Зверинская улица

Звери́нская улица — улица на Петроградской стороне Санкт-Петербурга, проходит от Большого проспекта до Кронверкского проспекта, ориентирована на шпиль Петропавловского собора. Протяжённость 760 м.

Территорию, на которой проложена Зверинская улица, первоначально занимала Татарская слобода. Улица, проходившая в центре слободы, получила название Большой Татарской улицы.

В 2006 г. в сквере на углу Кронверкского проспекта был установлен памятник поэту Габдулле Тукаю — дар республики Татарстан городу.

Вскоре на месте, освободившемся от Татарской слободы, расположились батальоны Белозерского, Колтовского и других полков. На этой территории образовалась Большая Офицерская слобода с центральной Большой Офицерской улицей (ныне — Большой проспект).

Большая Татарская улица получила новое название — Третья Белозерская улица. В 3-й улице Белозерского полка по левой стороне от нынешнего Кронверкского проспекта находилось подворье новгородского архиерея, на котором жил только один стряпчий, а до постройки Александро-Невского монастыря — архимандрит Хутынский Феодосий Яновский.

Шли годы. Территория постепенно освобождалась, сначала от татар, затем от полковых слобод, память о которых у нас осталась в названиях Татарского переулка и Средней Колтовской улицы.

После того как полки покинули улицу, на уже обжитой улице стали селиться дворяне, мелкие чиновники, военные.

С 1732 г. улица называлась Большой Никольской — по храму «Никола-на-Мокрушах», находившемуся в начале XVIII века поблизости от места нынешнего Князь-Владимирского собора.

План Петербурга за 1738 г. позволяет проследить, что многие вновь проложенные улицы были ориентированы на шпиль Петропавловского собора, строительство которого завершено в 1733 г. Это улицы Петербургской стороны, радиально направленные к собору, и среди них — проспект Добролюбова, улицы Блохина, Зверинская и Съезжинская. Процесс их регулирования продолжался вплоть до 1908 г. Они выходят на шпиль собора. К сожалению, в последующем, этот прием на части улиц был искажен либо разросшейся зеленью, как видно на Зверинской улице, либо вновь построенными зданиями.

В 1769 г. отрезок от Большого до Малого проспекта получил название — Кривое колено, так как он шёл под углом вправо, и к 1849 г. он уже застроен. В связи с тем, что Никольский собор находился вблизи Театральной площади, 5 марта 1871 г. Большую Никольскую улицу на Петербургской стороне переименовали в Зверинскую, по расположенному в её створе главному входу в Зоологический сад.

В 1873 г. она вновь называлась Большой Никольской, а с 1874 г. по настоящее время — Зверинской.

Ориентированная на шпиль колокольни Петропавловского собора Зверинская улица делает изгиб в районе нынешнего сквера Виктора Цоя. В этой извилистости магистралей Петроградской стороны – память о начальных днях Петербурга, когда городские улицы, по словам краеведа Петра Столпянского, «разбивались без предварительного плана, а так, как Бог на душу положит, как кому удобнее было селиться...». Или, как писал в 1840-е годы в «Заметках петербургского зеваки» Аполлон Григорьев, есть в Петербурге улицы, которые, «лепясь очень скромно вдоль заборов, вдруг, как будто испугавшись чего-нибудь, бросаются вправо или влево...».

На фотографии, сделанной мастерами ателье Карла Буллы в 1888 – 1889 гг., ни за что не узнать нынешнюю Зверинскую улицу. Тогда она была почти полностью застроена невысокими деревянными строениями. Недаром писатель Евгений Гребенка в опубликованном в середине XIX века очерке «Петербургская сторона» отмечал, что эта часть города, отрезанная от центра Невой, «сделалась убежищем бедности».

На протяжении многих десятков лет улица имела неприглядный, провинциальный вид. Стоявшие здесь дома окружали сады и огороды. Очень плачевное состояние эта местность приобретала после наводнений, которые были нередки. В 1924 г. уровень воды на Зверинской улице доходил до 3 метров.

Зверинская улица. 1888 – 1889 гг.

В конце XIX века началось строительство постоянного Троицкого моста из центра на Петербургскую сторону, и в преддверии этого строительства земля здесь стала дорожать, начался строительный бум. В 1893 г. «Петербургский листок» провёл, как бы мы сказали сейчас, социологический опрос небогатых обитателей этой окраины, выясняя их мнение о назревавшем масштабном строительстве. И вот что услышал: «Испортите наш уголок! Пока мы живём здесь как на даче. Царит простота, дешевизна, а с постройкой постоянного моста наша местность уподобится Васильевскому острову. Те же громадные пятиэтажные здания, те же скучные улицы, та же городская чопорная жизнь»

Улица стала быстро застраиваться каменными зданиями в начале ХХ в. и за первые 10 лет практически была застроена. На ней появилось несколько удачных построек, выполненных известными архитекторами.

8 марта 2021 г.