Доходный дом Пумпянских

Верейская улица, №33 / Малодетскосельский проспект, №9

Этот 5-этажный угловой дом с мансардой с виду суров и неприступен. Зубчатый парапет его угловой части и вырастающая за ним гранёная башенка с окнами-«бойницами» придают вполне мирному жилому строению облик феодального замка. Эффект усиливается и за счёт стен: краснокирпичная кладка лишь кое-где прикрыта штукатурными деталями - как будто бы неумолимое время или огонь осадных батарей обнажили вековые конструкции.

До 1904 г. здесь стоял одноэтажный деревянный дом, принадлежавший серебряных дел мастеру Гордееву. Городская управа распорядилась его сломать.

Нынешний дом был построен в 1904 г. для супругов-совладельцев. Глава семейства купец Семён Пумпянский происходил из Ямбурга - города, утратившего свою средневековую крепость не в результате ожесточённых боёв, а по велению императрицы Екатерины II, потребовавшей срыть ненужные уже старые стены.

Автором дома-замка стал художник-архитектор Дмитрий Крыжановский. Средневековой архитектурой он увлёкся ещё на заре своей творческой карьеры. Вначале сотрудничал с академиком архитектуры Александром Векшинским, в 1899 г. даже принимал участие в составлении проекта здания Электротехнического института. Корпуса этого учебного заведения, возведённые в 1900 - 1903 гг., пронизаны готической романтикой.

Впрочем, если облик дома на Верейской заставляет вспомнить старинные замки и рыцарские турниры, то его планировка традиционна для доходного дома. Парадная лестница одна, она обслуживает два перпендикулярно поставленных корпуса и великолепно освещена: её окна выведены не во двор, а на улицу. А вот чёрные лестницы, как обычно, смотрят во двор.

Первоначально стены дома были наряднее: об этом мы знаем по старым фотографиям, сделанным вскоре после постройки здания. Лепные девичьи лица, растительный орнамент в духе модерна - эти элементы декора были сконцентрированы в верхней части здания. Когда они исчезли - неизвестно.

Балконные решётки и лестничные перила сохранили свой первоначальный геометрический рисунок - круг и как бы свисающие с него три вертикальные линии. Это своего рода знак модерна, который нередко можно встретить как на фасадах, так и в интерьерах зданий.

Новый дом населили люди самых разных занятий и профессий. Львиная доля 1-го этажа была отдана под торговые помещения - в частности, тут функционировала «Верейская аптека»: вывеску с таким названием мы можем увидеть на фотографии дома, помещённой в «Ежегоднике Общества архитекторов-художников» за 1906 г.

На 3-м этаже дома жили супруги-домовладельцы. Хана-Рауза Пумпянская умерла в мае 1914 года, её овдовевший муж владел домом до 1917 года. Их сын Абрам, получивший профессию горного инженера, со временем перебрался в Павловск.

В годы Первой мировой войны среди обитателей дома была семья надворного советника Дмитрия Шумакова, у которого в сентябре 1914 года родился сын Юрий - впоследствии известный эстонский литератор, переводчик, театрал. После 1917 года он с родителями оказался в Эстонии, жил в Тарту (где окончил Тартуский университет), затем в Таллине, был знаком с Валерием Брюсовым, Фёдором Шаляпиным, Иваном Буниным, Игорем Северяниным, Анной Ахматовой. С детства зная эстонский язык, Юрий Шумаков переводил эстонских поэтов на русский, а произведения Пушкина, Лермонтова, Шевченко - на эстонский; сопровождал Бунина в поездке по Прибалтике в 1938 г., печатал его стихи во влиятельных эстонских газетах.

В 1944 г. Шумаков был осуждён по печально знаменитой 58-й статье (за «контрреволюционную деятельность»), отбыл срок, был реабилитирован в 1959 г. В его биографии, увидевшей свет после смерти литератора в 1997 г., утверждается, что Шумаков «знал всех и вся» и любил ошарашить собеседника фразой: «А ведь я хорошо знал вашу матушку. Большая шалунья была в молодости».

Осенью 2017 г. в доме отремонтировали фасады, но, к сожалению, в ходе ремонта не восстановили утраченную некогда декоративную лепнину.

18 ноября 2018 г.