Лидия Борисовна Яворская

1871 - 1921

Ли́дия Бори́совна Яво́рская (при рождении фон Гюббенет, по мужу — княгиня Барятинская) — одна из крупнейших звёзд русского театра рубежа XIX и XX веков. Её прославили «элегантность и экстравагантность облика, тяга к экзотике и мелодраматизму, жажда пленять, смесь изысканности с банальностью в сочетании с редким трудолюбием».

Родилась 22 июля (3 августа) 1871 г. в семье киевского полицмейстера французского происхождения, от которого унаследовала «любострастие, большое самомнение, злопамятность и вместе с тем широту души». Училась в киевской гимназии, где по настоянию отца принимала участие в любительских спектаклях. В 1889 г. поступила на драматические курсы Петербургского театрального училища (класс В. Н. Давыдова). Затем училась у актёра «Комеди Франсэз» Франсуа-Эдмона Го в Париже.

Дебютировала в 1893 г. в Ревеле (Товарищество Н. С. Васильевой). В 1893 г. была приглашена в московский Театр Корша, где играла в 1893—1895 гг. Особенное внимание обратила на себя исполнением ролей Маргариты Готье («Дама с камелиями» А. Дюма-сына), Алисы («Борьба за счастье» С. В. Ковалевской), Ольги Ранцевей («Чад жизни» Б. М. Маркевича) и особенно в «M-me Sans Gêne» В. Сарду. «Недостаток актёрского таланта она восполняла демонстрацией чувственности».

Вообще в рассказах о Яворской много о необъяснимом действии её обаяния. Несколько, правда, вульгарного; много было разговоров о её спонтанных, «нервных и блестящих вольностях». Это о них писал в своих дневниках Алексей Сергеевич Суворин, друг Чехова, издатель «Нового времени», театральный критик и театральный директор:

«Яворская в "Маскараде" умирала изумительно: она стала на четвереньки, лицом к публике, и поползла, в это время груди вырвались у неё из-за корсета. Реально!»

С Чеховым она познакомилась в том же 1893 г. Будучи дамой с манерой общения шаловливо-властной, Лидия Борисовна посылала Антону Павловичу прелестные записки: «Милая Дуся, мне скучно без Вас. Приезжайте. Гости съезжаются. Я в ожидании. Приезжайте. И салату нет. Закажите. Я целую Вас крепко, Лидия».

Несколько лет, до брака с князем, Лидия Борисовна распространяла слухи о своём романе с Чеховым. Возможно, летом 1894 г. у Чехова и Яворской было несколько любовных свиданий. Антон Павлович относился к Лидии Борисовне мягко и с пониманием. Он понимал и видел её характер. Её прекрасный, пылкий, щедрый эгоцентризм, её сверкающее ласковое равнодушие ко всему, что «не она», её жадность к подаркам и чугунный щебет - ласково-властный тон.

Черты Яворской литературные исследователи прослеживают в характере Аркадиной из «Чайки».

Чехов по просьбе Лидии Борисовны рекомендовал её Суворину, который в то время открывал Театр Литературно-художественного общества. Суворин, которого называли человеком магнетического обаяния, встретился с дамой магнетического обаяния, и принял в свой театр. В театре Суворина она имела особенный успех в ролях принцессы Грезы и Зазы: «публика буквально носила её на руках». Суворин ненавидел её чрезвычайно (впрочем, человеческие качества женщин оценивал вообще крайне невысоко). В дневниках писал:

«...Получил телеграмму, что Яворская женила на себе князя Барятинского. Она старше его и не любит его. Если она не родит от него, то не уживётся с ним долго, или он не уживётся с ней. Какое лживое созданье! Она вся состоит из притворства, зависти, разврата и лжи. А муж в ней души не чает. Если б он знал хоть сотую часть её жизни...".

Яворская любила вращаться в высшем обществе и 26 июля 1896 г. вышла замуж за князя Владимира Владимировича Барятинского. Князь В. В. Барятинский, драматург, человек светский, из древнего рода, морской офицер с возможной блестящей карьерой. Ради женитьбы на Лидии Борисовне он развёлся с первой женой и был отлучён от семьи.

В 1900 г., разойдясь во взглядах с дирекцией на репертуар (по поводу антисемитской пьесы «Контрабандисты» В. А. Крылова), вышла из состава труппы. Об этом эпизоде Влас Дорошевич написал фельетон «Герои дня».

Говорят, она могла выучить пьесу за ночь, репетировала не уставая, а кричала на репетициях так, что качались люстровые подвески. И это при том, что голос у неё был низкий, глухой - «совсем не сценический, неподатливый, меньше всего ласкающий, способный обвораживать». В нелестных рецензиях её тембр называли «грубым контральто». В то время тембр непопулярный, но на мужчин её голос действовал.

Приняла участие в 1-м российском конкурсе красоты, который состоялся в Петербурге в 1901 г. Многие полагали, что победа уже у неё в руках. Но княгиня Барятинская завоевала только второй приз, чем была жутко раздосадована.

В 1901 г. открыла в Петербурге «Новый театр», разнообразный репертуар которого включал и пьесы М. Горького, А. П. Чехова, Л. Н. Толстого, Х. Ибсена. Часто шли в театре пьесы мужа Яворской. Особенный успех Яворская имела в пьесах Эдмона Ростана, которые для неё переводила Т. Л. Щепкина-Куперник. Обе подруги (по утверждению Д. Рейфилда — любовницы) бывали в Париже, где общались как с Ростаном, так и с Дюма-сыном.

В 1907—1918 гг. Яворская много ездила с гастролями по губернским городам, выступала также в Париже и Лондоне. В 1915 г. неудачно пыталась возобновить работу своего театра в Петербурге. Публиковала в «Киевлянине», «Сыне отечества», «Северном курьере», «Новостях», «Всемирном вестнике» собственные статьи о театре, живописи и на другие темы.

В 1916 г. её брак с Барятинским был расторгнут Святейшим Синодом с запретом ей выходить замуж в течение определённого времени. Бывшая княгиня подала жалобу Николаю II, а при Временном правительстве добилась возбуждения следствия против бывшего обер-прокурора Синода Раева (чем оно завершилось — неизвестно).

В 1918 г. уехала за границу, жила в Лондоне (где более двухсот раз была дана «Анна Каренина» с Яворской в главной роли). В 1920 г. вышла замуж за Фредерика Джона Поллока, 4-го баронета Хаттона. Умерла 3 сентября 1921 г. на английском курорте Шорхам-бай-Си‎. Похоронена рядом с церковью св. Николая там же.

28 ноября 2021 г.