Доходный дом

С. Ф. Англареса

Сапёрный переулок, №13

Это пятиэтажное здание издалека привлекает к себе внимание единственными в своем роде атлантами-Геркулесами, с видимым усилием удерживающими на своих плечах трёхэтажные эркеры. Четыре суровых бородача облачены в львиные шкуры. Двое из них, наверное, в соответствии с переменчивой петербургской погодой надели ещё и мягкие сапожки…

В середине XIX века участок принадлежал наследникам титулярного советника Кирилла Александровича Куличкина. Здесь стоял двухэтажный деревянный дом.

Нынешнее здание построил в 1880 - 1881 гг. архитектор Павел Петрович Дейнека для губернского секретаря Сергея Англареса. Никаких атлантов в проекте не было и в помине: согласно ему, эркеры должны были удерживаться самыми обычными кронштейнами. Что же побудило строителей положить крытые балконы на плечи атлетов, да ещё и таких необычных?

13 июля 1881 г., когда строительство подходило к завершению, в доме обрушилась внутренняя стена, что повлекло за собой просадку полов, потолков и крыши. К счастью, обошлось без жертв. При обследовании оказалось, что фундамент упавшей стены был устроен правильно, а вот кирпичная кладка произвела на членов комиссии впечатление «торопливого производства, при котором отодвигается тщательность и правильность исполнения на второй план».

Разрушения были некатастрофическими, и работы продолжились. До их начала, чтобы лицевая стена не обрушилась от порывов ветра, её привязали двойной цепью к углу здания.

К январю 1882 г. дом уже был отделан начисто и готов к приёму жильцов. Фасад получился даже чересчур нарядным. Его украсили атланты и кариатиды, львиные, кошачьи и другие маски, целый фриз драконьих голов, 32 фигурки младенцев (путти), обрамляющие окна 5-го этажа. И как кульминация всего этого буйства - четыре Геркулеса у основания эркеров. Возможно, домовладелец и архитектор решили перестраховаться и «пригласить» этих титанов, чтобы придать дому прочности?

Дом сменил несколько владельцев. Англарес не справился с выплатой процентов по кредиту, и через год после завершения постройки, в феврале 1883 г., постройку с публичного торга купил (разумеется, вместе с долгами) статский советник Иван Брылкин. Он скончался в сентябре того же года, не успев разобраться с задолженностью, и кредитное общество вновь продало заложенный дом флигель-адъютанту полковнику Константину Прежбяно - внебрачному сыну графа Павла Кисилёва, который в правление Николая I был министром государственных имуществ. Семья Прежбяно долго владела этим зданием, и лишь в 1911 г. кирасир корнет Андрей Прежбяно продал его крестьянину Макару Градусову.

Как водится в столичных доходных домах, здесь жили люди самого разного достатка и рода занятий. Среди здешних обитателей было много преподавателей училища Святой Анны (Анненшуле), благо одно из старейших учебных заведений Петербурга располагалось поблизости, на Кирочной улице.

Об одном из жильцов упомянем особо - это доктор медицины Владимир Николаевич Долганов, известный отечественный офтальмолог. Его четырежды избирали ректором Императорского клинического института великой княгини Елены Павловны (ныне Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования), с 1925 года он руководил кафедрой глазных болезней Военно-медицинской академии, занимался лечением поражения глаз боевыми отравляющими веществами. Скончался в конце 1941 г. в блокадном Ленинграде.

Другой известный житель этого дома удостоился мемориальной доски, установленной на фасаде в 2004 г.. Она сообщает, что здесь последний год своей жизни обитал князь Михаил Иванович Хилков, занимавший в 1895 - 1905 годах пост министра путей сообщения Российской империи. В доме с атлантами князь занимал две объединённые квартиры, включавшие в общей сложности 13 комнат. Кроме того, в его распоряжении был гараж - «автомобильный сарай». Будучи министром, Хилков проживал в казённой квартире на Фонтанке, а в Сапёрном он поселился уже выйдя в отставку и провёл здесь два последние года своей жизни. Квартира бывшего министра на 1-м этаже не сохранилась.

В этом доме жила Анна Трупчинская — сестра мужа Марины Цветаевой Сергея Эфрона. В 1939 г. Марина Ивановна приехала сюда из эмиграции вместе с сыном, но на порог её не пустили. Анна погуляла с поэтессой по городу, а вечером посадила на поезд в Москву.

В 2001 г. здание было внесено в перечень вновь выявленных объектов, представляющих культурную ценность.

20 ноября 2022 г.

Источники:

  • citywalls.ru

  • Санкт-Петербургские ведомости. 13.1.2017, Александр Чепель

  • Фонтанка. 19.11.2022