Здание Английского собрания

Миллионная улица, № 17

В 1730-е годы на этом участке располагался особняк генерала-аншефа Андрея Ивановича Ушакова, начальника тайной розыскной канцелярии в 1731-1736 гг., принимавшего участие в расследовании многих громких политических дел, например, в отношении А. П. Волынского, Э. И. Бирона и Н. Ф. Лопухиной. 

С 1740-х годов после смерти А. И. Ушакова здание передавалось по наследству графине Е. А. Чернышёвой (урождённой Ушаковой), графине Д. П. Салтыковой (урождённой Чернышёвой), графине А. И. Орловой (урождённой Салтыковой). 

В 1750-е годы по проекту архитектора А. Ф. Кокоринова дом был перестроен для зятя А. И. Ушакова – графа П. Г. Чернышёва. 

На акварели Бенжамина Патерсена 1799 года, запечатлевшей панораму Дворцовой набережной, можно идентифицировать рассматриваемое здание: трёхэтажный дом усложнён центральным ризалитом в три световые оси, балконом в уровне 2-го этажа и ступенчатым аттиком. 

В 1829-1846 гг. зданием владел граф Александр Александрович Апраксин, которому заложенный дом достался после смерти Орловых. 

В 1846 г., в период владения домом графом Апраксиным, лицевой флигель со стороны Дворцовой набережной был перестроен в стиле неоренессанса по проекту архитектора Н. Е. Ефимова. 

Апраксин А. А. продал здание князю Льву Людвиговичу Радзивиллу и его жене Софье Александровне. Радзивилл Л. Л. выполнял особые поручения императора, награждён многими государственными наградами и воинскими званиями за участие в различных военных кампаниях, в том числе, Крымской войне в 1853-1856 гг., а также за выполнение дипломатических поручений. 

С 1891 по 1917 годы в здании размещался один из самых престижных клубов Санкт‑Петербурга – «Английское собрание». Членство в клубе указывало на высокий статус состоящих в нём людей. Престиж организации был обусловлен закрытостью Английского собрания, а также значительным влиянием на политическую сферу и общественное мнение. 

«Английское собрание» или «Английский клуб» был основан в 1770 г. Францом Гарднером. Девиз клуба - «Согласие и веселье». Английский клуб был одной из первых российских общественных организаций. Изначально в клубе состояли иностранцы, проживающие в России, но уже в 1780-е популярность Английского собрания начала расти у русской знати. Членство в клубе приняло элитарный характер, указывало на светское положение в обществе. До середины XIX века членами клуба были преимущественно представители таких дворянских родов, как князья Юсуповы, Голицыны, Оболенские, Долгоруковы, во 2-й половине XIX века в клубе появились представители буржуазии. Также членами клуба являлись многие писатели и поэты, например, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, А. Н. Апухтин, И. А. Крылов, Н. М. Карамзин, архитектор В. П. Стасов, актёры и другие. 

Существующее здание было перестроено по проекту архитектора Фёдора Михайловича Вержбицкого в 1899-1900 гг. в стиле эклектики с элементами барокко и классицизма. Лицевой фасад по улице Миллионной сохранил композицию – девять световых осей, три центральные оси выделены раскреповкой и завершаются ступенчатым аттиком, также сохранился вход в пространство парадной лестницы по боковой оси и габариты воротного проезда. 

Поскольку Ф. М. Вержбицкий являлся специалистом в железнодорожной и казарменной архитектуре, редкий образец его творчества в сфере гражданской архитектуры представляется особенно интересным. Архитектору удалось вписать фасад объекта в исторически сложившуюся в XVIII-XIX веках застройку города, в которой преобладали здания в стилях барокко, классицизма и эклектики. 

Во время Первой мировой войны в здании располагался лазарет, открытый членами Английского собрания. 

30 августа 1918 г. во дворах дома № 17 по улице Миллионной пытался скрыться поэт, член партии народных социалистов и студент Петроградского политехнического института Леонид Каннегисер, убивший перед этим 1-го председателя Петроградской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем Моисея Соломоновича Урицкого. 

К зданию Генерального штаба, где после революции находился Наркомат внутренних дел Петрокоммуны, утром 1918 года на велосипеде подъехал молодой поэт Леонид Каннегисер. Дождавшись Наркома Моисея Урицкого, Каннегисер выстрелил в него из револьвера с шести шагов. 

«Рассказывают, что Урицкий любил хвастать количеством подписываемых им смертных приговоров. Сколько должен был он подписать сегодня?», — вспоминает тот день писатель и журналист Роман Гуль. Однако скрыться террористу не удалось. За Каннегисером была организована погоня. Понимая, что от автомобиля ему не оторваться, Каннегисер затормозил около дома № 17 по Миллионной, бросил велосипед и, вбежав в первую квартиру, дверь которой была открыта (князя Меликова), не обращая внимания на изумлённую прислугу, схватил с вешалки пальто. Надев его поверх куртки, он спустился вниз, вышел во двор, но там был опознан и арестован. В октябре он был расстрелян. 

В связи с этим событием вспоминали Александра Александровича Сиверса, помощника начальника Главного управления Уделов; знаменитого некогда генеалога и нумизмата. Летом 1918 г. он поселился на Миллионной, 17. О том, что произошло после выстрела Канегиссера, писала, не во всех деталях точно (относительно действий самого Канегиссера), дочь Сиверса Татьяна Александровна Аксакова-Сиверс: «Студент Канегиссер ... завернул во двор дома № 17, вбежал по чёрной лестнице в 3-й этаж и отстреливался с площадки. Все проживающие в доме оказались на подозрении, которое в отношении отца усугубилось следующим обстоятельством: переезжая в небольшую квартиру, папа поставил часть мебели на продажу в комиссионный  магазин на Караванной улице. Магазин этот принадлежал его знакомому Бурнашеву. Телефонный номер магазина оказался в записной книжке Канегиссера. У Бурнашева была устроена засада. Когда Александра Ивановна [домоправительница Сиверса] явилась узнать, не продалась ли мебель, её задержали, и папа в ту же ночь был заключён в Трубецкой бастион Петропавловской крепости». Чудом Сиверс, уже выведенный на мол Петропавловской крепости, избежал погрузки на баржу, которые широко использовали в те дни, чтобы топить заложников, и был впоследствии освобождён. 

В 1917 г. Английский клуб перестал существовать, а помещения заняли коммунальные квартиры. 

В 1939 г. в доме по улице Халтурина (Миллионная) размещалось общежитие техникума речного транспорта, а в 1940 г. – общежитие техникума речного флота. 

В настоящее время здание является многоквартирным жилым домом. 

2 февраля 2024 г. распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Здание Английского собрания» (Миллионная ул., 17) включено в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения. 

4 февраля 2024 г.