Феодоровский собор

Мирогородская улица, №1-б

В 1909 г. для сооружения собора в честь 300-летия дома Романовых был учреждён строительный комитет под покровительством великого князя Михаила Александровича. 5 августа 1911 г. на подъездах к Николаевскому (Московскому) вокзалу со стороны Александро-Невской лавры состоялась торжественная закладка храма.

Место для собора рядом с вокзалом было выбрано не случайно. Во-первых, таким образом храм символизировал перемещение государственной власти из Москвы в Петербург, а во-вторых, на месте, выбранном для строительства, находилось подворье Феодоровского монастыря, главной святыней которого как раз и была Феодоровская икона, исторически связанная с домом Романовых. По легенде, этим образом благословили на царствование первого Романова — Михаила Фёдоровича, пережидавшего в Костроме Смутное время. С той поры икону считали семейной реликвией царствующего дома, отчего большинство русских императриц при переходе в православие получали отчество Фёдоровна. Извод иконы в обрамлении древа, в ветвях которого изображены известные русские святые, был воспроизведён на фасаде Фёдоровского собора мирискусником Сергеем Чехониным, затем утрачен, а ныне воссоздан.

В дальнейшем при соборе планировалось сделать исторический музей, а на соборной площади установить памятник Александру Невскому. Но в результате установили только красную кремлёвскую стену (сохранившуюся до наших дней), отделившую собор от товарной станции.

Храм было велено проектировать в стиле времён воцарения Романовых, хотя в разорённой смутой России никакого стиля и не было. Участники конкурса как могли выпутывались из непростой ситуации. Больше других преуспел Николай Васильев, получивший в 1910 г. 1-ю премию. Однако строить церковь поручили не ему, а занявшему лишь 3-е место Степану Кричинскому (кстати, помогавшему Васильеву строить петербургскую мечеть). Замысел Кричинского показался кому-то на самом верху более определённым: не начало XVII века с его едва уловимым стилем, но конец, причем не в московском, а в более строгом и монументальном ростовском варианте.

Относительно первоначального проекта Кричинского здание стало роскошнее и эклектичнее, словно кто-то вознамерился создать настоящий музей древнерусского зодчества с невероятным сочетанием разнообразных цитат. Автор проекта, словно предчувствуя конец церковного строительства в России, вызванный приходом новой Смуты, подводил его итоги. Поскольку «кремлёвская стена» в отличие от средневековых крепостей не замкнута, комплекс можно было достраивать вдоль Миргородской улицы, пополняя этот архитектурный «музей» всё новыми экспонатами.

Пятиглавый белокаменный храм, освящённый во имя Феодоровской иконы Божией Матери, украшали цветные изразцы и майолика. На северной стороне фасада, облицованного белым старицким камнем, было огромное родословное древо Романовых и Феодоровская икона. Купол собора покрыли золочёной медью, а вход украшал мозаичный Спас – копия работы Васнецова. Среди многочисленных колоколов были «именные», посвящённые каждому из членов семьи Николая II.

Феодоровский собор был построен из железобетона на всенародные пожертвования. Сбор средств на строительство был инициирован «Союзом русского народа». Это величественный храм на 3,5 тысячи человек высотой 48 и площадью 350 квадратных метров.

2-этажный храм имел 6 приделов, был полностью расписан фресками в древнерусском стиле. На сохранившихся архивных фотографиях можно увидеть огромное паникадило в виде шапки Мономаха и многие другие детали храмового убранства, в большинстве своём выполненные ювелирной фирмой братьев Оловянишниковых.

В присутствии Николая II митрополитом Владимиром (будущим новомучеником) 28 января 1914 г. собор Феодоровской Божией Матери в память 300-летия царствования Дома Романовых был освящён. После революции Феодоровский храм, разграбленный большевиками, всё-таки ещё некоторое время действовал. В 1923 г. к патриарху Тихону обратился с покаянным письмом настоятель о. Досифей (Степанов), объяснявший причину своего общения с представителями «Живой Церкви», которые сотрудничали с новой властью. Вот отрывок из этого письма:

«Систематически мне и причту заявлялось, что храм не нужен и его надлежит закрыть для упразднения всякой памяти о лицах и временах, с ним исторически связанных. Вместе с этим настойчиво выдвигались другие требования – устроить в храме клуб для железнодорожников, основать здесь комячейку, открыть даже кинематограф… Я нашёл выход из жгучего затруднения в том, что условно примкнул к живоцерковникам, у которых мы нашли хоть некоторою помощь в нужде и защиту в критическом положении… Это личное унижение спасло Святой Храм, сохранило его для верующих… Прошу судить меня, но судом кротким и любвеобильным». Сверху, в уголке этого письма, патриарх Тихон написал: «Прощаю и принимаю».

Феодоровский собор

Однако 10 мая 1932 г. появился протокол заседания президиума исполкома облсовета по вопросу о ликвидации Романовской церкви: «Согласно заключения Технической комиссии здание церкви требует капитального ремонта, который двадцатка не производит, тем самым нарушает пункт 4-й типового Договора. Кроме того, учитывая крайнюю нуждаемость Союз-молоко в помещении для обработки молочных продуктов и возможность при весьма незначительных затратах приспособить Романовскую церковь для указанных целей, которая по своему месту нахождения является удобной для Союз-молоко, церковь ликвидировать, здание передать Союз-молоко».

Вскоре собор был перестроен под молокозавод. Последний настоятель собора архимандрит Лев (Егоров), причисленный ныне к лику святых, был расстрелян в 1937 году.

Четыре десятилетия церковь стояла обезглавленной, с сиротливо торчащими барабанами, была полностью перепланирована внутри. Здание обросло уродливыми пристройками. В 1970-е годы, в ожидании визита президента США Р. Никсона, барабаны спешно демонтировали, окончательно лишив здание того вида, который мог хотя бы отдалённо напоминать церковь.

Впрочем, и после визита Никсона причудливое сооружение сохраняло церковные черты, странно сочетавшиеся с индустриальными деталями. Никуда не делись и «кремлёвская стена», и украшавшие фасад кресты… Так что восстанавливаемый ныне Фёдоровский собор нельзя назвать новоделом. Ему повезло несравнимо больше, нежели другой церкви Кричинского — храму Палестинского общества, что зодчий построил в начале той самой Полтавской улицы, которую замыкает краснокирпичная стена. Диалог двух построек в русском стиле продолжался недолго, в том же 1932 г. церковь на 2-й Советской взорвали.

В 1993 г. собор был официально возвращён церкви, но дирекция молокозавода приватизировала здание и многочисленные пристройки к нему и успешно сдавала их в аренду. Молока здесь уже давно не было, где-то разливали уксус, где-то майонез, хозяева тянули время, судясь с КУГИ и добиваясь отсрочки решения о выселении. Не дожидаясь окончания тяжбы, был создан приход. Часовню-храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских. построили при участии благотворителей по проекту архитектора Георгия Васильева. Когда будет готов собор, её по требованию КГИОПа надо разобрать, так как она находится на территории памятника и статус у неё временный.

Было предложение перенести приход в Левашовскую пустынь. Надо сказать, что до Фёдоровского собора на Полтавской улице существовала церковь подворья Фёдоровского Городецкого монастыря, для которой и выделили участок рядом с Николаевским вокзалом, чтобы она окормляла работников железной дороги. Её разобрали, когда достроили в 1914 г. собор. В августе 2005 г. молокозавод освободил занимаемые им помещения. За это время рядом с Феодоровским собором была построена небольшая часовня-храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

В 2002 г. на оглашение пришёл владелец телекоммуникационной компании Александр Гусаров. Он настолько проникся идеей восстановления собора, что увлёк ею представителей партии «Единая Россия», с которыми где-то повстречался. Единороссы рассудили, что восстановление Фёдоровского собора, построенного к 300-летию царствования Романовых и обезображенного в советское время, вполне может стать громким патриотическим проектом, в котором им стоит принять участие. В конце 2006 г. был образован попечительский совет по восстановлению Федоровского собора, который возглавил спикер Госдумы РФ Борис Грызлов. В попечительский совет по восстановлению собора вошёл правнук Александра II, светлейший князь Георгий Юрьевский. Он пояснил, что готов оказать любую помощь, так как это важно исторически, связано с его семьёй, а также интересно с точки зрения восстановления убранства церкви. Кроме того, он обратился к Вадиму Тюльпанову с просьбой в содействии установки памятника Александру II перед Покровской больницей.

В конце августа 2007 г. храм был закрыт для проведения масштабных ремонтно-восстановительных работ. Были разобраны постройки и конструкции.

При содействии властей Фёдоровский собор внесли в целевую программу «Культура России», стали давать деньги из федерального бюджета, следом подтянулся город, он финансировал проектные работы, воссоздание колокольни, майоликовой иконы на фасаде, мозаичной иконы Спаса над входом.

На одном из колоколов написано вязью: «…да звонит сей навстречу и в напутствие шествующим чрез Московский вокзал Петербурга». Это знак того, что РЖД и фонд «Транссоюз» тоже были среди жертвователей. Например, заместитель Якунина Олег Атьков вложил немало личных средств, его имя тоже отлили на колоколе.

Восстановление Феодоровского собора

29 августа 2010 г. состоялось освящение трёх из 11 колоколов звонницы Феодоровского собора. Самый большой колокол – «Михаил-Николай», он весит 9 тонн. Его назвали в честь 1-го и последнего представителей царской династии Романовых. Остальные два можно назвать женскими. Они посвящены Александре Фёдоровне, жене Николая Второго, и Марии Фёдоровне – супруге Александра Третьего. Каждый колокол украшают царские портреты и гербы. По окантовке, по традиции, выгравированы имена жертвователей, уже, правда, современных. В частности, на звонах запечатлены имена председателя ГосДумы Бориса Грызлова и президента Российских железных дорог Владимира Якунина. Чин освящения проводил митрополит Петербургский и Ладожский Владимир.

Новые звоны отливались по эскизам и фотографиям прежних. До закрытия в Советское время, её звонница состояла из 11 колоколов. В прошлом году при реставрации храма обнаружили фрагмент небольшого колокола княжны «Татьяны», остальные, видимо, были уничтожены.

Впрочем, сейчас все звоны отливаются по старинным технологиям в глиняной форме, обсыпанной землёй. Поэтому звучание у новых колоколов практически не будет отличаться от сделанных в начале XX века.

Колокола, посвящённые Семье последнего Российского императора, воссоздаются как точные копии утраченных, о которых известно, что они были наречены именами членов Царской Семьи, украшены их портретами, гербами древних русских городов и гербом Дома Романовых.

Новые колокола изготовлены в Тутаеве Ярославской области, на колокололитейном заводе «Италмас». Работы по отливке уже завершены, но полный колокольный набор, настроенный на тональность ми-бемоль мажор, планируется собрать вместе осенью 2010 г., поскольку, кроме отливки, требуется ещё проверка строя.

27 марта 2011 г. состоялось освящение первых написанных для нижнего храма икон, написанных отцом Зеноном (Сафоновым) и тремя его учениками, а с колокольни возрождённого собора впервые раздастся звон вновь отлитых колоколов. Таким образом приход отметит завершение реставрации колокольни Феодоровского собора.

14 сентября 2013 г. патриарх Московский и Всея Руси Кирилл совершил великое освящение отреставрированного храма. В литургии приняли участие спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, вице-губернатор Игорь Дивинский. Участниками церемонии стали председатель Попечительского совета храма, председатель наблюдательного совета «Росатома» Борис Грызлов, члены совета - президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, князь Дмитрий Романов, сенатор от Петербурга Вадим Тюльпанов.

В своей речи по окончании литургии патриарх Кирилл отметил, что освящение храма Феодоровской иконы Божией Матери – это событие историческое, которое замкнуло собой столетие. Патриарх поблагодарил всех, кто вложил свои силы и душу в воссоздание исторического облика святыни и вручил благотворителям, членам попечительского совета, настоятелю храма протоиерею Александру Сорокину награды Русской православной церкви. Патриарх также преподнес в дар собору образ Казанской Божией Матери.

5 августа 2018 г.

Источники:

  • «Адреса Петербурга». №7/2003
  • regions.ru. 23.7.2007
  • «Вода живая». 4.5.2007
  • Русская линия. 3.2.2007
  • Фонтанка. 9.10.2007; 27.3.2011; 14.9.2013
  • «Городское обозрение недвижимости». №7/2007
  • Гаzета.СПб. 29.8.2010
  • Городовой. 29.8.2010
  • “Собака.ру” - “Квартальный надзиратель”. №117/2012
  • panevin.ru