Дача А.А. Кушелева - Безбородко

Свердловская набережная, №40

В 1698 г., за 2 года до начала Северной войны, шведский генерал барон Абрагам Крониорт, живший тогда в городе Ниен (Ниеншанц), составил план местности от реки Охты до дельты Невы. На том месте, где сейчас располагается дом №40 по Свердловской набережной, на плане шведского генерала обозначена мыза (имение), принадлежавшая шведскому офицеру из гарнизона Ниеншанца. К территории мызы примыкал госпиталь для престарелых солдат.

На карте Петербурга 1737 г. на месте шведской мызы обозначен «Казённый сад Ея Величества» (то есть Екатерины II), в котором отмечено здание, находящееся, судя по масштабу, на том же месте, где на плане 1698 г. расположен дом неизвестного шведского офицера.

В дар от Екатерины Великой имение получил сенатор Теплов.

Центральный 3-этажный корпус с 2 круглыми башнями по углам построен в 1773-1777 гг. по проекту В.И. Баженова для тайного советника Г.Н. Теплова. Дом окружили обширным садом с фонтанами, беломраморной скульптурой и другими затеями в духе времени.

К концу XVIII века барская усадьба перешла во владение канцлера А.А. Безбородко, который в 1783-1784 гг., следуя изменившийся моде, решил перестроить здание. Проект выполнил Джакомо Кваренги. Он присоединил к дому боковые галереи, а перед южным фасадом построил эффектную гранитную пристань с лестничным спуском, четырьмя гранитными сфинксами и гротом, служившим выходом из подземного хода, соединявшего особняк канцлера с Невой.

К этому времени относится и сооружение оригинальной ограды, состоящей из 29 чугунных львов, сидящих на каменных тумбах. В пастях львы удерживают концы провисающих цепей. Благодаря этой запоминающейся ограде дачу Безбородко называют «Дом со львами», а саму ограду – «Львиной».

Гораздо позже позади львов появилась ещё одна ограда, состоящая из ритмически чередующегося ряда металлических копий. Скорее всего это произошло в самом конце XIX века. В то время здание принадлежало российскому обществу Красного Креста. В 1950-х годах в Ленинграде была популярна легенда о льве, однажды исчезнувшем со своего места в ограде дачи Безбородко. Рассказывали, что ленинградцы вдруг обнаружили пустой одну из 29 тумб. Льва на ней не было. И будто бы он долго отсутствовал. Затем так же неожиданно появился. Если верить легенде, исчезнувший лев был обнаружен на чьей-то личной даче в одной из южных республик.

В 1816 году дачу князя Безбородко унаследовал его внук Г.А. Кушелев, известный меценат, беллетрист и критик, который принял двойную фамилию Кушелев-Безбородко.

Особняк в художественной и литературной среде Петербурга приобрёл новое имя: «Кушелева дача».

В 1850-х дача Кушелева – Безбородко была местом встреч многих писателей, поэтов, литературных деятелей. Здесь бывали А.Ф. Писемский, А.К. Толстой, Д.В. Григорович, Л.А. Мей, В.В. Крестовский и другие.

Однажды на даче в Полюстрово справлял свой день рождения Нестор Кукольник. Когда вдруг оказалось, что всё уже выпито, а пополнить запасы спиртного невозможно, виновник торжества, если верить старой легенде, поднялся из-за стола и с патетической грустью продекламировал:

Дача Безбородко –

Скверная земля!

Ни вина, ни водки

В ней достать нельзя.

По приглашению Безбородко в июне 1858 г. в российскую столицу приезжал Александр Дюма. В качестве гостя графа он остановился на его загородной даче в Полюстрово. По воспоминаниям хозяина дома, французский романист любил поздним вечером выходить на балкон, с которого открывался замечательный вид на полноводную Неву, на её противоположный берег с Таврическим дворцом и величественным ансамблем Смольного монастыря.

На территории бывшей усадьбы Кушелева-Безбородко в середине 1990-х гг. был обнаружен подземный ход. Произошло это во время прокладывания новой теплотрассы через подвал бывшей церкви Святого Великомученика Пантелеймона, которая находилась за усадьбой и была перестроена ещё в первые годы советской власти. Несмотря на близость реки, подвал был сухим. Рабочие вскрыли пол, выложенный из кирпича, тут-то и открылось подземелье. Спустившись туда, рабочие увидели ход, ведущий в сторону, обратную от реки. Пройти по нему удалось всего около 10 метров, дальше оказался завал.

Здание бывшей церкви, под которой рабочие обнаружили подземелье, было построено в 1901 г., а на плане имения Кушелева-Безбородко 1-й трети XIX века рядом с самой дачей не обозначено никаких строений. Следовательно, дату создания подземелья следует искать во времена более ранние.

Вероятно, из-за борьбы, которая шла между русскими и шведами за невские берега, 1-й владелец мызы в Полюстрове, тот самый неизвестный шведский офицер, проложил подземный ход от одного из строений в своём имении на случай неожиданного и поспешного бегства.

Однако, на этом история с потайными ходами в усадьбе Кушелева-Безбородко не заканчивается. Ещё недавно из подвала самого здания на набережной Невы шёл подземный ход под дорогой к гроту со сфинксами на набережной. В ходе реконструкции Свердловской набережной этот ход был засыпан, а в оставленном открытым гроте, откуда в прежние времена можно было попасть под землёй в дом Кушелевых-Безбородко, появилась свалка из пустых пивных бутылок и прочего мусора.

Дача Кушелевых-Безбородко будет реконструирована ООО «Монолит», входящим в группу «Ювелиры Северной столицы» Тимура Кабукаева и Янины Семёновой, под 1-й в Петербурге ювелирный центр. В историческом здании вместо тубдиспансера расположатся бутик эксклюзивной ювелирной продукции, ювелирные мастерские, тематическая библиотека о ювелирной продукции, площадки мастер-классов, залы для проведения крупных ювелирных салонов, лекций, выставок.

Также ранее на участок на Свердловской набережной претендовал владелец ГК «Теорема» Игорь Водопьянов, который предлагал реконструировать дом под дворец бракосочетания.

23 марта 2017 г. 29 скульптур-животных с ограды дачи Кушелевых-Безбородко увезли на реставрацию. Восстанавливать львов будет мастерская «Стиль» в течение двух лет. Фигуры львов и цепи сильно загрязнены, имеют многослойные окраски, утраты красочного и грунтовочного слоёв. Гранитные постаменты под фигурами имеют мелкие сколы и докомпоновки цементными материалами. Сильно крошатся верхние плиты известнякового основания.

Один из львов в советское время был утрачен, и в результате тогдашние чиновники решили отлить недостающее изваяние не из чугуна, а из дешёвого силумина — сплава алюминия и кремния. Моделью для силуминового льва стал один из его соседей, затем его покрасили и поставили в ряд с остальными под десятым номером.

Нынешние реставраторы намерены исправить допущенную в советское время ошибку и отлить из чугуна нового царя зверей, взяв за образец одного из его подлинных собратьев. Есть, правда, одна любопытная деталь — все львы уникальны: у каждого лёгкая улыбка, которая ни разу не повторяется, у львов также разные гривы, уши и кисточки хвостов.

Все чугунные животные должны вернуться на свои места у ограды здания к концу 2017 г., однако они будут укрыты защитными конструкциями вплоть до окончания реставрации особняка.

Памятник федерального значения начнут реставрировать, когда противотуберкулезный диспансер №5, расположенный в нём сейчас, переедет в новое здание на Бестужевской улице, №50. В течение двух лет в особняке планируют устроить музейно-выставочное пространство с экспозицией, посвящённой истории развития ювелирного дела в России.

14 июля 2017 г.