям и самому времени: «Ты де силу имеешь нас гнать, только не имеешь силы поймать».

25 ноября 2018 г.