«Башня мира»

Сенная площадь

  Скульптура была установлена в дни празднования 300-летия города, 27 мая 2003 г. Стела являлась подарком Петербургу от Франции. Башня представляла собой 18-метровую металлическую конструкцию, диаметром 300 см., к которой прикреплены две стеклянные полусферы. А изнутри в петербургское небо исходят два световых луча. Непосредственно дарителем выступил французский писатель Марек Хальтер. По замыслу авторов — скульптора и жены литератора Клары Хальтер и архитектора Жана-Мишеля Вильмотта, на стеклянных панелях на 50 языках выгравировано слово «мир». 

  Кажущаяся нелогичность этой конструктивной особенности объясняется просто:  базово сие великолепие подразумевалось в качестве маяка. Но затем в архитектурно-бюрократическом механизме что-то перезамкнуло, и, в итоге, в Петербург бывший маяк везли уже в качестве памятника, прославляющего каждым своим стеклом мир во всём мире. 

  Первоначально его появление анонсировали как дар французского правительства. Генеральный комиссар Генерального комиссариата по участию Франции в праздновании 300-летия Санкт-Петербурга Марек Хальтер (по совместительству супруг автора работы, скульптора Клары Хальтер), неоднократно заявлял в СМИ, что Башня выполнена для Петербурга по соглашению с Жаком Шираком. Планировалось, что президент Франции будет присутствовать на торжественном открытии нового памятника в нашем городе.

  Позднее выяснилось, что правительство Франции не имеет к нему никакого отношения. Подарок — личная инициатива «генерального уполномоченного по организации официальной французской программы» к петербургскому юбилею «журналиста и писателя Марека Хальтера», а также его супруги «художницы Клары Хальтер», являющейся — разумеется, исключительно по случайному совпадению — соавтором проекта. Изменение статуса подарка могло повлечь за собой новые проблемы: крупные таможенные пошлины. Но этот вопрос обошли, оформив башню при доставке как «гуманитарный груз».   

  Свою роль в местоположении подарка сыграла и другая семья — бывшая на тот момент главной в Петербурге. Чиновники, полушепча, признавали, что после серии критических публикаций СМИ в Смольном всерьёз рассматривали вариант отправки  французского творения «в ссылку» — в парк 300-летия. Однако против якобы выступила тогдашняя супруга градоначальника Ирина Ивановна, которой башня приглянулась.

  Вот такое странное сочетание факторов и привело к тому, что этот сомнительный монумент занял место в сердце одной из знаковых городских площадей. А ведь тогда, в 2003 году, Петербург ещё не знал ни Монблана, ни Биржи, ни Охта-центра. То есть по степени воздействия на общество этот архитектурный удар был весомым. Тем более что своей функции башня не выполняла – подойти и прочитать слово «мир» на многих языках было практически невозможно. 

  Но массовых протестов не последовало. Возражали лишь газеты, несколько деятелей культуры и пара депутатов. Но ведь что интересно — особенно в плане сравнения с текущим историческим моментом — Смольный и этой несмелой критике в итоге внял. В официальном распоряжении администрации от мая 2003 г. башню именовали «временным архитектурным сооружением». А тогдашний глава Адмиралтейского района Юнис Лукманов и вовсе публично заявил, что ежели горожанам монумент придётся не по вкусу, «его демонтируют, благо конструкция является сборно-разборной».

  В 2004-м активисты-общественники попытались скромно напомнить уже новым хозяевам Смольного про неудачный подарок. Возглавил это движение прославленный актёр Кирилл Лавров. Однако просьбам жалобщиков никто не внял.  «Денег на перенос нет» — сухо отрезали в Смольном. 

  В этих условиях себя нежданно проявил доселе молчавший игрок — городская среда. Не простояв и десятка лет, один из самых бездарных городских памятников XXI века вдруг начал разваливаться на части. 

  В июле 2010 года на стёклах Башни были обнаружены трещины. Эксперты комиссии СПб ГУП "Ленсвет" подтвердили, что в связи с двухнедельной высокой температурой на восьми стеклянных панелях с южной стороны Башни Мира на Сенной площади появились многочисленные трещины. Но существует и другое объяснение события: говорят, кто-то, недовольный эстетикой объекта, пальнул в него то ли из рогатки, то ли из пистолета, чем и причинил непоправимые разрушения. 

  По словам директора Музея городской скульптуры Владимира Тимофеева, «Башню мира» реставрировать не будут. Во-первых, потому что эти работы очень дорогие. А во-вторых, «раз памятник не прижился в Петербурге, зачем его воссоздавать»

Ночью 23 июля 2010 г. начался демонтаж Башни – с сооружения были полностью убраны все стекла, как потрескавшиеся, так и целые. 

  Авторы «Башни мира» были возмущены намерением петербургских властей демонтировать их произведение. Французский писатель и общественный деятель Марек Хальтер, стараниями которого город и приобрёл этот подарок, заявил, что намерен поднять французскую и российскую общественность на защиту «Башни», а если голос защитников не будет услышан, то обратится в суд. 

  Но представители культурной общественности оказались на удивление единодушны. По их мнению, подарки — это хорошо и приятно, но для них надо подбирать подходящее обрамление. На Сенной площади «Башня мира» абсолютно неуместна и её желательно переместить туда, где она будет гармонировать с окружающей застройкой — иными словами, в спальный район и подальше от исторического центра.

  Размещение «Башни мира» на Сенной площади вызывает протесты не только у борцов за эстетический облик города. Эксперты в области строительства полагают, что взводить стеклянные сооружения в центре города, на пересечении транспортных магистралей — безумие с точки зрения безопасности. Недовольны сооружением и автомобилисты, которым стеклянная стела закрывает обзор при повороте, к тому же для постамента сооружения был «вырезан» кусок проезжей части, и без того перегруженной транспортом.

  Как уверяет Марек Хальтер, по чьей инициативе «Башня мира» была вручена Петербургу в качестве подарка к 300-летию, у него есть письмо от тогдашнего губернатора города, который пишет, что после совещания со специалистами и архитекторами создателям памятника — Жану-Мишелю Вильмоту и Кларе Хальтер — предложили выбрать местом строительства именно Сенную площадь, потому что она долгое время называлась площадью Мира.

  «Эта башня сегодня находится во всех путеводителях по городу, на всех языках, она стала как Ленинские горы в Москве, местом, где фотографируются молодожёны», — заявляет Хальтер и сообщает о том, что авторы памятника могут обжаловать решение петербургских властей в суде. «Если нам придётся дойти до суда, мы выиграем, - уверен он. - Башня принадлежит городу, но это не даёт администрации права так поступать»

  В ночь на 29 июля 2010 г. «Башня мира» окончательно покинула Сенную площадь. Этой ночью демонтировали самую сложную часть стелы – её металлическую основу. После демонтажа стелу отправили на базу «Ленсвета» на экспертизу вслед за другими элементами. Возможно, при восстановлении памятника понадобится замена и этой части монумента. 

  После реконструкции башня Мира не вернётся на Сенную площадь. Вариантом её размещения рассматривалась территория возле хранилища Эрмитажа в Старой деревне. Об этом 3 августа 2010 г.  сообщила журналистам губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. 

  Чтобы установить где-либо в Петербурге французский подарок, необходимо финансирование, необходима разработка и устройство нового фундамента, исходя из геологических особенностей нового возможного места установки. 

  29 июля 2018 г.

Источники: