Памятник М. В. Ломоносову (Университетская наб.)

Университетская набережная

Ещё в начале 1910 года, когда петербургская городская управа изучала предложения Императорской академии наук об увековечении памяти Михайло Васильевича Ломоносова, было определено, что памятник великому учёному должен стоять «на линии (Университетской) между Академией наук и Университетом». При этом выяснилось, что предполагаемый монумент должен был соседствовать с памятником Д. И. Менделееву, который планировалось поставить «на Университетской линии, перед главным входом в Университет». Следует пояснить, что Университетской линией прежде именовалась нынешняя Менделеевская.

Решение о постановке монумента Д. И. Менделееву было принято Городской думой ещё в 1907 г., причём на этот проект уже было ассигновано 25 тыс. руб. и открыт сбор пожертвований.

26 марта 1910 г. Комиссия по народному образованию Городской думы предложила поставить памятник М. В. Ломоносову напротив фасада здания Академии наук. При этом для расширения места предполагалось сделать гранитный выступ за пределы набережной Невы, дабы расположить памятник Ломоносову за тротуаром. Параллельно был предложен другой вариант, по которому монумент должен был располагаться «на середине Университетской линии, при въезде с набережной реки Большой Невы». В итоге на заседании Городской думы от 26 ноября 1910 г. приняли решение установить памятник М. В. Ломоносову в начале Университетской линии, между Университетом и Академией наук.

Чтобы увековечить память обоих гениев русской науки, Императорская академия наук в начале 1911 года предложила вновь вернуться к варианту сооружения памятника М. В. Ломоносову напротив главного фасада Академии наук. Установка же монумента в начале Университетской линии – «месте узком и неудобном» – академия нашла «несоответствующим тому значению, которое должен был иметь этот будущий памятник». Ещё одним препятствием для установки памятника являлось то, что он мог создавать помехи движению по линии.

На своём заседании 26 апреля 1911 г. городская управа рассмотрела оба варианта постановки памятника Ломоносову – перед зданием Академии наук и в начале Университетской линии, между Академией наук и Университетом. При рассмотрении 1-го варианта выяснилось, что он слишком затратный, поскольку общая стоимость работ оценивалась в 5-6 тыс. руб. Оставшись при своём мнении о предпочтительности 2-го варианта, управа, не отклоняя вариант, предложенный Академией наук, отказалась его финансировать за счёт городского бюджета.

В результате ни один монумент не был установлен. Память Д. И. Менделеева увековечили в 1923 г., когда Университетскую линию переименовали в линию им. Профессора Менделеева (с 1930-х годов, как указывается в «Топонимической энциклопедии», стал употребляться вариант Менделеевская линия). А монумент М. В. Ломоносову открыли только в 1986 г., к 275-летнему юбилею учёного, – примерно на том самом месте, где и планировалось в 1911 г.

Ломоносов – знаковый персонаж русской культуры. Естественно, что национальный символ запечатлевается в памятниках, и потому в дополнение к московскому монументу перед зданием МГУ встала задача создать большой памятник и в Ленинграде.

Соответственно, в 1959 г. Союз художников СССР объявил всесоюзный конкурс на лучший проект. Памятников тогда ставилось мало, и потому мероприятие привлекло многих.

В конкурсе, состоявшемся в 1960 г., участвовало более 100 скульпторов и архитекторов, а после двух туров конкурса в ноябре 1961 г. лучшим был признан проект М. Габе, Л. Торича и П. Якимовича и архитекторов И. Фомина и В. Васильковского. В духе «оттепельного» времени, когда в моду вошли народность и «антипарадность», они предложили стоящую фигуру «народного учёного» в рабочем фартуке на низком постаменте, предельно приближённом к зрителю. Сохранился эскиз, выполненный Васильковским: фартук напоминает о химических опытах учёного, при этом левой рукой Ломоносов держит символ передовой естественной науки – школьную модель, демонстрирующую вращение Земли и, в частности, показывающую угол между плоскостью эклиптики и плоскостью экватора. Девиз этого памятника: «Природа не храм, а мастерская».

Что касается пластического решения, то представленную на рисунке фигуру можно сопоставить с памятником Николаю I для Киева (1896) работы М. Чижова: расположения рук, ног, корпуса, головы практически одинаковые, только Николай левой рукой касается плана развития Киева, а Ломоносов – модели вращения Земли.

Времена были тогда неспешные, 250-летие Ломоносова в 1961 г. благополучно пропустили, поэтому установка закладного камня на Университетской набережной состоялась через 14 лет, 11 октября 1975 г. в ходе торжественных мероприятий, посвящённых 250-летию Академии наук СССР. На камне была сделана простая надпись: «Здесь будет сооружён памятник Михаилу Васильевичу Ломоносову». У закладного камня сфотографировались участники юбилейной сессии, после чего история опять прерывается, на этот раз на 4 года. Потому что лишь в 1979 г. ленинградская газета «Вечерний Ленинград» отрапортовала: «Специалисты УНР-60 уже завершили сооружение фундамента и начали монтаж гранитных блоков основания памятника. На заводе «Монументскульптура» готовится к отливке фигура учёного».

Однако, в этот момент Аникушин, имевший очень большое влияние (после получения в 1958 г. Ленинской премии и с 1962 года являвшийся председателем правления Ленинградского отделения Союза художников РСФСР), вдруг объявил, что памятник слишком велик и что вообще его нужно сделать заново и меньшего размера. В результате деньги авторам за конкурсный проект-победитель заплатили, памятник был принят комиссией, но на «Монументскульптуре» его не торопились отливать и с заключением договора с авторами на создание памятника начали тянуть.

К тому же, как рассказывает скульптор Павел Якимович, в отсутствие авторов в мастерскую, где стояла модель памятника Ломоносову, скульптор Владимир Горевой, ученик Аникушина, однажды привёл президента Академии художеств СССР Н. Томского и крайне негативно охарактеризовал проект Габе – Торича – Якимовича. Про реакцию Томского достоверных сведений нет, но в итоге работу над их памятником полностью законсервировали. Фундамент остался стоять пустым и вскоре был разобран.

В начале 1980-х годов к идее создать памятник Ломоносову, уже к 275-летию со дня рождения учёного, вернулись. Конкурс, открывшийся 14 ноября 1981 г. в Доме политпросвещения, по словам скульптора Бориса Петрова, был заказным. Это значит, что жюри само пригласило этих скульпторов принять участие в конкурсе: М. К. Аникушин, В. Стамов, а также коллектив из трёх авторов: В. Рыбалко – Г. Баграмян – Н. Гордиевский. Жюри возглавляла Наталья Елисеева, зам. председателя исполкома Ленсовета. В жюри входило 17 человек, половина из них москвичи.

Но наряду с заказанными для конкурса проектами были и такие, которые их авторы подали в порядке собственной инициативы. Так Б. Петров и В. Свешников подали один из встречных проектов. В итоге всего в конкурсе приняло участие 9 проектов. Между прочим, в 1981 г. в заказной конкурс победивший в 1961-м проект Габе – Торича – Якимовича не попал, а в качестве встречного проекта их работа была снята с экспозиции и жюри не рассматривалась.

По итогам конкурса жюри определило 5 проектов, которые допустило во 2-й, тоже заказной, тур. Второй тур проходил осенью 1982 г., в нём участвовали Аникушин, Горевой, Петров – Свешников, Рыбалко – Баграмян – Гордиевский и Стамов. Аникушин занял последнее место, Стамов – второе, Борис Петров и Валентин Свешников – первое. По их проекту памятник в итоге и поставили.

Но по воспоминаниям скульптора Николая Гордиевского, первоначально конкурс проектов был объявлен Управлением культуры Ленгорисполкома заказным и только с одним участником – Аникушиным. Однако многие скульпторы тоже работали над эскизами и выставили встречные проекты. На 1-е место вышел проект Рыбалко – Баграмяна – Гордиевского. После этого авторов победившего проекта, а также Свешникова и Петрова вызвали в Управление культуры и объявили, что конкурс будет продолжен.

Во 2-м туре конкурса в 1982 г. жюри возглавлял В. Пинчук, и победу присудили ученикам Пинчука – Свешникову и Петрову.

Как рассказывает В. Свешников, после победы их с Петровым проекта интриги продолжились, и большая группа скульпторов во главе с Аникушиным написали жалобу в ЦК КПСС на некомпетентность жюри. Однако приехавшая из ЦК комиссия утвердила 1-е место за проектом Свешникова и Петрова. Времена изменились, и даже жалоба Аникушина не действовала.

Прошло ещё 4 года, и к юбилейной дате начались активные работы. В июне – августе 1986 г. снова строится фундамент и создаются гранитные блоки для постамента, к 10 ноября завершаются работы над фигурой на «Монументскульптуре». 25-летняя история создания памятника Ломоносову в Ленинграде подошла к логическому финалу.

Памятник был открыт в ходе пышных государственных торжеств, посвящённых 275-летию со дня рождения Ломоносова 21 ноября 1986 г.

Памятник в целом демонстрирует классицистский стиль, одновременно «отполированный» и декоративно-безжизненный. Вечно живой Ломоносов сидит в классической позе, диагонально расположенной относительно главных осей постамента (признак барокко); этот академизм позы подчёркивается сходством с позой Ахиллеса на ранней картине А. Иванова «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора» (1824): те же выставленная вперёд правая нога и правая рука, положенная на правую ногу. Одновременно нетрудно увидеть сходство с советской транскрипцией классицизма, выразившейся, например, в памятниках Римскому-Корсакову (1952) и А. С. Пушкину (1962) в Киеве.

Не ушли далеко авторы и от знаменитого портрета Ломоносова работы Л. С. Миропольского (1788), на котором Ломоносов изображён в расстёгнутом камзоле и с рукописью. Однако именно благодаря этому Ломоносов легко узнаётся. Вообще у памятника хорошо читаемый и простой силуэт, он удачно смотрится во всех возможных ракурсах, хорошо согласован с перспективой Менделеевской линии и лишён мелкой проработки форм и несущественных деталей. Его можно признать удачей именно благодаря значительной дозе банальности, без которой он не прошёл бы сквозь сито строгой идеологической цензуры.

21 ноября 2021 г.

Источники:

  • Город. №42/2006, Михаил Золотоносов

  • Санкт-Петербургские ведомости. 18.11.2011