Общежитие «Ленгаза»

Будапештская улица, №103

«Дом-стакан» на Будапештской улице, №103, относится к позднесоветскому периоду застройки. 14-этажное здание возвели в 1976 - 1980 гг. по проекту архитектора А. Н. Корниловой, инженера М. П. Панфилова и конструктора Л. В. Трусова. Изначально здание строилось как общежитие.

«Моя мама работала на предприятии «Ленгаз» и примерно 20 лет назад получила здесь квартиру. Долгое время в ней жила моя сестра, а в 2010 году сюда переехала я с мамой. Мне кажется, что уникальность этого дома в том, что он стоит на отшибе. Более того, из окон квартиры открывается потрясающий вид, я как раз живу на 11-м этаже. Во время праздников из окон хорошо виден салют. В целом проблем с домом нет, мне нравится здесь жить», – рассказала его жительница Юлия Пахомова.

В 1974 г. в журнале «Строительство и архитектура Ленинграда» так писали об этом проекте: «Цилиндрическое здание, несомненно, будет играть роль архитектурного акцента, который обогатит структуру жилых микрорайонов. Его пластическая характеристика, контрастно противопоставленная плоскостной системе массовой застройки, создаст ощущение пространственного разнообразия, так необходимого нашим новым районам».

Всего в Ленинграде возвели 8 похожих, но не идентичных башен (ул. Седова, №58; Будапештская ул., №103; ул. Костюшко, №№1 и 3; Авангардная ул., №16; пр. Энергетиков, №24; Купчинская ул., №28, корпус 2, и №30, корпус 3); половина из них находится во Фрунзенском районе. В те же годы в белорусском Витебске появился собрат «стаканов» - 18-этажная «кукуруза», общежитие «Красного Октября» на проспекте Людникова.

Изначально проект создавался для квартала №38 восточнее Витебской железной дороги по заказу Управления капитальным строительством Ленгорисполкома. Это 14-этажная башня, в основе которой лежит цилиндрическая форма с надетыми на не` треугольными эркерами. Здание имеет цоколь, нежилой первый этаж, 13 типовых жилых этажей и нежилую одноэтажную надстройку на крыше меньшего диаметра, чем основная башня. В оригинальном проекте к жилой башне примыкала «шайба»-пристройка, в которой располагалась столовая и кухня. Однако именно в таком виде общежитие было построено только несколько раз (например, по адресу Купчинская, 30/3 в 1976 г.).

Особый интерес вызывает внутренняя планировка здания. В его основании – цилиндрическая форма с эркерными окнами. Квартиры представляют собой блоки с двумя комнатами, душевой, туалетом и раковиной. Сейчас один такой блок – отдельная квартира. Кухня, по проекту планировки, была общая. Однако, по словам Юлии Пахомовой, сегодня многие жильцы делают отдельные кухни у себя в блоке.

«В самом центре "стакана" проходят все коммуникации: лифты, лестничная площадка, мусоропровод. От центра комнаты в блоке расширяются к окнам. К слову, окна, конечно, нестандартные для того времени, они не входили в список индустриальных изделий. Для таких домов их делали специально», – рассказывает историк советской архитектуры Дмитрий Гусаров.

Строить такие общежития, по словам эксперта, было сильно дорого по тем временам. Это одна из причин, почему пришлось отказаться от их массового строительства.

«Такие "точечные" дома – это попытка архитекторов разнообразить застройку, и далеко не первая. "Дома-стаканы" с архитектурной точки зрения, конечно, более интересны, чем обычные панельные дома или даже кирпичные девятиэтажки», – поясняет Дмитрий Гусаров.

В массовую серию «дома-стаканы» не попали по нескольким причинам, и нестандартные окна – только одна из них. Дело в том, что ахиллесовой пятой такого дома является пожарная безопасность. По стандарту, лестница должна иметь выход на улицу, чтобы дым не охватил её всю и у жильцов была возможность безопасно покинуть его в случае пожара.

Решить эту проблему пытались с помощью помещения, представляющего собой «крытый солярий». Верхний, 15-й этаж является нежилым – это просторное помещение с витражными окнами. Впрочем, уже в наше время никакие «крытые солярии» не понадобились, зданию просто добавили ещё одну лестницу. В здании на Будапештской в 1990-х гг. в этом помещении находилась парикмахерская, сейчас оно закрыто.

«На 13-м и 14-м этажах находится Центр социальной реабилитации. Он помогает тем, кто вышел из тюрьмы. Да, такие люди здесь тоже живут. Какое-то время это доставляло дискомфорт, но со временем всё уладилось», – рассказала Юлия Пахомова.

8 февраля 2020 г.