« Дом с башней»

Таврическая улица, №35 / Тверская улица, №1

В 1903 году участок в Рождественской части Петербурга приобрёл под строительство потомственный почётный гражданин купец Иван Иванович Дернов. В 1903-1905 годах по проекту гражданского инженера М.Н. Кондратьева был построен каменный 5-этажный дом на подвалах.

Неофициальное название здания – «Дом с башней» – бытует с начала ХХ века. «Башней» доходный дом И.И. Дернова прославился вскоре после завершения строительства: в 1905 году здесь в квартире №23 поселились вернувшиеся из Италии супруги поэт-символист Вячеслав Иванов и поэтесса Лидия Зиновьева-Аннибал. Литературные «среды», которые устраивались в квартире Иванова, стали важной страницей истории культуры Серебряного века. Здесь бывали В. Брюсов, А. Белый, М. Волошин, Н. Гумилёв, Н. Бердяев, А. Луначарский, Л. Андреев и многие другие. Здесь заявила о себе как о молодой талантливой поэтессе А. Ахматова, впервые читал свою «Незнакомку» А. Блок. По словам С. Маковского, «почти вся наша молодая тогда поэзия, если не вышла из Ивановской «башни», то прошла через неё».

В архитектурном отношении дом интересен как пример удачного сочетания репрезентативности и сдержанности эклектики и гибкости языка нового стиля – модерна. Последний оставил след главным образом в планировке и элементах интерьеров, например, изразцовых печей, витражей. Доходный дом Дернова был типичным для своего времени, квартиры здесь сдавались жильцам с разным уровнем достатка. Жители 2-5 этажей пользовались лифтом, на последний этаж нужно было подниматься пешком. По воспоминаниям Лидии Ивановой, дочери поэта, «нижний большой вестибюль и лестницы до 4-го этажа были покрыты коврами… Печи были голландские, изразцовые – их топили дровами, лампы керосиновые». В вестибюле гостей встречал швейцар Павел, одетый в ливрею. Здесь же стоял общий телефон. «В передней висела старая меховая накидка, прозванная «общественной пелеринкой». Хозяева и гости накидывали её на плечи, когда нужно было спускаться к телефону».

Квартира, в которой осенью 1905 года начались известные всей культурной общественности «среды», располагалась на последнем, мансардном этаже. Лидия Иванова назвала её обстановку скромной. В башне каждого этажа был большой зал, в квартире Иванова – «Таврического мудреца», как его называли друзья – зал был разделён на три комнаты, хозяин обитал в средней из них. «В каждой комнате (башни) было очень большое окно с видом на море макушек деревьев Таврического сада». «Над башней возвышался купол и туда можно было с опаской заходить, чтобы любоваться чудным видом на город, на Неву и окрестности».

В 1910 году был организован любительский «Башенный театр». В его постановках участвовали посетители «Башни», дети Иванова, Зиновьевой-Аннибал, дети швейцара. Постановкой и оформлением спектаклей руководили В. Мейерхольд, С. Судейкин. Были даже те, кто считал, что свой знаменитый приём появления актёров из зрительного зала Мейерхольд придумал именно в «Башне».

Вячеслав Иванов прожил в доме Дернова с 1905 по 1912 год, когда он снова покинул Россию, и «Башня» перестала существовать.

Вячеслав Иванов написал стихотворение “На башне”, посвятив его своей жене Зиновьевой-Аннибал.

«Пришелец, на башне притон я обрёл

С моею царицей - Сивиллой,

Над городом-мороком - смурый орёл

С орлицей ширококрылой.

Стучится, вскрутя золотой листопад,

К товарищам ветер в оконца:

"Зачем променяли свой дикий сад

Вы, дети-отступники Солнца,

Зачем променяли вы рёбра скал,

И шёпоты вещей пещеры,

И ропоты моря у гордых скал,

И пламенноликие сферы -

На тесную башню над городом мглы?

Со мной, на родные уступы!.."

И клекчет Сивилла: "Зачем орлы

Садятся, где будут трупы?"»

В доме Дернова были не только сдаваемые внаём квартиры. На разных этажах в башне находились училище танцев Знаменского, общественная читальня. В круглом зале под квартирой Иванова в 1906 году разместилась частная художественная школа Е.Н. Званцевой, ученицы П. Чистякова и И. Репина. Среди преподавателей школы были известные «мирискуссники». Занятия живописи вёл Л. Бакст, рисунок – М. Добужинский. По воспоминаниям последнего, «школа дружила с «Башней». Студия Званцевой просуществовала до 1917 года, до 1909-го – в доме на Таврической, 35. В 1918 году по распоряжению Луначарского в нижних этажах дома вновь открылась художественная школа, о чём заявляла табличка у парадного входа: «Художественная школа-мастерская соцвоса ЛООНО». С чёрной лестницы учащиеся поднимались в мастерские, расположившиеся в бывших апартаментах. Перед Великой Отечественной войной здесь находилось уже художественное училище, которое называли Таврическим или школой Шабловского – по имени директора. Таврическое училище было предтечей Художественного училища им. Серова (сейчас им. Рериха), размещавшегося в «Доме с башней» до 1961 года.

Ныне на Таврической, №35, как и прежде, жилой дом. В нём находятся весьма престижные и дорогостоящие квартиры.

12.3.2017