3-й Зимний дворец

Дом Апраксина на набережной Невы был выбран Анной Иоанновной в качестве императорской зимней резиденции. Его перестройка началась в конце 1731 г. под руководством архитектора Доменико Трезини. Однако размеры дворца оказались недостаточными, и императрица Анна Иоанновна поручила придворному архитектору Ф.Б. Растрелли, приверженцу итальянского барокко, перестройку Второго Зимнего дворца. По проекту Растрелли требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышёву. Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены и 7 июня 1732 г. началось строительство.

В комплекс нового дворца вошли, кроме дома Апраксина, также располагавшиеся по соседству дома Рагузинского и Ягужинского. В них разместили служебные помещения, а парадные покои были достроены. Вопреки петербургской архитектурной традиции, парадный фасад дворца выходил не на набережную, а в сторону Адмиралтейства, под прямым углом к берегу реки. Благодаря таланту архитектора выходящий на набережную фасад многокомпонентного и асимметричного здания все же приобрёл целостность. На главном фасаде дворца размещались 5 сильно выступающих ризалита, с двойными пилястрами и фронтонами, украшенными статуями. Тронный зал и Светлая галерея – самые большие залы дворца, были пышно отделаны.

Планировалось отстроить дворец в короткие сроки – за одно лето. И действительно, уже зимой 1733-1734 гг. императрица Анна Иоанновна жила в Зимнем дворце, хотя в парадных покоях в это время ещё велись строительные работы. По проекту Растрелли в дворцовом здании были построены церковь и небольшой придворный театр. Церковь освятили в октябре 1735 г., а в начале 1736-го отделочные работы во дворце были завершены.

Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь.

4-этажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараи и конюшен.

В 1732 г. Карло Бартоломео Растрелли начал работу над статуей «Анна Иоанновна с арапчонком» и уже в конце года закончил модель произведения. В 1739 г. была завершена отливка статуи, а в 1741-м – её чеканка. По проекту Растрелли статую предполагалось установить на постаменте перед Зимним дворцом, но этому помешала смерть императрицы. Тем не менее статуя явилась 1-м завершённым монументом, с которого по сути дела и начинается история монументальной скульптуры в России.

В этом дворце 2 июля 1739 г. состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 г., когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки.

Почти 20 лет Третий Зимний дворец являлся официальной императорской резиденцией, за этот период в нём многое было перестроено под руководством архитектора Ф. Растрелли. Например, в 1742 г. Анна Иоанновна распорядилась роскошно отделать свои личные апартаменты (опочивальню, Янтарный и Малый кабинеты), примыкающие к Светлой галерее. Янтарный кабинет был подарен Петру I при посещении дворца курфюрста Фридриха-Вильгельма I в 1716 г. Янтарные панели лежали в кладовой, а в 1743 г. Растрелли использовал их для украшения кабинета в Третьем Зимнем дворце, дополнив 26 зеркальными пилястрами. Кабинет был полностью готов в 1744 г. После того, Третий дворец был разобран, янтарные панели перевезли в Большой Царскосельский дворец, и Растрелли украсил ими зал.

Ежегодно к 3-4 значительным праздникам парадные залы оформлялись по проектам Растрелли, сохранились некоторые чертежи декоративных оформлений праздничных интерьеров. Например, к свадьбе Петра Фёдоровича и Екатерины Алексеевны в большом зале были устроены многоярусные фонтаны, в роскошном скульптурном обрамлении, пирамидальные огромные канделябры, постаменты с статуями и декоративными деревьями.

В Третьем Зимнем дворце предполагалось устроить Эрмитажный покой. В переводе с французского «эрмитаж» означает «жилище отшельника». В начале XVIII века так называли небольшие уединённые парковые павильоны, в которых могли устраиваться уединенные трапезы. На втором этаже в них устраивались столы с механическим подъёмным устройством, чтобы блюда и приборы менялись без присутствия слуг в помещении. Постепенно эрмитажем стали называть такие типы столов, а дворцовые залы, где их устраивали – эрмитажным покоем.

Однако места для императорской резиденции в Третьем Зимнем дворце уже было недостаточно, и в 1746 г. начались работы по его расширению, был пристроен каменный флигель к южной части дворца. Фасад пристройки богато украшен скульптурным декором. Строительные работы велись весьма поспешно, порой даже ночами, и были завершены в декабре 1750 г.

При Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 г. он «представлял вид пёстрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне».

1 января 1752 г. Елизавета поручила Растрелли «сочинить проект, коим образом в Зимнем доме, присовокупя бывший Рагузинский и Ягужинский домы для приезда послам и знатным особам, сделать в Рагузинском доме парадную лестницу к нынешнему антрею (входу) в большой зал, даже до галереи». Так было положено начало грандиозному проекту Четвёртого современного дворца.

Были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 г. императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной 16 (27) июня 1754 года.

11 июня 2017 г.