Доходный дом Х. Г. Борхова

19-я линия В. О., №14 / Большой проспект В. О., №54

В XVIII –XIX веках рассматриваемый участок на 19-й линии Васильевского острова сменил нескольких владельцев. К 1911 году его приобрёл купец, владелец строительной конторы и асфальтово-железобетонного завода Фома Григорьевич (Хан Гилькович) Борхов. 

В 1911 г. Городская управа постановила постройку каменного 6-этажного с мансардой лицевого дома, каменных одноэтажных служб во дворе для сараев, конюшен и ледника, а также прокладку сточной трубы. Проект дома со всеми дворовыми постройками выполнил архитектор-художник, издатель журнала «Домовладелец» Александр Фёдорович Барановский. Дом был построен в 1911 - 1912 гг. 

Декоративная насыщенность кирпичной кладки, штукатурной отделки, гранитной облицовки, применение глазурованного пояса зелёного цвета во фризе являются отличительными характеристиками архитектурного стиля А. Ф. Барановского. Главным объёмным акцентом являются высокие гранёные эркеры, которые подчеркивают вертикальные оси лицевых фасадов дома. Особое значение для облика дома Х. Г. Борхова, расположенного на углу квартала, имеет высокий гранёный угловой эркер, завершённый башней и куполом. Дополнительно силуэт дома оживляют фигурные аттики. Все эти решения архитектора сохранились до настоящего времени. 

Дом, построенный А. Ф. Барановским очень похож на другие работы зодчего. Это все угловые дома: пересечение Рузовской улицы с Клинским проспектом, перекрёсток Малого проспекта Петроградской стороны и Пионерской улицы, угол Среднего проспекта и 14-й линии. А два дома, возведённые по проекту Барановского на пересечении Среднего проспекта с 10-й и 11-й линиями, даже образуют общее композиционное единство. Своего рода дома-пропилеи. 

Все перечисленные постройки имеют в своей основе один и тот же проект, переработанный под конкретного заказчика. Все они отличаются многоцветностью глазури, использованием на фасадах гранита и гранёного эркера в угловой части. На уровне последнего этажа он во всех домах Барановского завершается декоративной башенкой. Интерьерные решения в этих домах в основном тоже похожи. 

В доме Борхова внутренняя отделка сохранилась лучше всего. Здесь архитектор использовал приём объединения парадной и чёрной лестниц в один объём. Однако при этом чёрную лестницу, использовавшуюся главным образом прислугой, требовалось чем-то прикрыть. Эта «декорация» полностью сохранилась лишь на 4-м этаже. Имеется в виду витражное стекло, выполненное в технике гризайль. Чёрно-белые цветы, изображённые там, на первый взгляд - типичный модерн, хотя за образец были взяты росписи средневековых германских церквей. 

Эта деталь лишний раз даёт понять, что одна из задач модерна - переосмысление взгляда на прошлое, синтез искусств. А те элементы, которые ранее были частью интерьеров замков и церквей, теперь вошли в гражданское зодчество, в том числе и доходные дома. 

С 1913 по 1916 годы в части дома по 19-й линии в уровне 1-го этажа располагался кинематограф С. Егорова. 

В интерьере сохранились исторические покрытия полов, ограждения лестниц, дверные и оконные заполнения, включая оригинальное витражное остекление дверных проёмов и лестничных клеток, печное оборудование. 

С 1912 года в доме проживали известные в тот период деятели культуры и науки, в том числе, историк и палеограф Владимир Николаевич Бенешевич. 

Дворовые каменные постройки утрачены к 1916 году. 

20 января 2023 г. распоряжением председателя КГИОП Сергея Макарова «Дом Х. Г. Борхова» (19-я линия В.О., д. 14/54, лит. А) включён в единый государственный реестр в качестве объекта культурного наследия регионального значения. 

19 февраля 2023 г.