Дом Николаевых

Садовая улица, №25 / Мучной переулок, №4

В конце XVIII века неизвестный архитектор построил на Садовой улице напротив нынешнего Апраксина двора большое здание в стиле классицизма, о котором еще напоминают дошедшие до наших дней коринфские пилястры и треугольный фронтон.

В 1842 г. архитектор Ливен надстроил аркаду для размещения лавок по Садовой улице. Эта аркада перекликалась с галереей расположенного напротив Апраксина двора, из-за чего дом стали часто называть «Малым Гостиным двором».

Малый Гостиный дворъ

Новая, ещё более масштабная перестройка, выполненная по проекту архитектора П. Н. Волкова, последовала в 1879-1880 гг. Открытую прежде аркаду застеклили, а фасад по Мучному переулку перестроили в модном в те времена стиле эклектики.

Здание перестроено в 1903 г. по проекту архитектора Г. И. Люцедарского. Аркада 1-го этажа была заложена, сделаны окна и двери. Правая часть фасада оформлена горельефными композициями в виде женских головок. Они отлиты из гипса по нескольким моделям. Трактовка женских образов выполнена в стиле модерн. Высота горельефов – 0,80 м. Автор скульптурных работ неизвестен.

Три грации

Изображения символизируют три грации - Аглая (блеск), Талия (цветущее счастье) и Эвфрозина (радостное настроение). Они сопровождают богиню любви Афродиту и распространяют вокруг себя атмосферу радости и возвышенного веселья. Впрочем, критики именовали их не иначе как «вопиющая безвкусица, дурной тон, декаденс, упадок в зодчестве начала XX века».

Аркада просуществовала в доме до начала XX века, когда на её месте появились застеклённые окна и двери, созданные архитектором П. Н. Волковым в 1879-1880 гг. Отныне каждый владелец конторы или магазина обустраивал принадлежащую ему площадь по своему разумению. Из-за этого окна и двери стали разноразмерными и не симметричными.

Левая часть дома, выходящая на Мучной переулок, надстроена в 1915 г. на один этаж, по сравнению с центральной и правой частью.

И. Д. Сытинъ

В галерее на 1-м этаже находились магазины и конторы, самой известной из которых было представительство московского книгоиздательства И. Д. Сытина. Владелец предприятия, Иван Дмитриевич Сытин, был незаурядной фигурой. Полуграмотный отпрыск волостного писаря с годами стал миллионером и владельцем крупнейшей в России издательской фирмы. Каждая четвёртая книга, изданная в стране, выходила в его издательстве. Сытин делал упор на дешёвые, «народные» издания, следуя девизу «Дорогую книгу удешевить, а дешёвую – улучшить». Помимо многочисленных сонников, религиозных изданий и «оракулов», издательский дом Сытина печатал множество детских книг, первую «Детскую энциклопедию» и недорогие издания русских классиков - А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого.

Согласно легенде, своими действиями Сытин невольно способствовал началу Первой Русской революции 1905 года. Жадный книгоиздатель решил не платить своим наборщикам за знаки препинания, обратив внимание, что они составляют 12% набираемого текста. В масштабах огромного издательского бизнеса получалась немалая экономия! В ответ, возмущённые рабочие 19 мая 1905 г. объявили забастовку и вывесили напротив фирмы Сытина плакат – «Требуем платить за запятые!» Бастующих поддержали и другие предприятия, и вскоре страну охватила всеобщая забастовка. Чтобы обуздать движение, царь Николай Второй был вынужден издать Манифест, где народу даровались демократические свободы, а расстроенная либеральная буржуазия ещё долго говорила, что все началось из-за сытинской запятой.

После Октябрьской революции, решив, что жизнь «во всех видах имеет свою прелесть и радость», он добровольно отдал большевикам 17 книжных магазинов, 5 книжных складов, 2 большие типографии в Москве и одну в Петрограде, 1600 пудов бумаги; стал консультантом Гослитиздата и в итоге получил в 1928 г. от советского правительства персональную пенсию.

Помимо фирмы Сытина, в здание помещался кондитерский магазин «Жорж Борман», банковская контора «Покупка и продажа процентных бумаг, монет и медалей и страховых билетов, исполнение биржевых поручений», а так же дело неких братьев Живягных, поставлявших с 1840-го года клей, лаки, краски и варёное масло. В здание работало множество банковских контор, явно предвосхитивших нынешние микрокредитные организации, оккупировавшие Садовую улицу и её окрестности.

С 1922 года, во время НЭПа в здание функционировал универсальный магазин. Газета «Петроградская правда» сообщала, что в нём можно было купить колониальные товары, гастрономию, мануфактуру, одежду, косметику и канцелярские принадлежности. Помимо этого в доме работало правление Петроградского потребительского общества рабочих швейной промышленности «Терокоопшвей» и Центральный клуб союза швейников.

Решением Исполкома Ленгорсовета от 11 августа 1969 г. дом был передан тресту № 36 Главзапстроя.

Малый Гостиный двор

В 2014 г. объект культурного наследия также целью вандалов - один из барельефов граций разбили неизвестные, но администрация быстро восстановила причинённый зданию ущерб. В декабре 2017 г. женская головка была заляпана былой смесью неизвестного состава, а в апреле 2018 г. один из горельефов вновь обрушился. Считалось, что упавшая часть пропала, но через 5 месяцев стало известно, что горельеф грации нашёл актёр Театра странствующих кукол господина Пэжо. Часть лета скульптура пролежала у него дома, а потом петербуржец передал его в КГИОП.

Он жил недалеко от Дома Николаевых и каждый день ходил на работу мимо него и наблюдал, что происходит с внешним убранством особняка. От горельефа постепенно отламывались небольшие кусочки, было видно, что голова скульптуры еле держится. К тому же, вандалы нарисовали на лбу музы чёрный крест. В один из весенних дней мужчина возвращался домой и увидел: голова полностью отвалилась от основания. Он подобрал её и зашел в кафе, располагающееся в этом доме.

Там актёр обратился к сотрудникам заведения с вопросом: Почему они не следят за зданием, в котором работают? Ведь горельеф отвалился не в один момент, и можно было обратиться к специалистам. К кафе отреагировали равнодушно и даже сказали ему следить за своей головой.

Мужчина забрал часть скульптуры себе домой, а потом уехал на гастроли на все летние месяцы. После возвращения в Петербург он стал искать встречи с градозащитниками, чтобы передать через них свою находку в КГИОП.

Актёр не захотел называть своего имени. Он скромный человек, но неравнодушен к тому, что в городе происходит с памятниками архитектуры.

Как сообщили специалисты КГИОП, у головы музы остались целыми нос, губы и глаза. Скульптуре нужно восстановить затылок. КГИОП взял голову на хранение, и в ближайшее время они восстановили памятник архитектуры.

В течение 2020 года вандалы трижды пририсовывали музам фиолетовые, кроваво-красные и даже чёрные ручьи слёз.

1 августа 2020 г.

Источники: