Сквер Низами

Площадь сквера - около 1,39 га. Расположен между домами №25 и №27а по Каменноостровскому проспекту.

Этот зелёный уголок, сквер Низами, – пожалуй, один из самых живописных на Петроградской стороне. В центре – памятник персидскому поэту и мыслителю Низами Гянджеви, который сегодня считается одним из основоположников азербайджанской литературы.

Памятник Низами Гянджеви

Памятник великому поэту и мыслителю Востока XII в. Низами Гянджеви (Абу Мохаммед Ильяс ибн-Юсуф) (ок. 1141 - ок. 1209) создал в 1998 г. выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной азербайджанский скульптор Геруш Бабаев. Автор проекта постамента - заслуженный художник РФ Феликс Романовский. Постамент изготовлен на петербургском предприятии «Комбинат-скульптура». Скульптура отлита в Баку и преподнесена в качестве дара от Азербайджана Санкт-Петербургу к 300-летию со дня основания города.

Бронзовая фигура расположена на невысоком постаменте в виде звезды. Высота композиции 5 м., высота постамента 1,50 м. Низами изображён сидящим на скале под аркой в восточном одеянии с книгой в руке. С тыльной стороны скалы изображено дерево, по сторонам которого расположены фигуры героев произведения Низами «Лейла и Меджнун». На постаменте написано на азербайджанском «Nizami Gəncəvi».

Рядом с памятником, на мраморной плите высечен текст на русском и азербайджанском языках: «Памятник классику мировой литературы, великому азербайджанскому поэту и мыслителю Низами Гянджеви передан в дар городу Санкт-Петербургу от Азербайджанской республики».

Памятник торжественно открыли 9 июня 2002 г. президенты России и Азербайджана – Владимир Путин и Гейдар Алиев.

В декабре того же года сквер получил название в честь Низами, но его торжественное открытие состоялось 5 июня 2011 г. Открытие приурочено к 870-летию со дня рождения поэта. Событие прошло в рамках торжественных мероприятий, посвящённых 2-ой годовщине учреждения Азербайджанского молодежного объединения России (АМОР).

В сквере установлены гранитные скамьи с фрагментами поэм Низами. Проект благоустройства сквера и реставрации памятника был осуществлён под патронатом представительства Фонда Гейдара Алиева в России при поддержке администрации Санкт-Петербурга.

В сентябре 2017 г. СПб ГУП Ленсвет установило светодиодное освещение в сквере.

Встреча В. Путина с Президентом Азербайджана Г. Алиевым перед началом церемонии открытия памятника Низами Гянджеви

В истории территории, которую занимает сквер, есть эпизоды, которые сегодня мало известны. В начале ХХ века, когда шла активная застройка Каменноостровского проспекта, здесь предполагалось возвести жилой комплекс для страхового общества «Россия». Проект здания, выполненный архитектором Фёдором Лидвалем, отличался размахом композиционного замысла. Предусматривалась группировка корпусов, образующих несколько дворов с многочисленными поворотами стен здания. Два нижних рустованных этажа дома образовали бы основание для трёх верхних, декорированных пилястрами конфского ордера. Здание завершалось 6-м, мансардным этажом. Строение украшали порталы, арочные въезды, скульптура. Из-за начала Первой мировой войны проект не был реализован.

Тогда на оставшемся пустыре оборудовали стадион, который в 1930-х годах назывался «Строитель». Кстати, в ту пору старшим методистом там работал великий спортсмен Николай Панин-Коломенкин, 1-й олимпийский чемпион России.

В нашем городе к Низами всегда относились с особым пиететом. Памятник ему предполагалось воздвигнуть ещё в 1939 г., приурочив к 800-летию со дня рождения поэта. На конкурс было представлено 60 проектов, из которых жюри выбрало один, принадлежавший скульптору Ф. Абдуррахманову, но начавшаяся война перечеркнула все планы.

Тем не менее даже в блокадном Ленинграде отметили юбилей Низами. В октябре 1941 г. в Институте востоковедения Академии наук СССР академик Игнатий Крачковский организовал заседание, посвящённое творчеству поэта, а в Государственном Эрмитаже состоялась научная конференция. Многие докладчики по настоянию директора музея Иосифа Орбели были откомандированы на эту конференцию с фронта.

Великая Отечественная война вписала в историю этого места печальную страницу.

– Я вырос и по сей день живу в доме по соседству, на сквер выходят окна нашей квартиры, – рассказывает киновед Алексей Дунаевский. – Помню, в детстве, в 1960 – 1970-х годах, меня всегда поражало, что местные старушки страшно ругали нас, детей, когда мы резвились поблизости от огромной клумбы. Мол, нельзя здесь играть! Почему – они не объясняли, и нам казалось, что все эти старушки, рассевшиеся на скамейках вокруг клумбы, – просто злобные ведьмы…

И только по прошествии многих лет, когда мама Алексея Дунаевского Наталья Вениаминовна, многолетний сотрудник ВНИИ телевидения, готовила к печати свои блокадные воспоминания (в начале войны ей было 15 лет), она поведала историю, которая объяснила поведение старушек.

Осенью 1941 года трибуны «Строителя» разобрали на дрова, и территория стадиона превратилась в пустырь. В первую блокадную зиму сюда со всей округи жители на саночках привозили тела своих умерших родных. Затем со стороны тогдашнего Кировского (теперь Каменноостровского) проспекта заезжали грузовики, трупы загружали в кузов и увозили. Скорее всего, на Пискарёвское кладбище, а может быть, на Серафимовское…

– Сестра моей бабушки тётя Лена, жившая неподалёку, на Петропавловской улице, сначала попыталась похоронить своего умершего от голода мужа на Серафимовском кладбище, но, когда узнала, сколько стоит захоронение в промёрзлой земле, которую нужно было пробивать ломами при температуре минус 30, повернула обратно и притащила санки с телом как раз на бывший стадион, – рассказал Дунаевский. – Про то, что на "Строитель" привозили умерших, рассказывала мне и мамина сестра тётя Таня, которой в 1941 году было 9 лет. Она жила тогда в нашей квартире.

После войны стадион «Строитель» не стали восстанавливать, часть его территории отдали под застройку, другую превратили в сквер. От стадиона осталась крошечная спортивная площадка.

20 сентября 2020 г.