станция метро «Владимирская»

Станция «Владимирская» открыта 15 ноября 1955 г. в составе 1-й очереди Ленинградского метрополитена, расположена на Кировско-Выборгской линии (М1) между станциями «Площадь Восстания» и «Пушкинская». С 1991 года является пересадочной на станцию «Достоевская» Правобережной линии (М4). Станция «Владимирская» считается «вновь выявленным объектом культурного наследия».

Наземный вестибюль встроен в старое четырёхэтажное здание ранее принадлежавшее расположенной рядом Владимирской церкви, расположенное на углу Большой Московской улицы и Кузнечного переулка. К моменту открытия метро здание было полностью перестроено, сегодня его занимает проектный институт «Ленметрогипротранс».

Вход и выход в вестибюль изначально осуществлялся с угла, в нише которого были установлены дорические колонны. Первоначально планировалось что такие колонны будут также украшать и остальной фасад здания, но потом оформление заменили более простой рустовкой.

Вестибюль станции состоит из двух помещений — прямоугольного кассового зала и круглого, перекрытого куполом, эскалаторного. Стены кассового зала облицованы золотисто-охристым рисунчатым мрамором Фоминского месторождения. Пол выложен гранитными плитами.

Добывали этот удивительный камень на Урале, в 40 км от Свердловска, в деревне Фоминой. Особенность этого мрамора в сахаровидной структуре, обладающей значительной пористостью, проникновение железистых растворов породило своеобразный рисунок в виде концентрических колец, полос, пятен золотисто-жёлтого цвета, напоминающий структуру дерева.

Но этот уральский камень обладает весьма коварным свойством. В блоке, предназначенном на распиловку, неожиданно могут обнаружиться плиты разной окраски — жёлтые, белые и даже голубоватые. Немало пришлось потрудиться мраморщикам СМУ № 19 «Ленметростроя», чтобы подобрать нужную расцветку. Можно заметить, что внизу они поставили более тёмные плиты, а вверху — светлые. К сожалению, в 1986 г. Фоминское месторождение мрамора исчерпалось и его закрыли.

Подобно другим послевоенным станциям, «Владимирская» строилась как стратегический объект. Для этого бетонный купол над эскалаторным залом делали чрезвычайно прочным — чтобы мог выдержать прямое попадание снаряда.

В зале установлены четыре больших светильника, декорированные пятиконечными звёздами, лавровыми ветвями и колосьями. Пол выложен из тёмно-серых гранитных плит украинского месторождения с включением габбро-норита.

В первоначальном проекте 1941 года станция «Владимирская» присутствовала под названием «Площадь Нахимсона», именно так до 1950 г. называлась Владимирская площадь. Однако после Войны при пересмотре технического проекта 1-й очереди в начале 1951 года станцию решили исключить, оставив под неё задел. Мотивировалось это экономическими соображениями и тем, что перегон между «Московской» («Площадь Восстания») и «Витебской» («Пушкинская») не такой уж длинный — около 2 км. и нет необходимости строить дополнительную станцию. Сегодня перегон от «Владимирской» до «Площади Восстания» самый короткий во всём метрополитене, всего 848 метров. Хотя в среднем расстояние между станциями в Петербурге составляет 1,5-2,5 км.

При рассмотрении проекта в Москве в середине 1951 года было указано на необходимость строительства этой станции одновременно со всей 1-й очередью. «Владимирскую» спешно добавили в проект, но в несколько урезанном варианте. Так в практику был введён новый тип подземной станции глубокого заложения — трёхсводчатая пилонная с укороченным центральным залом (более чем в 3 раза короче боковых залов). В сжатые сроки такой тип станции построить было быстрее, аргументировали и тем, что станция не будет пользоваться популярностью и пассажиропоток здесь будет низким.

В 1950-е гг. за право проектирования станций боролись лучшие архитекторы. «Владимирскую», которую тогда называли «Площадь Нахимсона», добавили в план открытия 1-й линии метро в самый последний момент, поэтому времени на строительство было «катастрофически мало».

Первоначально наземный павильон станции предполагалось разместить на месте расположенного рядом Владимирского собора. В принятом 1 марта 1941 г. Ленгорисполкомом постановлении «О расположении станций метрополитена» говорилось: «...станцию „Площадь Нахимсона“ расположить между площадью Нахимсона и пятью улицами. Вестибюль расположить на площади Нахимсона со сносом бывшей Владимирской церкви». Против этого решительно выступил отдел по охране памятников истории и культуры, напомнив, что храм является памятником XVIII века государственного значения. Неожиданно против сноса церкви выступил второй секретарь обкома и горкома ВКП(б) А. А. Кузнецов, считавший, что для павильона метрополитена можно найти другое место. Он категорически потребовал сохранить Владимирскую церковь, как объект, имеющий огромную культурно-историческую ценность, что было не характерно для тех времён.

Так и случилось, наземный вестибюль «Владимирской» разместили на 1-м этаже перестроенного четырехэтажного здания, изначально принадлежавшего Владимирской церкви. Кстати, в проекте 1947 г. на «Владимирской» предусматривался второй выход, на площадь Пяти углов, на месте дома № 18 по Загородному проспекту. После реконструкции, в ходе которой разобрали угловую часть на пересечении Большой Московской улицы и Кузнечного переулка, в нише скошенного угла установили массивные дорические колонны, облицованные известняком.

В 1951–1952 гг. проводился дополнительный конкурс на лучший проект станции «Владимирская» из двух туров. В первом, открытом, победил проект архитекторов Жука, Александрова и Прибульского, который в итоге и реализовали. Но во 2-м конкурсе выиграл проект отца и сына Сергея Владимировича и Владимира Сергеевича Васильковских.

Если бы этот проект реализовали, то «Владимирская» стала бы одной из красивейших станций в городе.

Проект Васильковских отличался помпезностью: белоснежный мрамор, лепнина, портреты владимирских князей, светильники в виде чаш на столбах, сцена народного гуляния с берёзами.

Всё же станцию решили строить по более простому проекту архитекторов Г. И. Александрова, А. В. Жука и А. И. Прибульского, возможно, из-за опасения, что за оставшихся три года проект Васильковских реализовать бы не удалось. Ведь архитектурную отделку и строительство наземного вестибюля требовалось завершить в срок, общий для всей трассы.

Примечательно, что при первом подходе проектирования в конце 1940-х, «Владимирскую» видели колонной, как «Балтийская» или «Технологический институт», причём с двумя выходами, один из которых должен был выходить на «Пять углов».

По сравнению с соседними «Площадью Восстания» и «Пушкинской», станция «Владимирская» выглядит гораздо скромнее, хотя в её оформлении также использованы элементы ордерной архитектуры. Это единственная станция 1-й очереди Кировско-Выборгской линии, где не планировалось развивать сталинскую тематику в её оформлении.

Весь подземный зал облицован белым с лёгким рисунком серых жилок, чуть холодноватым уральским мрамором из месторождения «Коелга», гармонично сочетающимся с бронзовыми деталями убранства.

Белый мрамор «Владимирской» контрастирует с тёмным гранитом пола, вымощенного чёрными плитами габбро и светло-серого янцевского гранита, уложенными в шахматном порядке.

Центральный зал освещается массивными восьмирожковыми люстрами. Корпуса люстр выполнены в форме широких чаш. Они декорированы растительным орнаментом, а снизу украшены восемью звёздами.

Путевые стены украшены декоративными решётками с надписью «1955», по году открытия станции, такая же решётка имеется в торцевой стене центрального зала.

Основным украшением наземной части «Владимирской» является красочное мозаичное панно «Изобилие», установленное в полуциркульной нише над эскалатором.

Панно собранное в технике смальтовой мозаики выполнено в мозаичной мастерской Академии художеств СССР, по эскизам и картону художника А. А. Мыльникова, работавшего вместе с А. Л. Королёвым и В. И. Сноповым.

На тематику картины вероятнее всего повлияло близкое соседство Кузнечного колхозного рынка. 18 персонажей, граждан Советского Союза, в ярких национальных костюмах, улыбающихся, с открытыми лицами глядят на нас с картины. У их ног горы фруктов, овощей, копны колосьев, бутыли с вином. Слева таджик в цветном халате высыпает фрукты из большой корзины, рядом киргиз на лошади прижимает к себе ягнёнка; справа представительница народностей Севера держит шкурку песца, а за нею возвышается целый корабль и три балтийских рыбака укладывают снасти. В центре панно колхозники на вытянутых руках держат снопы — любимая поза советских художников и скульпторов. Но, в отличие от многочисленных произведений того времени, у Мыльникова композиция тщательно проработана, а каждый персонаж индивидуален. Это картина-мечта, стремление к изобилию и достатку после длительного периода страданий военного времени. Светлое и радостное впечатление создаёт нечасто используемый в советском искусстве того периода золотой фон, отдалённо напоминающий мозаики Древней Руси или даже церковные.

В 2008 г. во время ремонта вестибюля «Владимирская» знаменитое панно капитально отреставрировали, смыли грязь, копоть и пыль, восстановили выпавшие кусочки смальты, обновили нарядную раму, специальными составами почистили бронзу 12 светильников у картины и парапет художественного литья, и сегодня мозаика вновь радует яркими красками и позолотой.

«Владимирская» - единственная на 1-й очереди и первая в Санкт-Петербурге станция, где выход в город сделан через проходной тоннель и через поперечную камеру, а не в торце центрального зала.

Название станции связано с Владимирским проспектом, а он, в свою очередь, был назван так в честь собора Владимирской Божьей матери, который находится неподалеку. В советском метро церковные мотивы вряд ли могли служить темой для оформления станции. Но этот район Петербурга ассоциируется и с творчеством великого писателя Фёдора Михайловича Достоевского. Однако в советское время и к классику относились неоднозначно. Так и стала станция просто «Владимирской». Единственным её украшением является яркое мозаичное панно «Изобилие» в наземном павильоне работы художников Мыльникова, Королёва, Снопова. Впрочем, имя Достоевского все-таки было увековечено в Петербургском метрополитене, ибо «Петербург Достоевского» – словосочетание, слишком известное не только у нас, но и во всём мире.

На станции был очень короткий центральный зал. Изначально было всего 5 проходов между центральным и боковыми залами, но в 1991 г., при строительстве перехода на 4-ю линию, станция была подвергнута реконструкции и центральный зал был удлинён.

Проект реконструкции выполнили архитекторы, создавшие эту станцию в 1955 году - А. И. Прибульский и А. В. Жук. Вместо умершего в 1959 г. Г. И. Александрова в работе принял участие молодой архитектор А. Д. Токмань. Первоначально планировалось полностью удлинить центральный зал и довести число проходов на боковые платформы до двенадцати, однако эти работы выполнить полностью не удалось.

В торцевой части станции был тупик, в котором были раскрыты новые проходы, а на месте старых были встроены лестницы на пересадку на 4-ю линию. При этом длина центрального зала не увеличилась.

Во время постройки переходного тоннеля на «Достоевскую» в 1989 го. вода проникла в выработки. Исправление ситуации заняло меньше недели, но в связи с этим станцию «Владимирская» пришлось закрыть и поезда проезжали её без остановки.

В 2004 году, при переводе линии на 8-вагонные составы, станция опять была подвергнута реконструкции. Посадочные платформы станции были удлинены за счёт снесения служебных помещений, занимавших ранее часть боковых залов станции. В результате реконструкции торцы боковых залов выглядят совершенно непохоже на основную часть станции: основная часть станции облицована мрамором и освещена светильниками с желтоватым спектром, а торцы платформ просто выкрашены краской и освещены примитивными люминисцентными трубками.

Более полувека здесь эксплуатировались эскалаторы типа ЭМ-5, изготовленные ленинградским заводом «Красный металлист», но со временем они исчерпали свой ресурс, и в 2006 г. их заменили на новые, отвечающие современным требованиям безопасности по перевозке пассажиров.

Одновременно с заменой старых эскалаторов на новые, выполнялись работы по ремонту отделки наклонного хода, ликвидировались течи, заменялись старые водоотводные конструкции. К сожалению, в ходе ремонтных работ балюстраду облицевали листами холодных тонов, а светильники-факелы, не соответствующие современным нормам освещённости, заменили на типовые цилиндрические, лишенные декора, прозванные остряками «окурками».

В ходе ремонта столкнулись с такой проблемой: для того чтобы извлечь громоздкое демонтированное эскалаторное оборудование и доставить новое, требовался широкий монтажный проём. В стене вестибюля толщиной 1,5 м, сделанной из высокопрочного бетона, со стороны Кузнечного переулка пробили проём нужного размера, который по окончании монтажных работ превратили в выход со станции. Заодно решили проблему «перекрёстного прохода», когда смешивались входящий и выходящий пассажиропотоки, создавая массу неудобств. И теперь, начиная с 2008 года, выходя в город, пассажиры попадают в Кузнечный переулок, вход на станцию со стороны Владимирской площади при этом остался. Существовала возможность использовать на новом выходе со стороны Кузнечного переулка двери, демонтированные с фасада по Большой Московской улице, после необходимой реставрации, но ремонтники предпочли изготовить новые дубовые двери по эскизам 1955 года.

18 декабря 2021 г.

Источники: