Год основания Очерского Острожка (Острожки)

В XVI веке, после разгрома Казанского ханства, Верхнее Прикамье вошло в состав России. В 1558 году по грамоте Ивана Грозного Якову Аникееву Строгонову были пожалованы земли Перми Великой, а 7 апреля 1557 года Никите Строгонову царем Федором Ивановичем пожалованы земли ниже Великой Перми. В этом же году начал возводится Очерский острожек — рубленный городок, обнесенный частоколом.

Жалованные Строгоновым земли официально считались в большинстве случаев «пустынными», на деле же были заселены инородческими племенами, которые относясь к новым владельцам вначале довольно равнодушно и пассивно, по мере распространения их могущества и роста, испытываемых притеснений стали защищать свои древние права с оружием в руках. Отсюда многочисленные стычки, а иногда и кровопролитные войны между местными аборигенами и первыми представителями Строгановых.

Всего в новом Очерском острожке: 9 деревень, 1 починок, 7 пустошей в них 32 двора крестьянских, 4 бобыльских.

В отличие от Яйвинского и Сылвенского, Очерский острожек возводили как особый административный центр, управляющий Очерским округом, находившимся в общем, владении всех Строгановых. Это была пограничная крепость на рубеже Строгановских имений. Хотя эта крепость тоже была небольшой, (общая длина стен составляла около 300 м), но она имела уже 4 башни: 2 «глухие», предназначенные только для дозора и ведения боя, и 2 «проезжие» — с воротами. В острожке были церковь с колокольней, амбары, двор вотчинников — в этом дворе жил строгановский приказчик.

Историк Г. Н. Чагин, изучая описание Очерского острожка (1686 г.), обратил внимание на горницу «на подклете с сеньми и с повалышею». Эта загадочная «повалыша», по мнению ученых, могла являться спальным помещением (производное от слова «повалиться») или помещением для официальных приемов. Некоторые исследователи считают, что «повалыша» выполняла оборонительные функции. Реальным считается последнее предположение, так как, по описанию Очерского острожка 1686 г., именно в «повалыше», или «повалуше», хранились предметы вооружения: «17 пищалей, мушкетов, турок, карабинов, 3 пищали затинных, пороху четверти с три, 21 топоров, 27 пик». Загадочная «повалыша» явно служила своеобразным арсеналом острожка. Ввиду того, что в 1686 г. юго-западным окраинам вотчины Строгановых опасность не угрожала, так как в этой местности жило лишь русское крестьянское население, а их соседями были не воинственные удмурты, оружие находилось в складированном состоянии. Может быть, слово «повалуша» и означало местное понятие «склад для вооружения».

Для обороны Очерского Острожка от чуди и уфимских татар Строгановы имели отряд в 346 человек, вооруженных ружьями, руками и рогатками. «Охочие люди» за свою службу в Острожке получали хлебное довольствие или денежное жалование, а с пашни имели определенный надел земли и не платили за него подати.

Постепенно меняется социальный состав жителей Очерского острожка. Если изначально в нем селились пищальники, то теперь здесь проживают и крестьяне, а также ремесленники — кузнецы и кожевники. Более того, пищальники тоже постепенно начинают заниматься земледелием и ремеслом, среди них есть уже кузнец и сапожник. Все это связано, несомненно, с тем, что военная опасность в XVII в. уходит и бывшим военным людям приходится искать новое место в жизни. Население округа увеличивается за счет крепостных, которых переселяют сюда Строгановы, а также за счет беглых людей из Поморья. В 1698 году здесь осели бежавшие от репрессий Петра I стрельцы, а немного позднее староверы, скрывающиеся от переписи. Строгановы имели право принимать в свои вотчины людей «неписьменных», то есть беглых. Переселенцы основывают свои починки, где изначально проживают отдельно со своей семьей, постепенно починки перерастают в деревни. Кроме того, население растет еще и за счет обращенных в христианство коми-пермяков, коренных жителей этого края. В числе первых встречаются фамилии Болотовых, Бояршиновых, Ширинкиных, Власовых, Пономаревых. Так заселялась очёрская долина, и прилегающие к ней местности, в том числе Очёрский Острожек, который, в последствии, вырос в большое торговое село.