Александр III Александрович

1881 - 1894

Александр Александрович Романов, будущий российский император Александр III, родился 26 февраля (10 марта) 1845 г. в Санкт-Петербурге, в Аничковом дворце. Он был вторым сыном Александра II. Он не готовился стать императором, не получил соответствующего образования. По традиции его готовили к военной службе. Но судьба распорядилась иначе. Его старший брат Николай, наследник престола, умер в 1865 г., и его место занял Александр.

Главным воспитателем Александра был граф Борис Перовский; образованием заведовал профессор Московского университета экономист Александр Чивилев.

После смерти старшего брата, Александр был провозглашён наследником престола и прошёл дополнительный курс наук, необходимых для управления государством. В 1865 и 1866 гг. ему был прочитан курс русской истории Сергеем Соловьёвым. Его учителем права стал Константин Победоносцев, который остался его наставником и советчиком и по окончании курса лекций; а в царствование Александра, на посту обер-прокурора Святейшего Синода, приобрёл наибольшее влияние на государственные дела.

Подготовка наследника по земским делам была поручена, по рекомендации князя Мещерского, Николаю Александровичу Качалову, который сопровождал наследника в его путешествии по России.

Вступил на престол 2 (14) марта 1881 г., после убийства его отца, которое повергло правящий класс империи в глубокое смятение и страх за судьбу династии и государства. К присяге императору и Наследнику впервые в истории приводились «и крестьяне наравне со всеми верными Нашими подданными».

Коронация и миропомазание императора и его супруги были совершены в Успенском соборе Кремля утром 15 (27) мая 1883 г.; все священнодействия коронования совершал митрополит Санкт-Петербургский Исидор (Никольский) в сослужении митрополита Московского и Коломенского Иоанникия (Руднева) и митрополита Киевского и Галицкого Платона (Городецкого) и сонма духовенства.

Александр был очень силён физически и работоспособен. Будучи воспитанным теоретиком самодержавия К.П. Победоносцевым, Александр стремился сохранить традиционный помещичий уклад. Его внутренняя политика на первом этапе отличалась реакционностью. Однако объективные условия развития капитализма в России требовали иных действий, и Александр не мог этому противиться. Он вынужден был провести ряд небольших реформ: была отменена подушная подать, введён обязательный выкуп земель, понижены выкупные платежи. Александр III способствовал переселению крестьян в Сибирь и Среднюю Азию в целях освоения этих земель. Было упорядочено рабочее законодательство.

Во внешней политике Россия всеми силами сохраняла шаткое равновесие. Во время его царствования Россия не вела ни одной войны. Потому народ присвоил ему прозвище «Царь-миротворец». В эти годы престиж России как государства поднялся на небывалую высоту. В Европе к России прислушивались, с её мнением считались. Однажды в Гатчине, во время рыбалки, до которой царь был весьма охоч, его отыскал министр с настоятельной просьбой немедленно принять посла какой-то великой державы. «Когда русский царь удит рыбу, Европа может подождать», - будто бы раздражённо ответил император.

Было у Александра III и другое прозвище. Не без иронии его называли «Гатчинским узником». Постоянно помня о трагической судьбе своего отца, погибшего от рук террористов, и боясь покушений, он отказался жить в Зимнем дворце и практически все 13 лет своего царствования провёл в Гатчине, в старинном замке со сторожевыми башнями, тайными лестницами и переходами, подземными ходами, в окружении верной охраны, среди самых доверенных царедворцев. Здесь, в «Гатчинском затворе», как говорили тогда в столице, он чувствовал себя в большей безопасности, нежели в Петербурге.

«Террористическая фракция Народной воли», созданная в Петербурге в конце 1886 г. студентом 4-го курса Петербургского университета Александром Ульяновым, в которую вошло не более 15 человек, решила повторить успех 1881 г. и взорвать императора Александра III именно 1 марта 1887 г., когда он поедет в Петропавловский собор для участия в панихиде на могиле отца. Всё уже было готово: снаряды изготовлены, метальщики заняли позиции у Аничкового дворца, где находился царь, но всего за 25 минут до проезда царского экипажа они были взяты с поличным. 8 мая пятеро руководителей фракции — в их числе и старший брат В.И. Ульянова (Ленина) — были повешены в Шлиссельбурге. Именно тогда младший брат казнённого Ульянова, будущий вождь победившей революции, якобы произнёс легендарные слова: «Нет, мы пойдём не таким путём».

Одним из осуждённых по делу «второго 1-го марта», как его называли в обществе, оказался член Виленской организации «Народная воля» поляк Юзеф Пилсудский — его приговорили к 5 годам ссылки в Сибирь. Его брат Бронислав, проходивший по тому же делу, получил 15 лет каторги. Ставший впоследствии основателем и единовластным «начальником» независимой Польши, Пилсудский не забыл унижения своей юности. До конца своих дней и он, и Ленин сохранили пламенную и неугасимую ненависть к российской государственности.

Императрица Мария Фёдоровна.

Первоначально Александр II намеревался женить наследника престола на имевшей репутацию красавицы датской принцессе Александре; но эти планы были расстроены усилиями британской королевы Виктории, которая поспешила женить на ней своего сына Альберта (впоследствии король Эдуард VII).

Весной 1864 г. брат Александра — Николай Александрович — отправился за границу и, находясь в Дании, сделал предложение датской принцессе Дагмаре; 20 сентября совершилась официальная помолвка. Перед свадьбой Николай отправился в путешествие по Италии, где почувствовал недомогание: после ушиба у него начались сильные боли в спине, от которых он вскоре слёг и скончался в апреле 1865 г. Когда состояние здоровья старшего брата стало угрожающим, Александр поспешил к нему в Ниццу; по пути к нему присоединилась принцесса Дагмара с матерью. Они застали наследника престола уже при смерти; последний скончался в ночь на 12 (24) апреля 1865 г. от туберкулёзного воспаления спинного мозга.

Летом 1866 г. цесаревич поехал путешествовать по Европе и, между прочим, собирался заехать в Копенгаген к невесте покойного брата, которая приглянулась ему при 1-й встрече. По дороге он писал отцу: «Я чувствую, что могу и даже очень полюбить милую Минни (так в семье Романовых звали Дагмару), тем более что она так нам дорога. Даст Бог, чтобы всё устроилось, как я желаю. Решительно не знаю, что скажет на всё это милая Минни; я не знаю её чувства ко мне, и это меня очень мучает. Я уверен, что мы можем быть так счастливы вместе. Я усердно молюсь Богу, чтобы Он благословил меня и устроил моё счастье». 17 (29) июня 1866 г. состоялась их помолвка в Копенгагене, а через 3 месяца наречённая невеста прибыла в Кронштадт; 13 (25) октября состоялся обряд обручения, миропомазания и наречения новым именем — великой княгиней Марией Фёдоровной.

Браковенчание было совершено в Большой церкви Зимнего дворца 28 октября (9 ноября) 1866 г.; после чего супруги жили в Аничковом дворце, где провели несколько недель даже после восшествия Александра на престол.

Мария-София-Фредерика-Дагмара, или просто Дагмар, дочь Кристиана IX, короля Дании, принцесса Датская, российская императрица, супруга Александра III в православии Мария Фёдоровна родилась 14 (26) ноября 1847 г.

Императрица Мария Фёдоровна по характеру была жизнелюбива и жизнерадостна. Ей в полной мере присущи были естественность и искренность, столь редкие в придворной среде. Столичное общество приняло её очень тепло.

Мария Фёдоровна, была особой донельзя современной. В молодые годы позволяла себе алый корсет, а позднее одной из первых в России сделала себе пластическую операцию. Увлекалась фотографией, а страсть к курению (это именно она завела в отечестве моду на дамские папироски и портсигары) превосходно сочеталась в ней со стремлением к здоровому образу жизни. Гордясь своей великолепной фигурой, государыня без устали занималась спортом: каталась на коньках и на лошадях, могла пройтись «колесом» или влететь на верёвке в окно кабинета занимавшегося государственными делами императора. К тому же была любительницей танцев.

В январе 1889 г. в Аничковом дворце состоялся самый необычный бал в истории Петербурга. За несколько дней до намеченного праздника, которого императрица ждала с нетерпением, случилась трагедия в Майерлинге — двойное самоубийство наследника австрийского престола кронпринца Рудольфа и его возлюбленной, 17-летней баронессы Марии Вечеры. По всем правилам этикета, не говоря уже о сословной солидарности монархов, бал следовало отменить, выдержав обязательный траур. Однако императрица обожала балы…

Из уроков русского языка, которые брала Минни, будучи юной датской принцессой Дагмар и невестой наследника русского престола, она твёрдо запомнила: долг платежом красен. 24 года назад, когда в Ницце скончался жених Дагмар, цесаревич Николай Александрович, венский двор и не подумал отменять череду увеселений, связанных с грандиозной *реконструкцией австрийской столицы, подарившей Вене знаменитый Ринг. Более того, написанный гениальным Ксавьером Винтерхальтером портрет императрицы Элизабет (Сисси) в роскошном бальном платье от Чарльза Ворта назойливо мозолил глаза в каждом втором европейском иллюстрированном журнале, да ещё и сопровождался подписью с роковой датой — 1865 год.

И хотя Мария Фёдоровна, давно уже обрела настоящее семейное счастье с братом покойного цесаревича и сама одевалась у Ворта, упускать шанс показать заносчивым Габсбургам их место она не собиралась. За несколько дней до праздника гофмаршал Владимир Оболенский лично объехал приглашённых дам и сообщил о дресс-коде: бриллианты и бальное платье чёрного цвета — траур, mesdames! Чем поставил дам в сложное положение: чёрных бальных (то есть декольтированных) платьев просто не существовало в ту пору. Пришлось срочно ехать на поклон к модным портнихам или переделывать туалеты для траура.

Эффект был потрясающий! Современники сочли, что дамы никогда ещё не выглядели так привлекательно, а сам бал был невероятно красив. Добавим, кстати, что танцевали почти исключительно под музыку Иоганна Штрауса, даже, кажется, под гавот «Стефания», написанный в своё время в честь супруги несчастного Рудольфа. Что делать, императрица обожала музыку Штрауса! Правда, сама идея траурного бала многих в Петербурге покоробила. Константин Победоносцев прямо назвал это действо «кощунством». Некоторые просто не пришли, сославшись на болезнь. В числе последних были великая княгиня Елизавета Фёдоровна и её сестра — юная Аликс, будущая императрица.

А сам государь позволил супруге вдоволь насладиться местью: назревал очередной балканский кризис и отношения с Австрией были и так из рук вон плохи. Впрочем, приличия хотя бы отчасти были соблюдены. И официальные лица, и русская печать единогласно выразили соболезнования общеавстрийскому горю, однако в прессе не промелькнуло ни слова об изысканном танцевальном вечере. Зато из траурных бальных платьев впоследствии родился феномен дамского вечернего туалета…

Мария Фёдоровна работала в Российском обществе Красного креста. После отречения от престола её сыновей Николая II и Михаила уехала в Крым. Весной 1919 г. английский король предоставил ей дредноут «Мальборо» для эвакуации из России. Императрица добилась того, чтобы союзники прислали свои корабли для эвакуации всех, кто спасался от большевиков.

Мария Фёдоровна умерла 13 октября 1928 г., её прах был помещён в саркофаг в Королевской усыпальнице Кафедрального собора в датском городе Роскилле. В 2004–2005 годах между российским и датским правительством было достигнуто соглашение о переносе останков Марии Фёдоровны из Роскилле в Петропавловский собор в Санкт-Петербурге, где Мария Фёдоровна завещала похоронить себя рядом с мужем. 28.9.2006 г. гроб с останками императрицы Марии Фёдоровны был захоронен в соборе святых Петра и Павла Петропавловской крепости рядом с могилой её мужа Александра III.

Дети:

  1. Николай Александрович (6 (18) мая 1868 — 17 июля 1918, Екатеринбург), с 1894 г. император Николай II

  2. Александр Александрович (26 мая (7 июня) 1869 — 20 апреля (2 мая) 1870, Санкт-Петербург)

  3. Георгий Александрович (27 апреля (9 мая) 1871 — 28 июня (10 июля) 1899 года, Абастумани)

  4. Ксения Александровна (25 марта (6 апреля) 1875 — 20 апреля 1960, Лондон)

  5. Михаил Александрович (22 ноября (4 декабря) 1878 — 13 июня 1918, Пермь)

  6. Ольга Александровна (1 (13) июня 1882 — 24 ноября 1960, Торонто).

Болезнь и смерть.

17 (29) октября 1888 г. царский поезд, идущий с юга, потерпел крушение у станции Борки, в 50 километрах от Харькова. Семь вагонов оказались разбитыми; были жертвы среди прислуги, но царская семья, находившаяся в вагоне-столовой, осталась цела. При крушении обвалилась крыша вагона; Александр удерживал её на своих плечах до тех пор, пока не прибыла помощь.

Однако вскоре после этого происшествия император стал жаловаться на боли в пояснице. Профессор Трубе, осмотревший Александра, пришёл к выводу, что страшное сотрясение при падении положило начало болезни почек. Болезнь неуклонно развивалась. Государь всё чаще чувствовал себя нездоровым. Цвет лица его стал землистым, пропал аппетит, плохо работало сердце. Зимой 1894 г. он простудился, а в сентябре, во время охоты в Беловежье, почувствовал себя совсем скверно. Берлинский профессор Эрнст Лейден, срочно приехавший по вызову в Россию, нашёл у императора нефрит — острое воспаление почек; по его настоянию Александра отправили в Крым, в Ливадию. Правда, двоюродная сестра государя, греческая королева Ольга Константиновна предлагала Александру ехать в Грецию на лечение, однако по пути император почувствовал себя так плохо, что было решено остановиться в Ливадии.

21 сентября (3 октября) 1894 г. императорская семья приезжает в Ливадийский дворец. Здесь могучий богатырь, которому не было и 50 лет, угасает за месяц. Александр III страшно похудел, измученный болезнью. Ему почти ничего нельзя есть, он уже не может ни ходить, ни лежать и почти не может уснуть.

20 октября (1 ноября) 1894 г., в 2 часа 15 минут пополудни, сидя в кресле, Александр III скончался.

«Диагноз болезни Его Величества Государя Императора Александра Александровича, поведший к Его кончине: Хронический интерстициальный нефрит с последовательным поражением сердца и сосудов, геморрагический инфаркт в левом лёгком, с последовательным воспалением. Подписано: Лейден, Захарьин, лейб-хирург Гиршев, профессор Н. Попов, почётный лейб-хирург Вельяминов, министр Двора граф Воронцов-Дашков».

В день кончины и дни, ей предшествующие, при императоре, кроме духовника императорской семьи протопресвитера Иоанна Янышева, преподавшего в последний раз императору Святые Таины, также находился с 8 октября прибывший с великой княгиней Александрой Иосифовной протоиерей Иоанн Сергиев (Иоанн Кронштадтский), который присутствовал в момент самой смерти императора, возложив, по его свидетельству, свои руки на его голову, по просьбе умирающего.

Тело покойного несколько дней оставалось в ливадийском дворце, в ожидании прибытия из Петербурга дубового и металлического гробов; 27 октября на руках было перенесено в Ялту и морем доставлено в Севастополь на крейсере 1-го ранга «Память Меркурия»; далее по железной дороге проследовало через Москву в Санкт-Петербург, куда было доставлено 1 ноября того же года и положено в Петропавловском соборе. Отпевание в том же соборе 7 ноября совершил сонм иерархов российской церкви во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Палладием (Раевым).

Память.

Следуя заветам предков, Николай II стремился увековечить память о покойном родителе. В частности, 13 (25) апреля 1895 г. новый император подписал указ о создании в Петербурге «Русского Музея Императора Александра III» (открыт 7 (19) марта 1898 г.), а 31 мая (13 июня) 1912 г. был открыт Музей изящных искусств имени императора Александра III при Императорском Московском университете.

В честь императора Александра III в Российской империи было установлено около 40 памятников, в основном — различные колонны и обелиски, в память посещения им того или иного места, хотя ряд памятников государю (как, например, памятник в Москве у храма Христа Спасителя) можно назвать монументальными. В годы советской власти почти все они были уничтожены.

Самый знаменитый и высокохудожественный из памятников Александру III был освящён и торжественно открыт в присутствии Николая II на Знаменской площади Петербурга 23 мая 1909 г. Автор грузной конной статуи — Павел Трубецкой. 13—15 октября 1937 г. памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея. 9 ноября 1994 г. он был установлен на низком постаменте в парадном дворе Мраморного дворца на месте стоявшего здесь до этого броневика «Враг капитала».

Менее известен бронзовый бюст на мраморном пьедестале (скульптор — А. Г. Бауман), который был открыт 26 февраля 1895 г. в высочайшем присутствии вместе с открытием пансионерского дома и фермы для душевнобольных, на площади перед зданием дома призрения душевнобольных на станции Удельная Финляндской железной дороги; на пьедестале была высечена надпись: «Царю-основателю». Восстановлен и открыт вновь 2 ноября 2007 г. рядом с церковью великомученика Пантелеймона (территория психиатрической больницы им. Скворцова-Степанова), скульптор Иван Итэгилов.

4 декабря 2022 г.

Источники:

  • Википедия

  • calend.ru

  • Н. Синдаловский «Книга перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре». Центрполиграф, 2009

  • Адреса Петербурга. №53/2015, Сергей Григорьев

  • Дилетант. 12.11.2022