Доходный дом Ю. Б. Бака

Кирочная улица, № 4

Стоит произнести «дом Бака» - и многие жители нашего города сразу представят себе эту многоэтажную громаду, фигурные фронтоны, богатую лепнину и самое главное - редкие, хотя и не единственные в Петербурге, галереи-переходы.

Парящие над внутренним двором, они не только функциональны, но и весьма романтичны. Если оказаться во дворе в сумерках, в памяти всплывают образы, созданные в XVIII веке Джованни Баттиста Прианези, знаменитым мастером архитектурных пейзажей, поражающих грандиозностью пространственных решений. В цикле гравюр «Темницы» он изобразил пешеходные мостки на страшной высоте, переплетённые и изгибающиеся лестницы.

Исследователи отмечают, что впервые в нашем городе подобную конструкцию применил в 1897 г. гражданский инженер Г. В. Барановский в принадлежавшем ему доме на Ямской (ныне ул. Достоевского), №36. Воспользовался этим приёмом и архитектор Борис Ионович Гиршович, соорудивший в 1904 - 1905 гг. дом на Кирочной для инженера путей сообщения Юлиана Борисовича Бака.

По архивным материалам, уже в последние годы правления Александра I этот участок был плотно застроен. В 1844 г. на участке был построен скромный классический дом К. Ф. и Э. К. Гаугеров. В 1850-х гг. участком владел почётный гражданин П. И. Ларионов. Во 2-й половине XIX в. - Н. К. Афанасьева, М. Ф. Мейер, Эм. Ф. и Эд. Ф. Мейзе.

В январе 1903 г. его приобрёл Юлиан Бак, который возвёл 5-этажный на жилом подвале дом с мансардой, занявший всю площадь участка. Несмотря на значительные размеры домовладения, архитектор ещё более увеличил полезную площадь, применив новомодное техническое решение: устроил под всей поверхностью двора подвал для хранения дров, накрыв его прочными и безопасными в пожарном отношении перекрытиями, по терминологии того времени - «несгораемыми сводами».

Фасад дома выполнен в стиле модерн с элементами рококо. Цоколь до 2-го этажа облицован розовой гранитной «шубой». Парадные с широкими мраморными лестницами украшены витражами фирмы «М. Франк и К» с рисунками в стиле рококо.

Техническое оснащение дома было самым передовым. Лифты, собственная котельная в специальном флигеле. Убранство дома поражало великолепием. Что касается оформления фасада, то искусствоведы говорят о «модернизированной версии необарокко». Действительно, обилие сочной лепнины поражает. Внутренняя отделка - витражи, печи, разнообразная отделочная плитка - хорошо сохранилась, поддерживается сегодня неравнодушными жильцами, создавшими даже свое сообщество.

Семья самого домовладельца жила в 7-комнатной квартире на 5-м этаже. Юлиан Бак - инженер путей сообщения, основатель и главный пайщик газеты конституционных демократов «Речь», авторитетный общественный деятель, выступавший за политические свободы для еврейского населения Российской империи. Он скончался в 1908 г., был похоронен на Преображенском еврейском кладбище.

11-комнатную квартиру 2-го этажа занимал адмирал Евгений Иванович Алексеев, бывший наместник на Дальнем Востоке, главнокомандующий сухопутными и морскими силами в Тихом океане во время Русско-японской войны 1904 - 1905 гг. Неудачный для России ход войны привёл к отставке Алексеева, который прибыл в Петербург и поселился в доме Бака, где прожил до 1917 г.

Соседом экс-наместника был бывший военный министр Александр Фёдорович Редигер, поселившийся в громадной 22-комнатной квартире с тремя ванными. Он поплатился должностью за критику качества командного состава русской армии, зато написал воспоминания, которые впервые были полностью опубликованы лишь в 1999 г. под названием «История моей жизни. Воспоминания военного министра».

В мансардном этаже квартировал художник Лев Самойлович Бакст, участник объединения «Мир искусства» и театрально-художественных проектов С. П. Дягилева.

В доме примерно с 1930 по 1941 г. жил известный литератор, друг Есенина, Анатолий Мариенгоф а также его жена Анна Никитина, актриса БДТ.

Осенью 2017 г. при ремонте дома Бака на Кирочной улице, 24 обнаружились раритетные предметы. Во время работ за люком, что закрывал доступ к трубам, нашли бутылку из-под коньяка. На этикетке алкогольного напитка производства завода №40 В. Е. Петрова значилась надпись «искусственный коньяк». Это не означает, что в спиртном использовали искусственные ароматизаторы. Подобное описание применялось к любому российскому коньяку, так как Франция в 1908 году официально запретила называть коньяком всё, произведённое не в департаменте Шаранта. Вместо звёздочек на этикетках для обозначения годов выдержки до революции использовали царских двуглавых орлов. Судя по бутылке, коньяк был трёхлетней выдержки.

14 июля 2018 г.

Источники:

  • Санкт-Петербургские ведомости. 18.08.2017. Александр Чепель

  • citywalls.ru

  • 78.ru. 30.11.2017