Пискарёвский парк

Этот зелёный массив площадью почти 100 гектаров, ограниченный улицами Бутлерова, Карпинского, Амурской и проспектом Непокорённых, хорошо известен не одному поколению жителей Гражданки и Пискарёвки. Как будто бы островок девственного, нетронутого леса посреди жилых районов, и даже не на окраине. Сосны, берёзы, рябины, осины, ольха... Даже редкая орхидея, занесённая в Красную книгу. В парке обитают как минимум два вида птиц, тоже занесённых в Красную книгу, - малый пёстрый дятел и чёрный дятел.

Планировка, существующая в парке сегодня, начала складываться ещё век назад. Поскольку лес был вытянут с юга на север, то сначала появились тропинки, пересекающие его поперёк - с запада на восток. Первые попытки превращения леса в парк были предприняты в 1938 г., когда на площади 110 га провели нивелировку и выполнили часть осушительных работ. С тех пор лес получил статус пригородного лесопарка. Вероятно, тогда же в нём появились первые извилистые прогулочные дорожки.

Помимо своего природного значения Пискарёвский парк является ещё и местом, связанным с самыми разными эпохами. Его история восходит к последней четверти XVIII века, когда екатерининский вельможа А.О. Закревский владел участком земли, простиравшимся примерно от нынешних площади Мужества до Меншиковского проспекта. Хотя в те времена эти места были покрыты густым лесом, на картах 1780-х гг. уже угадываются восточная и северо-западная границы будущего парка.

Своё имя он обрёл благодаря купцу Ивану Пискарёву, который к 1840-м гг., как значится в архивных документах, имел «дачу в 310 десятин в 3-м стане Санкт-Петербургского уезда». В те годы в южной части его дачи, между нынешними проспектами Непокорённых и Мечникова, возникла деревня Пискарёвка. Её жители и стали активно пользоваться здешним лесом.

Их «конкурентами» были обитатели Немецкой Гражданки - поселения немецких колонистов, возникшего в 1827 г. вдоль нынешнего Гражданского проспекта между теперешними улицами Фаворского и Гидротехников. Поля, тщательно возделываемые колонистами, упирались в северо-западную границу Пискарёвского леса. Осушительные канавы, проложенные ими, обозначены на всех картах Гражданки XIX - начала XX века.

У Пискарёвского леса появилось и сельское кладбище колонистов. Оно находилось между новостройками на восточной стороне улицы Бутлерова и футбольным полем школы «Зенит».

Вокруг шла весьма активная хозяйственная жизнь, но до самого конца XIX века Пискарёвский лес оставался глухим местом. Об этом свидетельствует, к примеру, одна из песен немецких колонистов, посвящённая трагической истории Карла и Эмилии - несчастных влюблённых, живших здесь и покончивших с собой в середине XIX века, чтобы навеки соединиться на небесах: «Там, в тёмном лесу на Гражданке, // Там, где звучал голос кукушки, // Там шла влюблённая пара...». Весьма вероятно (хотя есть и другие версии), что речь шла именно о Пискарёвском лесе.

Увы, связан с ним и ещё один мрачный эпизод. Вскоре после Февральской революции, 9 марта 1917 г., здесь произошла попытка уничтожить тело Григория Распутина, извлечённое по распоряжению Временного правительства из разорённой могилы в Царском Селе.

Множество следов в парке и его окрестностях оставила Великая Отечественная война. С востока к нему примыкает Пискарёвское мемориальное кладбище. Ещё в 1940 г. там были погребены воины, павшие в «зимней» войне 1939 - 1940 гг. А с конца 1941-го здесь начали производить массовые захоронения ленинградцев, умерших от голода. Их последний путь пролегал по Пискарёвской дороге (ныне пр. Непокоренных), вдоль южной границы парка.

В юго-западной части парка, за улицей Бутлерова, и сейчас видно несколько десятков небольших хаотически расположенных квадратных ям. Это следы тренировочных занятий танкистов 12-го учебного танкового полка, один из батальонов которого находился в 111-й школе (её здание сохранилось - Гражданский проспект, №7). Согласно документам, 4 воина-танкиста этого батальона, умершие от голода в январе-феврале 1942 года, были похоронены на кладбище немецких колонистов близ Пискарёвского леса.

Рядом с бывшим погостом в зарослях чудом сохранился фрагмент вырытого летом 1942 г. противотанкового рва - длиной около 20 метров. Он огромным полукольцом окружал всю северную часть города.

Ещё раньше, осенью 1941 г., к северу от этих мест начал действовать морской военный аэродром «Гражданка». В лесу были замаскированы топливный и оружейный склады. Вдоль опушек и сейчас можно разглядеть квадратные ямы разных размеров и следы окопов, несомненно связанные с аэродромом.

Вплоть до 1960-х общая площадь парка достигала 150 га. В связи с развернувшимся рядом массовым строительством жилья она сократилась. Тогда же проводились последние серьёзные работы по благоустройству парка. Они позволили ещё на несколько десятков лет сохранить его вид, сложившийся за многие годы.

К сожалению, сегодня парк находится в плачевном состоянии. Дренажные канавы осыпались, дорожки разбиты и оплыли. Северная часть заболочена. Освещения нет. При этом антропогенная нагрузка на зелёный массив растёт, особенно в последние годы - за счёт обитателей новых жилых комплексов, прежде всего на улице Бутлерова.

Несколько месяцев назад вдруг заговорили, что разрабатывается проект «капитального ремонта» парка. Казалось бы, надо радоваться: наконец-то на парк обратили внимание! Но, насколько можно судить, заказчик и проектировщик воспринимают его как рядовую зелёную зону, в которой они предполагают насыпать искусственные холмы, рыть каналы, возводить бетонные амфитеатры и спортивные объекты. Проект предполагает также высадку большого количества декоративных растений, создание некоего «дождевого сада», живых изгородей.

Возможно, в парке естественного типа, каким является Пискарёвский, такие «изыски» совершенно неуместны. Ведь искусственных насаждений в нём всего 4 гектара, остальное - настоящий сосновый лес. Безусловно, парку нужен постоянный уход и обновление, но очень бережное и аккуратное, не нарушающее его хрупкую экосистему.

17 декабря 2017 г.