Дача С. Н. Чаева

набережная Малой Невки, №16

Эта 3-этажная, увенчанная кольцевой колоннадой дача в юго-западной части Каменного острова видна издалека. Здание с полуротондой со стороны реки и портиком с треугольным фронтоном на фасаде похоже на величественный особняк эпохи классицизма. Однако это «всего лишь» дача инженера путей сообщения Сергея Николаевича Чаева, построенная военным инженером Владимиром Петровичем Апышковым в 1913 – 1914 гг.

Разработанный В. П. Апышковым проект особняка надворного советника, участника строительства Сибирской железной дороги С. Н. Чаева был утверждён 10 мая 1913 г. Затем в проект внесены некоторые коррективы: шестиколонный портик заменён четырёхколонным, а венчающий барабан с плоским куполом - ажурным бельведером, по-другому решена наружная лестница, устроена открытая полуротонда.

Монументальный и репрезентативный облик виллы воспроизводит приёмы русского строгого классицизма, опиравшегося на традиции палладианства. Для композиции здания характерны строгая симметрия, геометрически чёткие объёмы лаконичные поверхности стен, выступающие портик и полуротонда. Противопоставление вынесенного в пространство крупного ордера простому объёму и плоскости стены служит главным средством выразительности. Основную трёхэтажную часть особняка фланкируют пониженные двухэтажные. 1-й этаж трактован как цоколь и облицован гранитом. Прямоугольные окна без обрамлений оттеняют ровные плоскости стен, обработанных тонкой графичной рустовкой. Только над проёмами 2-го этажа помещены замковые камни с львиными масками, Фасады завершены профилированными карнизами, в центральной части - с кронштейнами и орнаментом.

С северной стороны на 2-й этаж ведёт снаружи широкая гранитная лестница. Этот эффектный и оригинальный приём подчеркивает торжественную парадность здания, его открытость окружающему пространству. Над лестницей вознесён четырёхколонный портик ионического ордера, увенчанный треугольным фронтоном. Каннелированные фусты колонн — ещё одна деталь, редко применявшаяся в петербургском неоклассицизме. В центре южного фасада, обращённого к Малой Невке, выступает открытая полуротонда с четырьмя такими же колоннами. Здание завершается бельведером в виде сквозной ротонды. Её тонкие ионические колонны поддерживают антаблемент, но купольное перекрытие отсутствует, чтобы не затенять фонарь верхнего света над холлом. Благодаря такому необычному решению ротонда кажется особенно лёгкой, как бы парящей в воздухе.

Особняк Чаева отличается отточенностью композиции и благородством рисунка, выдержанностью исторического стиля и своеобразием форм. Вместе с тем его монохромным фасадам свойственны некоторая сухость и холодность, далёкие от мягкой пластичности и уютной теплоты усадебных построек русского классицизма.

Цокольный этаж дома занимали рабочие комнаты владельца, винный погреб, служебные помещения. В бельэтаже размещались столовая, гостиная и другие приёмные комнаты, наверху - спальни. Главный вход расположен на уровне 2-го этажа. Ядро внутренней планировки составляет двухъярусный холл, соединённый с парадной лестницей. Стены этих центральных интерьеров облицованы мрамором коричневых оттенков, обработаны лопатками и пилястрами, в проёмах установлены пилоны. У прохода на лестницу стоят две бронзовые женские фигуры. Парадные и жилые помещения с кессонированными потолками и лепными розетками, люстрами и зеркалами, дверями красного дерева оформлены в неоклассическом характере. Внутренняя отделка вторит представительному облику фасадов.

При строительстве дачи архитектор словно бы взял воздушную колоннаду с дворца в Павловске, созданного Чарльзом Камероном, но «забыл» покрыть её куполом. У основания открытой кольцевой колоннады дачи Чаева – световой фонарь, откуда свет проникает внутрь. Как отмечает историк архитектуры Борис Кириков, «ротонда кажется особенно лёгкой, как бы парящей в воздухе».

В цокольном этаже находились рабочий кабинет владельца, служебные помещения и винный погреб, в бельэтаже – столовая, гостиная и другие представительские помещения, наверху – спальни. Парадные и жилые помещения были оформлены в стилистике популярного в 1910-е годы неоклассицизма. «Интерьеры производят впечатление несколько мрачноватой пышности и подчёркнутого богатства», – отмечает исследовательница Вера Витязева.

Одновременно с проектом величественного дачного дома-дворца Апышков представил чертежи регулярного сада, который планировалось разбить на территории усадьбы. По центральной оси южного фасада была задумана обрамлённая фигурными газонами аллея, завершавшаяся у берега полуциркульной площадкой; газоны разной формы были устроены по всему участку.

Владелец дачи, инженер-путеец Сергей Чаев, был директором Общества железнодорожных ветвей, но не ограничивался административным поприщем. К примеру, выступал одним из авторов проекта электрифицированной линии Бахчисарай – Ялта, не осуществлённого из-за начавшейся Первой мировой войны.

Состояние Чаев нажил на строительстве Транссибирской магистрали, однако свои значительные доходы тратил не только на возведение роскошных особняков, но и на благотворительность. В частности, он был избран почётным членом Петроградского совета детских приютов. Изыскивал Чаев средства и на научные исследования. Был одним из наиболее крупных жертвователей на экспедицию к Северному полюсу Георгия Седова, который назвал в честь Чаева ледник и залив на Новой Земле.

В конце 1920 года Сергей Чаев эмигрировал во Францию, где разработал и запатентовал новый строительный материал «Соломит», изготовленный из широких пластин спрессованной соломы, скреплённой проволочной арматурой. Из этого материала в конце 1920-х гг. в городе Медоне, где жил Чаев, на его деньги был построен храм Воскресения Христова. В этом же городе он скончался в 1944 г. и был похоронен.

В советское время в помещениях дачи Чаева находился дом отдыха, затем здание стояло в запустении.

В 1980-х дом отдали под театр декадентской группы «Оберманекен», но после скандального перформанса театр был закрыт. В 2010 г. здание было продано частному лицу за 657 млн. рублей.

Сейчас здание, имеющее статус памятника регионального значения, окружено забором: там ведутся восстановительные работы. Правда, увы, новые времена не пошли на пользу усадьбе. Двухэтажный изломанный в плане флигель, сооружённый В. П. Апышковым одновременно с основным зданием, был украшен изящным ионическим портиком из четырёх сгруппированных попарно колонн. В начале 2010-х гг. эта великолепная постройка в духе неоклассицизма была надстроена и испорчена. Стройный портик выглядит теперь совершенно нелепо на фоне краснокирпичных стен.

16 августа 2020 г.