Доходный дом «Анна»

15 линия В.О., №22

«Каждый человек живёт в своём имени, как в доме», – говорил писатель Вадим Шефнер от имени юного героя рассказа «Миллион в поте лица». И далее продолжал мысль: «Дома у всех разные. Нюта сейчас обитает в небольшом каменном двухэтажном домике с зелёной крышей. Когда Нюта вырастет, она станет Анной. Анна – это узкий высокий дом с белой кафельной облицовкой – есть такой на Пятнадцатой линии. Она как бы въедет в этот дом».

Анна - это дом № 22. И хотя на 15-й линии есть ещё два дома, облицованных белым кафелем, именно этот Вадим Сергеевич назвал Анной. На других домах бросаются в глаза другие цвета, а здесь белый главенствует. Незначительное вкрапление зелёных плиток лишь подчёркивает это. 

Построенный в 1914 г. по проекту инженера-технолога Николая Николаевича Нагеля, этот доходный дом является образцом рядовой застройки 1910-х годов.

Николай Нагель и создал-то в Петербурге совсем немного. Три жилых дома, построенных в один 1914 год, да совместно с архитектором Леонтием Шмеллингом городской механический хлебопекарный завод на Малой Митрофаньевской улице перед самой революцией.

Но что удивительно. Дом № 31 по улице Шкапина в 2007 г. был снесён, его судьбу разделил и 39-й дом по этой же улице. 

Тревожит и будущее хлебопекарного завода. Несмотря на то что он числится под охраной, стоит он на территории, которую осваивает компания, обустроившая земли, прилегающие к бывшему Варшавскому вокзалу, и проявляющая интерес к землям южнее его.

И лишь одной постройке Нагеля вроде бы ничего не угрожает. Дому по имени Анна, данному ему добрым ленинградским писателем. 

За то время, что с нами нет Шефнера, 6-этажная Анна подросла. Появилась мансарда, которая отнюдь не испортила светлый лик Анны.

А может, не только «человек живет в своём имени, как в доме», но и дом в своём имени? 

Анна в переводе с еврейского языка означает «милостивая, красивая, благодатная».

15-я линия Васильевского острова – разве не благодатное место? Дом № 22 - разве не красивый? Ну а насчёт милости... Из трёх жилых домов, построенных Нагелем, только этот и сохранился. Он не был разрушен в Великую Отечественную войну. При бомбежке 29 декабря 1942 г. три артиллерийских снаряда частично разрушили здание, но вскоре после войны эти раны были вылечены и не оставили на светлом облике шрамов. 

До сего дня Анна являет собой если не «чистейшей прелести чистейший образец», то по крайней мере образчик стройности и неброской, скромной красоты.

И как тут не поверить в магию имени, охраняющего его?

2 сентября 2017 г.