Школа №210

Невский проспект, №14

Первое здание на этом месте построили в 1760 г. для придворного кофишенка (мастера кофейных дел) Екатерины II Петра Васильевича Мышлевского.

Первая перестройка здания произошла в 1810 г. В середине XIX века здесь открыл книжную лавку немецкий книготорговец А. Мюнкс, который организовал торговлю иностранными книгами. В 1861 г. Мюнкс тяжело заболел и передал бизнес другому немцу — Карлу Леопольдовичу Риккеру. Он организовал при магазине собственное издательство, специализировавшееся на выпуске научных изданий.

В 1909 г. дом купил банкир С. П. Елисеев. В 1914 г. Елисеев продал его на слом Петроградскому отделению Московского банка. Банк решил построить на этом месте новое здание. В 1915 г. старый дом снесли и начали возводить новый.

Проект монументального здания с фасадом в стиле неоренессанса, торжественной аркадой и многоярусным операционным залом выполнил талантливый зодчий В. А. Щуко, находившийся в ту пору в расцвете своего дарования. По мнению Игоря Гостева, настроение кризиса, витавшее в то тревожное время, сказалось в архитектуре здания банка. Под кажущейся уравновешенностью скрывалась «взвихрённая экзальтация», проявлявшая себя в маньеристических контрастах преувеличенно монументальных деталей с гладью стены и статичностью композиции.

Драматична была и судьба этого замысла зодчего. Война с Германией парализовала строительство в столице. Начатое здание не один десяток лет занимало место между домами №12 и №16, ограждённое глухими дощатыми лесами. Лишь в 1939 г. здесь снова закипела работа – и какая! В центре социалистического Ленинграда развернулся грандиозный строительный эксперимент. Спроектированное архитектором Б. Р. Рубаненко (при участии Б. В. Дмитриевского) здание школы №210 было построено «ударными темпами» - за 54 дня. При участии инженера-конструктора Н. В. Максимова был разработан оригинальный способ облицовки фасада – лёгкие офактуренные железобетонные плиты и профилированные детали создавали впечатление монументальной каменной кладки. Впрочем, в отделке здания применены также красный гранит, а в кладке цоколя – пудостский известняк.

Дом приобрёл импозантный, представительный вид. Прекрасно найденные пропорции элементов фасада, а также тактичное использование архитектурной декорации, прорисованной уверенной рукой мастера, позволили скромному школьному зданию органично и капитально вписаться во фронт застройки исторической магистрали.

Рубаненко искусно обыграл мотив оконных «триад», использованный в двух соседних домах, повторив его трижды, а в 1-м этаже развернул парадный вход во двор в виде лоджии, фланкированной двумя пилонами.

Интересно, что за всеми этими художественно-декоративными приёмами правдиво раскрывается внутренняя структура школьного здания, кабинетно-лабораторный корпус которого развёрнут вдоль Невского (корпус классов с вестибюлем и залом – во дворе). Каждая такая триада освещает пространство кабинета, а одиночные окна, образующие «паузы» в композиции, относятся к небольшим вспомогательным помещениям. Такой приём компоновки окон широко практиковался в проектах школьных зданий 1930-х гг., но здесь оказался удивительно созвучен ритмической организации соседних фасадов.

Школа открылась в 1939 г. Со дня своего открытия школа стала базовой школой Государственного педагогического института им. А. И. Герцена.

Во время Великой Отечественной в школьном здании располагался госпиталь для раненых защитников Ленинграда. На фасаде, как и на множестве других ленинградских домов, осенью 1941-го по трафарету была сделана в два цвета надпись: «Граждане, при артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Действительно, солнечная сторона Невского оказалась наиболее уязвимой для дальнобойной фашистской артиллерии, обстреливавшей город с Пулковских высот, расположенных прямо на юге. Тем не менее, даже этот самый жуткий период жизни города не изменил традиционного отношения ленинградцев к чётной стороне проспекта. Она, как и прежде, задолго до революции, называется «Солнечной». Как говорил академик Д. С. Лихачёв, это «почти официальное название чётных домов Невского проспекта».

Памятная надпись на солнечной стороне Невского проспекта

В память о тех трагических днях надпись на здании школы была возобновлена в 1962 г. по инициативе поэта Михаила Дудина. На фасаде здания была укреплена мраморная доска с памятным для многих ленинградцев текстом блокадного времени: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». В этом месте Невского всегда лежат цветы, в любое время года. 8 сентября, в годовщину начала блокады города, у этой мемориальной доски собираются бывшие блокадники, дети блокадного Ленинграда, в сердцах которых живы боль и память тех тяжёлых дней.

Утром 19 ноября 2018 г. петербуржцы увидели, что весь синий фон памятной надписи кто-то замазал бежевой краской. В полицию с заявлением о вандализме обратился директор 210-й школы. Сотрудник этого же учебного заведения утром и отмыл краску. В этот же день надпись восстановили. Аналогичная ситуация произошла несколькими днями ранее, 13 ноября. Задержанный через 4 дня оказался безработным мужчиной без постоянного места проживания. Предположительно он страдает психическим заболеванием и вряд ли осознает, к каким последствиям мог бы привести его поступок. Поэтому задержанного намерены направить в клинику на лечение.

В послевоенные годы сюда вернулась школа 210 при Герценовском педагогическом институте, в которой отрабатывались методические новации педагогов прославленного вуза, проходили практику студенты и аспиранты. В 210-й школе учились директор Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровский, актёр И. Озеров, литературовед М. Б. Мейлах, профессор Венской консерватории пианист Ю. Смирнов и многие другие. В школе работает музей «Дети блокадного Ленинграда».

В 2004 г. во дворе школы был установлен полутораметровый глобус – подарок от муниципального образования "Дворцовый округ". Он изготовлен из металла и пластмассы. Моря и реки выложены голубым цветом, материки – бронзовым.

6 октября 2019 г.

Источники: