Дом А. Е. Бурцева

улица Маяковского, №30

Здание построено в 1903 - 1905 гг. по проекту архитектора Михаила Борисовича Кварта для почётного гражданина Санкт‑Петербурга, известного мецената Александра Евгеньевича Бурцева в стилистике эклектики с элементами необарокко, неоренессанса и неогрека. Является образцом многоквартирного доходного дома, сохранившим исторические объёмно-пространственное, объёмно-планировочное и архитектурно-художественное решения, историческую конструктивную систему.

Угловое сложной конфигурации пятиэтажное здание формирует угол квартала и организует уличный фронт застройки и панорамы улицы Маяковского и улицы Некрасова. Объёмно-пространственное и архитектурно-художественное решения здания играют средообразующую роль.

Александр Евгеньевич Бурцев (1869—1938), владевший домом на этом участке с 1902 г., был необыкновенным человеком. Адресные и купеческие книги сообщают о нём сведения не особенно интересные. Был потомственным почётным гражданином, купцом 1-й гильдии, перед революцией имел чин действительного статского советника, с 1899 г. вместе с братом Павлом Евгеньевичем Бурцевым стал владельцем Торгового дома «Бр. Бурцевы», позднее совладельцем Торгового дома стал и брат Василий Евгеньевич Бурцев. Занимались покупкой и продажей процентных бумаг, содержали банковскую контору в Малом Гостином дворе, по Банковской линии № 6, позднее №6-7 (Чернышёв пер.).

Но известен стал не богатством, а тем, куда направил это своё богатство.

Интересы его были разнообразны: он собирал редкие книги и автографы, предметы старины, картины со сценами русского быта. О его коллекции писал когда-то И. Л. Андроников в рассказе «Личная собственность». Особой сферой интересов А. Е. Бурцева был русский Север: он сам ездил по деревням, изучал жизнь и быт русского народа, записывал фольклорные предания. Результатами его исследований и (в большей степени) приобретений, стали многотомные описания «бурцевских» коллекций, изданные пусть и небольшими тиражами, но в великолепном полиграфическом исполнении, в том числе 11-томное собрание сочинений этнографических трудов, вышедшее в Петербурге в 1910-1911 гг. Эти многотомники часто в разрозненном виде появляются на книжных аукционах.

Выпускал А. Е. Бурцев и малотиражные периодические издания (альманахи, журналы, сборники) в количестве 100 или 125 экземпляров: «Мой досуг: художественно-этнографический сборник», «Для немногих: художественный сборник, издаваемый А. Е. Бурцевым» и др.

На протяжении длительного времени А. Е. Бурцев опекал молодых художников, выступая в роли мецената. Среди его подопечных были К. С. Петров-Водкин, Б. Д. Григорьев, Н. П. Сапунов, С. Ю. Судейкин, Н. К. Рерих. Константину Сомову Бурцев заказывал не только экслибрисы и книжные знаки, но и самостоятельные работы.

В своём доме Александр Евгеньевич устраивал выставки и презентации.

В период НЭПА при содействии М. Горького А. Е. Бурцев открыл с сыном книжную лавку в своём доме, которая по данным справочника «Весь Ленинград» просуществовала до 1924 года. В то время в гостях у Бурцевых бывали: М. Горький, А. В. Луначарский, В. А. Десницкий, а также крупные библиофилы И. А. Рыбаков и З. И. Гржебин.

После закрытия книжной лавки А. Е. Бурцев работал сотрудником библиотеки при педагогическом институте им. Герцена, а также стал сдавать на аукционы картины и этюды художников из своей коллекции, а большую часть своего архива продал Пушкинскому дому и Публичной библиотеке.

В 1935 г. Бурцев с супругой, дочерью, зятем и внучкой был выслан в Астрахань. Они вывезли с собой рукописную часть коллекции и некоторые живописные работы: до этого многое было продано и передано в библиотеки и архивы. В Астрахани Бурцев был объявлен органами НКВД финским шпионом. Формально причиной ареста стала переписка жены Бурцева с матерью и сёстрами, которые жили в Финляндии.

Из личного дела НКВД: Бурцев Александр Евгеньевич, 1863 г.р., уроженец Вологодской губ., русский, беспартийный, потомственный почётный гражданин Петербурга, библиофил и издатель, перед арестом – пенсионер. Особым совещанием при НКВД СССР 23 марта 1935 г. осуждён как «социально опасный элемент» на 5 лет ссылки. Отбывал наказание в г. Астрахань. Тройкой УНКВД Сталинградской обл. 1 октября 1938 г. приговорён за «связь с финским консульством в Ленинграде и финской разведкой» к высшей мере наказания. Расстрелян в г. Астрахань 29 октября 1938 г. Одновременно расстреляна его жена Параскева Демьяновна.

Что касается дома, то сначала А. Е. Бурцев приобрёл дома на соседнем сквозном участке - Бассейная, 16 - Басков пер., 9. Произошло это в 1897-1898 гг. До него дом принадлежал Наталье Никитичне Григорьевой. В доме №16/9 по Бассейной Бурцев жил до приобретения соседнего д. №18 и перестройки его.

Домом №18/30 владела в 1890-е - 1902 гг. Ольга Васильевна Погребова, жена купца Алексея Павловича Погребова, торговавшего в Гостином дворе шёлковыми материями, члена множества благотворительных обществ. Жили Погребовы на Караванной, 8/11.

В 1880-1890-х гг. ещё один соседний дом (Надеждинская, 32/11) принадлежал действительному статскому советнику Александру Фёдоровичу Пруссаку и его жене Александре Фёдоровне. А. Ф. Пруссак был профессором ВМА, где в течение 25 лет занимал кафедру ушных болезней. В 1897 г. Пруссак умер, владелицей дома стала его вдова.

Незадолго перед революцией дом 32/11 также приобрёл А. Е. Бурцев.

Дом А. Е. Бурцева в советское время использовался по первоначальному назначению – как многоквартирный дом, квартиры стали коммунальными. Помещения на 1-м этаже весь советский период использовались под магазины. В настоящее время объект сохраняет жилую функцию, на 1-м этаже расположены продуктовые магазины и офисные помещения.

22 сентября 2021 г. распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Дом А. Е. Бурцева» включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения.

25 сентября 2021 г.