Литейный проспект, №33

В Санкт-Петербурге не так много адресов Сергея Есенина. Но, тем не менее, именно в Северной столице есть единственная его семейная квартира. В доме № 33 на Литейном проспекте Сергей вместе с супругой Зинаидой Райх поселился осенью 1917-го. Они сняли две комнаты с мебелью. Это был перелом эпох, трудное и сложное время. Однако им удалось создать тёплое, уютное гнёздышко, куда знакомые и друзья приходили с большим удовольствием.

В двух комнатах жили супруги, а в другой – их друг Алексей Ганин. Вели общее хозяйство, как зачастую бывало в те годы. Жили не богато, часто угощением был поджаренный чёрный хлеб и морковный чай. При этом Зинаида Райх готовила на всех и была хорошей хозяйкой. Есенину нравилась красавица-жена, дом, стол с самоваром и друзья. Он часто добродушно «покрикивал»: «Почему самовар не готов?», «Ну, Зинаида, что ты не кормишь?», «Положи-ка ещё». Пожалуй, это был самый счастливый период совместной жизни Есенина и Райх.

Считается, что именно в этом доме Есенин напишет: «Любимая, меня вы не любили, не знали вы, что в сонмище людском я был…».

На Литейном, где у поэта было 2 комнаты на 2-м этаже, стал он истым «избяным хозяином». Его тешили слова: «У меня есть жена». Здесь молодые, поссорившись, выкинули как-то в окно золотые кольца и тут же кубарем скатились искать их в темноте. Наконец, здесь встретил Есенин и 23-ю осень и, когда гости выпили, увёл вдруг Мину Свирскую, подругу Зинаиды, в соседнюю комнату. Там написал стих, посвящённый ей:

«Я вижу сонмы ликов

И смех их за вином,

Но журавлиных криков

Не слышу за окном».

В 1918 г. пара переехала в Москву, а через год поэт покинул семью.

Райх выйдет потом замуж за Мейерхольда. «Если поженимся, сердиться не будешь?» - спрашивал поэта режиссёр. Есенин, ломаясь, кланялся в ноги: «Сделай милость. По гроб… благодарен буду». А ведь именно у гроба его Райх, говорят и крикнет: «Серёжа! Ведь никто ничего не знает». Да и убьют её в 1939-м (зверски – 17 ножевых ранений, ни одной в сердце) не из-за ареста Мейерхольда, как считалось, из-за боязни, что много знает. Ведь в сумасшедшем письме Сталину, да ещё в 1937-м, она дерзко потребует: «Правду наружу о смерти Есенина»… Вместо правды получила ножи.

Есенин же вновь отправится за славой. Теперь в Москву, в новую столицу. И чтоб слава была не меньшей, чем у Шаляпина. Он как-то увидит пожар и отметит: многие смотрели не на огонь, а на высокого и отлично одетого человека: «Шаляпин! Шаляпин!..» - неслось со всех сторон. Тогда Есенин и скажет с надрывом: «Вот какую славу надо иметь! Чтобы смотрели не на пожар, а на тебя». Он ещё вернётся в Петроград в ореоле именно такой славы, но слишком дорого заплатит за неё.

В январе 2010 г. при ремонте фасада здания была похищена бронзовая мемориальная доска писателю Константину Федину. Тогда к руководству города обратилась дочь писателя Нина Константиновна и попросила установить новую доску. Ведь первую, равно как и её похитителей, милиция так и не нашла.

7 декабря 2010 г. на фасаде дома была установлена новая памятная доска, изготовленная на сей раз из мрамора.

20 ноября 2022 г.

Источники:

  • Аргументы и факты. №4/2003, Вячеслав Недошивин; 3.10.2018

  • Фонтанка. 7.12.2010; 19.11.2022