Доходный дом В. В. Корелина

Апраксин переулок, №4

Это здание, увенчанное гранёной угловой башенкой с часами, возвышается в самой что ни на есть торговой части города - у Апраксина двора. Кажется, что оно вот-вот двинется вверх, начнёт расти, упрётся в небо... Между тем назначение постройки весьма прозаическое: перед нами - доходный дом с конторскими помещениями, возведённый в 1912 - 1913 гг. архитектором Александром Лишневским для коммерсанта Василия Корелина.

Александр Львович Лишневский построил знаменитый Дом городских учреждений, один из лучших образцов архитектуры эпохи модерна. Это он поселил чёртика под крышу здания на Лахтинской. Плодовитый донельзя, он фактически в одиночку несёт ответственность за жилую застройку Петербурга начала XX века: здания, им построенные, стоят и на Петроградской стороне, и в районе Смольного, и на Фонтанке, и на Обводном.

Прежде здесь находилось 3-этажное здание с аркадой в 1-м этаже. В нём издавна находились склады и конторы. Василий Корелин, гласный (депутат) Городской думы, «торгово-офисное» назначение менять не стал, но велел Лишневскому расширить постройку, при этом сохранив прежние стены.

Поначалу архитектор предполагал оформить дом в античном духе. На чертежах мощная дорическая аркада-галерея уводит вдаль, в глубину скромного по размерам двора, а на углу возвышается башенка-бельведер, похожая на древнеримский храм с портиками на все четыре стороны. Однако в натуре греческие колонны превратились в гранёные романские столбы, по сторонам проездной арки примостились популярные в северном модерне совы.

Отделывая фасады, Лишневский использовал весьма примечательный декор. Многочисленные эркеры поддерживаются маскаронами, изображающими бородатых старцев с весьма колоритным выражением лиц, а на их макушки взгромоздились мальчуганы-путти. На фасаде можно увидеть мужчин и женщин в античных одеяниях, растительный орнамент. Из-под карниза свисают бороды и усы загадочных старцев с высунутыми языками…

Неизвестно, что побудило зодчего в последний момент отринуть благородство неоклассики и кардинально переработать проект, добавив ему гротескные черты. Ясно одно: он мастерски совершил этот переход - здание получилось ярким, эпатажным, запоминающимся.

Строительство не обошлось без скандала, выплеснувшегося летом 1913 года на страницы столичной прессы. Дело в том, что у некоторых арендаторов магазинов и складов, обитавших в назначенных к перестройке зданиях, к началу строительных работ ещё не истекли контракты, и они наотрез отказались съезжать. Домовладелец сначала пытался договориться по-хорошему. Когда это не удалось, Корелин дал команду Лишневскому отключить водопровод, демонтировать лестницы, снять крышу, отрезать электричество - и начать стройку.

Видя, что дело принимает острый оборот, коммерсанты закрыли магазины, но не успели оперативно забрать своё имущество. И когда Лишневский начал разбирать конструкции, из нижних этажей ещё не были окончательно выведены склады и товар оказался непоправимо повреждён строительной пылью и дождями. Складские работники, стремясь защитить хозяйское добро, даже пытались препятствовать рабочим, и между сторонами, как отмечалось в одной из газет, «едва не разгорелась кровавая свалка».

Кроме того, сторожа, отказавшиеся оставлять свои посты, оказались в буквальном смысле слова замурованными на складах: рабочие, вероятно, в целях безопасности, заложили дверные проёмы. «Заложники» выбрались из западни с большим трудом и не без риска. Один из торговцев подал на домовладельца и архитектора в суд, однако работы это не остановило, и дом был достроен…

Сейчас здание входит в список выявленных объектов культурного наследия. Радуют глаз недавно отреставрированные фасады, подлинные деревянные двери с мелкой расстекловкой, стрельчатые арки проходов и старинная напольная плитка, на которой даже сохранилась реклама одной из инженерных контор тогдашнего Петербурга. Сейчас под крышей этого дома разместились самые различные заведения: магазины, салоны красоты, образовательные центры, офисы компаний, мини-отели, заведения общепита и бюро переводов.

12 сентября 2020 г.