Дом губернских присутственных мест / Дом ВЧК

Гороховая улица, № 2 / Адмиралтейский проспект, № 6

Гороховая ул., №2. Фото 1900 г.

В 1786 г. участок этого дома был пожалован императрицей  Екатериной II генерал-майору А. П. Ермолову, который  27 марта 1788 г. продал его  тайному советнику Ивану Фёдоровичу Фитингофу, президенту Медицинской коллегии. Проект дома Фитингоф заказал архитектору Джакомо Кваренги. Здание было построено в 1788-1790 гг. В 1792 г. Фитингоф умер, а следующим владельцем дома стал граф Александр Николаевич Самойлов, племянник Г. А. Потёмкина.

В 1804 г. здание было приобретено в казну. Внутреннюю перестройку для губернских и  уездных  учреждений, переведённых сюда с Казанской улицы, выполнил архитектор А. А. Михайлов 1-й. 

Уличные фасады 4-этажного дома, построенного по периметру участка, выполнены в классическом стиле. Центральная часть главного фасада по Адмиралтейскому проспекту  выделена ризалитом с десятью коринфскими колоннами на уровне 3-го и 4-го этажа. В центре расположен главный вход. На 3-м этаже над входом - балкон, ограждённый балюстрадой с фигурными балясинами. Окна 2-го этажа декорированы замковыми камнями. Над окнами 3-го этажа сандрики в виде прямых карнизов. Цокольный этаж с улицы облицован гранитом, а со двора - путиловской плитой. Позднее дворовые флигели были надстроены 5-м этажом. Въезд на дворовую территорию устроен с Гороховой улицы

С 1804 г. в здании расположены «губернские присутственные места» (современный наследник — Администрация Санкт-Петербурга). 

В 1830-х гг. здесь располагались Губернское правление, Казённая палата, Палата уголовного суда и Палата гражданского суда, Надворный суд, Приказ общественного призрения, Губернский землемер и его  чертёжная, Губернская типография, Земской и уездный суды, Уездное казначейство, денежные кладовые и счётная, архивы Губернского правления, Казенной палаты и судебных палат, гауптвахта, арестные помещения, в том числе для женщин, квартиры чиновников и младшего обслуживающего персонала.

С конца 1830-х здесь же  располагалось губернское  рекрутское присутствие, учреждённое в 1831 г. и упразднённое в 1874-м в связи с введением всеобщей воинской повинности  и созданием Губернского по воинской повинности присутствия.  Здесь же в эти годы размещался Санкт-Петербургский физикат, учреждённый в 1786 г. для надзора за  лечебными учреждениями, аптеками, деятельностью столичных и уездных врачей и ветеринаров. Этот орган существовал до учреждения в 1868 г. Врачебного отделения Санкт-Петербургского губернского правления и Санкт-Петербургского столичного врачебного управления. В здании Губернских присутственных мест находилась также дворянская опека и губернский прокурор.

В 1840-х гг.  проводили переделку внутренних помещений.

По данному адресу  губернские и уездные учреждения находились до  1876 г. потом были переведены  в дом бывшей Собственной ЕИВ канцелярии по делам Царства Польского (пр. Римского-Корсакова, №35/8), т.к. здание приглянулось 1-му градоначальнику Санкт-Петербурга Ф. Ф. Трепову, бывшему до этого Санкт-Петербургским обер-полицмейстером. По соглашению Ф. Ф. Трепова с губернатором И. В. Лутковским  было позволено обменять дом бывшего Статс-секретариата Царства  Польского, переданного петербургскому градоначальству, на здание губернских присутственных мест.

После капитального ремонта и перестройки интерьеров во всех этажах, проведённой  в 1877-1880 гг. академиком архитектуры К. К. Андерсеном, здесь располагалось Санкт-Петербургское градоначальство. Двор здания был асфальтирован, имел подземные водосточные трубы и сточные колодцы. Около здания были устроены плитные тротуары. Для служебной квартиры Ф. Ф. Трепова со стороны двора дом был надстроен 5-м этажом. 

Ф. Ф. Треповъ

В 1877 г. из дома военного губернатора на Большой Морской улице, №38 в Градоначальство была перенесена церковь. Её разместили на 4-м этаже, в угловых помещениях, выходящих на Адмиралтейский проспект  и Гороховую улицу. Церковь освящена 4 сентября 1877 г. во имя св. Николая Чудотворца.  В 1903 г. церковь была отремонтирована и вновь освящена после ремонта. 

В 1890 г. вновь перестраивали интерьеры здания. Работы выполнил городской участковый архитектор Александр Павлович Максимов. 

При высшем столичном должностном лице, ведавшим административно-полицейскими вопросами, непосредственно в помещении бывших присутственных мест было расположено Отделение по охране общественной безопасности и спокойствия (распространённый термин — охранка). Охранное отделение прославилось своими филёрами – агентами для наружного наблюдения, одежда которых отличалась одинаковым цветом и покроем. В городском фольклоре они остались под именем «гороховое пальто». Это одиозное имя стало синонимом вообще всех осведомителей и провокаторов. 

В 1906 г. Охранное отделение переехало в бывшую квартиру А. С. Пушкина на наб. Мойки, № 12. Недалеко было расположено губернское жандармское управление. В 1898 г. губернское жандармское управление было переведено на Миллионную улицу, № 11. 

24 января 1878 г. в этом доме Вера Засулич стреляла в градоначальника Ф. Ф. Трепова, ранив его. В это же здание привозили покушавшихся на жизнь императора Александра II народовольцев А. К. Соловьёва (покушение 2 апреля 1879), Николая Рысакова, Николая Кибальчича (покушение 1 (13) марта 1881 г.), а также других менее именитых государственных преступников.

В мемориальном кабинете, ныне воссозданном в интерьерах конца XIX века, после Трепова восседал жандармский подполковник Георгий Судейкин.

Могила Веры Засулич

После Октябрьской революции здание заняла Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Возглавил ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский. Причём Дзержинский работал в кабинете Трепова и Судейкина. ВЧК здесь располагалось с декабря 1917 по март 1918 г. 

В газете «Известия ВЦИК» от 10 декабря 1917 г. было опубликовано сообщение: «По постановлению Совета народных комиссаров от 7 декабря образована Всероссийская чрезвычайная комиссия при Совете народных комиссаров по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Комиссия помещается: Гороховая, 2. Приём от 12 до 5 часов дня»

На больших деревянных дверях здания на Гороховой Дзержинский собственноручно прикрепил табличку, где мелом написал часы приёма ВЧК. Однако ночью объявление было замазано чёрной краской. «Это хорошо, о нас уже знают», – сказал тогда глава Всероссийской чрезвычайной комиссии. 

Один из организаторов ВЧК Яков Петерс писал о первых днях работы ведомства: «Когда мы перешли из Смольного в помещение бывшего градоначальства на Гороховой, 2, то весь аппарат ВЧК состоял из нескольких лиц, канцелярия находилась в портфеле у Дзержинского, а касса в размере тысячи рублей для организации ВЧК – у меня в столе».

Перед чекистами стояли задачи: пресекать в корне контрреволюционные и саботажные действия по всей России; предавать суду Революционного трибунала контрреволюционеров и саботажников, а также выработать меры борьбы с ними.

«Комиссия ВЧК вела только предварительное следствие и не принимала окончательного решения о судьбе задержанных», – рассказывает Ирина Лукашова, экскурсовод Музея «Гороховая, 2. История политической полиции и органов государственной безопасности России. XIX-XX вв.». 

К приходу чекистов дом на Гороховой, №2, находился в плачевном состоянии. «Покидая здание, чиновники ломали мебель, обрывали провода, уносили всё, что могли забрать. Когда в здание въехали чекисты, всё было разгромлено, поэтому в кабинет Феликса Дзержинского несли то, что уцелело, – продолжает рассказ Ирина Лукашова. – Холодный и голодный декабрь 1917 г. За окном неспокойный революционный город. На стене висит большая карта Петрограда. На столе лежат газеты, листовки, прокламации, печатающиеся в Петрограде, и декреты советской власти. Затопить огромную голландскую печь XVIII в. невозможно, не хватает дров. Поэтому в кабинете стоит небольшая печка-буржуйка. В таких условиях начиналась история органов государственной безопасности»

Существует версия, что в Петрограде у Дзержинского было два кабинета. Один официальный – на Гороховой, № 2, и «тайная комната» на Гороховой, № 6. Долгое время здание в доме № 6 занимало страховое общество «Саламандра», специализирующееся на страховании от пожара. Страховое общество прекратило своё существование после революции 1917 г. А в 1922 г. здание было передано Петроградскому подотделу Госполитуправления (ГПУ), который работал здесь до 1927 г. 

Сегодня здесь городская поликлиника № 37. В здании сохранился кабинет начальника «Саламандры»: у входа стоит большой сейф, стены обшиты ценными породами дерева, в центре – массивный стол, а рядом большой камин. Словом, кабинет похож на кабинет Дзержинского на Гороховой, №2.

Вероятно, сходство интерьеров и факт работы в здании ОГПУ и стали источником легенды о втором кабинете Феликса Дзержинского.

В кабинете на Гороховой ул. Феликс Дзержинский проработал недолго. Уже в марте 1918 г. он уехал в Москву в связи с переездом правительства. Дзержинский неоднократно возвращался в Петроград и в свой кабинет для решения наиболее сложных вопросов.

Так, в августе 1918 г. он приехал в наш город, получив известие об убийстве Моисея Урицкого. Именно в кабинете на Гороховой Феликс Дзержинский начал распутывать знаменитое дело Локкарта, или, как его ещё называли, «заговор Локкарта» или «заговор послов».

Речь идёт о заговоре, организованном дипломатическими представителями Великобритании, Франции и США с целью свержения Советской власти. Одним из главных фигурантов дела был глава специальной британской миссии Роберт Локкарт.

Британец пытался подкупить находившихся в Москве латышских стрелков, охранявших Кремль, с тем чтобы совершить военный переворот, арестовав участников заседания Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) вместе с Лениным и заняв ключевые пункты Москвы. Два полка латышей должны были быть отправлены в Вологду, чтобы соединиться с английскими войсками, высадка которых была запланирована в Архангельске, и помочь их продвижению. Также предполагалось организовать серию терактов на железной дороге, чтобы отрезать Петроград от снабжения, вызвать в городе голод и панику.

Под руководством Феликса Дзержинского чекистам удалось внедриться в антисоветское подполье и предотвратить воплощение в жизнь планов заговорщиков.

9 марта 1918 г. правительство и ВЧК переехали в Москву, в тот же день была организована Петроградская ЧК, председателем которой стал Моисей Соломонович Урицкий. Петроградская ЧК состояла из двух отделов: по борьбе с контрреволюцией и по борьбе со спекуляцией. 30 августа 1918 г. Урицкий был убит. Председателем  ЧК стал Глеб Иванович Бокий, один из организаторов «красного террора».  

В 1922 г. по постановлению ЦИК было создано Объединенное Главное политическое управление (ОГПУ), к которому перешли функции ЧК. В 1931 г. для этого органа было заложено новое административное здание на Литейном проспекте, №4, куда он и переехал в 1934 г. 

  В 1920-е гг. в доме работала Комиссия по гражданским делам под руководством К.Е. Ворошилова. В 1925-1929 гг. в здании работал 1-й ведомственный музей ВЧК-ОГПУ. Правом посещения того музея обладали все члены ВКП(б), он был открыт по личному распоряжению Дзержинского. При этом к экспонатам музея были выставлены повышенные требования по соблюдению государственной тайны. 

25 февраля 1974 г. в здании был открыт мемориальный музей-кабинет Дзержинского, филиал музея ВОСР. В 1994 г. он был преобразован в музей «Гороховая, 2» — филиал Петербургского музея политической истории России, посвящённый политической полиции России и органам госбезопасности. Экспозиция состоит из трёх залов: 1-й воссоздаёт обстановку кабинета начальника Санкт-Петербургского охранного отделения XIX — начала XX вв., во 2-м представлены экспонаты, рассказывающие о деятельности дореволюционной политической полиции, 3-й посвящён деятельности ВЧК в первые годы советской власти. 

Это здание упомянуто в песне Александра Розенбаума: «Поездка из Одессы в Петроград». 

В 1970-1980-е гг. здание находилось в ведении Главленинградстроя. Здесь размещалось Управление автоматизированной системы планирования, контроля и регулирования строительства с  ИВЦ и центральной диспетчерской. Сейчас здесь располагается музей истории политической полиции России. 

30 сентября 2018 г.

Памятная доска Ф. Э. Дзержинскому

Источники: