СИЗО-1 (Екатеринбург). Централ в центре!

В начале XIX века в столице горнозаводского Урала стало необходимым строительство современного пенитенциарного учреждения. Существовавший здесь ранее деревянный острог не соответствовал задачам реформы отечественного тюремного ведомства, которая началась в 1819 – 1821 годах. Кроме того, новый тюремный замок был необходим для предотвращения роста преступности на Урале, а также в связи с активизацией движения по Сибирскому тракту - главной транспортной артерии России.

В феврале 1827 года уральской Горной канцелярией и генерал-губернаторством было выдвинуто предложение построить в Екатеринбурге тюрьму. Проекты направили в строительный комитет при Министерстве внутренних дел России, где был подготовлен план тюремного замка, рассмотренный и утвержденный императором Николаем I 20 ноября 1827 года.

12 июля 1828 года был заложен и освящён первый камень в основание «Екатеринбургского централа». Это событие считается одной из важнейших памятных дат становления пенитенциарного дела на Урале.

Строительство Екатеринбургского тюремного замка возглавил известнейший уральский архитектор М.П. Малахов. 18 июля 1828 года он доложил в Горную канцелярию, что он будет, воздвигнут «… к городу главным, а к Московской дороге боковым фасадом…» Строили тюремный замок быстро и качественно. Основание корпусов было выложено особыми «клеймёными» кирпичами с екатеринбургской фабрики Густомесова, где изготавливали лучший на Урале кирпич. Строительство «Екатеринбургского централа» успешно завершили в августе 1830 года.

«Централ» был опоясан каменной оградой и состоял из двух каменных двухэтажных корпусов, в которых имелись больница и часовня. На территории тюремного замка были размещены трёхэтажный смотрительский дом, кухня, баня и кузница.

Первый корпус тюрьмы на 109 человек предназначался для местных осуждённых. Здесь имелись 2 комнаты для опасных преступников на 12 мест, 3 большие комнаты, общей вместимостью на 56 человек, для мужчин, привлеченных к ответственности или осужденных «по разным преступлениям», 1 комната для женщин на 7 мест, а также 2 рабочие комнаты для мужчин и женщин. На втором этаже этого здания обустроили часовню, а также камеры больницы и для малолетних преступников.

Корпус №1 Екатеринбургского тюремного замка - одно из сохранившихся исторических сооружений ИЗ-66/1. Внимание посетителей привлекает красивая архитектура центральной части фасада, третий этаж над которой был надстроен в ХХ веке.

В корпусе №2 была размещена пересыльная тюрьма, рассчитанная более чем на 300 мест. На первом этаже были обустроены 6 камер для мужчин на 150 мест, а на втором имелись 4 камеры для мужчин на 110 мест и 2 камеры для женщин на 46 мест. Рядом с корпусами возвышался трехэтажный смотрительский дом, где были оборудованы помещения для караульного офицера и солдат, комнаты конвойной команды, квартира смотрителя замка и камеры для «секретных арестантов»…

Первым начальником Екатеринбургского тюремного замка стал унтершихтмейстер (фельдфебель) Колосов. Охрану тюрьмы возглавил подпоручик уездной инвалидной команды Щелгачев. Старшиной часовни был назначен статский советник Зырянов, а заведующим хозяйственными делами стал строитель Егоров.

В начале ХХ века в Екатеринбургском тюремном замке побывали представители революционных организаций, участники террористических актов и восстаний, имевших место на Урале в 1903 – 1907 годах. 19 ноября 1906 года злоумышленники взорвали бомбу в размещавшейся в одном из зданий «Екатеринбургского централа» служебной квартире начальника учреждения. Несмотря на то, что пострадавших не оказалось, этот теракт вызвал большой общественный резонанс…

Но условия содержания заключенных в «централе» оставались гуманными. В 1907 году отбывавший здесь наказание 22-летний революционер Яков Свердлов, избранный старостой камеры №7 и мужского корпуса, организовал «культурно – спортивную команду». Осужденные устраивали коллективные чаепития, спортивные состязания и «читательские занятия», на которых рецензировались книги и газеты. Доставка литературы была бесперебойной.

В 1911 году площади «Екатеринбургского централа» увеличились - на его территории был воздвигнут двухэтажный кирпичный корпус с железобетонными перекрытиями. Тюремный замок пополнился 32 общими, 6 маломестными и 12 одноместными камерами для уголовных и политических заключенных, а также 5 камерами для осужденных хозяйственной обслуги. В новом корпусе имелись 7 административных помещений – кабинетов и складов.

В период Гражданской войны в стенах «Екатеринбургского централа» побывали противники и сторонники Советской власти, участники убийства семьи императора Николая II, члены различных политических партий и монархисты, а также лица, взятые в качестве заложников, уголовные преступники... Учреждение сменило ряд названий – от «политического замка» и «тюрьмы №1» до «исправительного рабочего дома» и «Свердловского изолятора специального назначения».


Начальником тюрьмы №1 в 1918 – 1919 годах был ротмистр жандармерии П.П. Шечеков. Осенью 1919 года «централ» был преобразован в исправительный рабочий дом №1, который возглавил Семен Никифорович Ураков. Исправительный дом №1 состоял из 2 каменных корпусов постройки 1828 - 1830 годов. В 1920 году было построено отдельное деревянное здание конторы учреждения. Кроме того, соорудили и реконструировали вспомогательные строения – корпус для женщин с 5 камерами и карцером, баню, конюшню и квартирный флигель для руководства.

Оперативная обстановка была неспокойной, и администрация исправдома неоднократно обращалась в войсковые штабы и в губернское Главное управление местами заключения с просьбами о дополнительном выделении винтовок и патронов. В середине 20-х годов в «Екатеринбургском централе», начальником которого в то время был К.П. Мацейко, удалось решить проблему некомплекта личного состава, и на работу в изолятор принимали в конкурсном порядке.

В 1925 году служебные квартиры получили 36 сотрудников учреждения. Было налажено снабжение сотрудников продовольственными пайками.

«Екатеринбургский централ» 20-х годов стал важным звеном развития инфраструктуры столицы Урала. Силами заключенных исправдома и следственного изолятора №1 был восстановлен ряд промышленных предприятий, в том числе и Верх-Исетский кровельный завод. В 1922 - 1925 годах на ВИЗ регулярно направляли до 500 заключенных. Благодаря налаженной охране, попытки побега с «внешних работ» были редкими. Исправдом №1 был рассчитан на 550 мест, но уже в 1923 году в нем находились 1148 заключенных, а к концу 1926 года - 2214. Благодаря усилиям администрации, условия содержания изменялись в лучшую сторону. Освоение выделенной учреждению пахотной земли и покосов помогло укрепить продовольственную базу. В 1926 году на огородах «централа» было собрано 5475 пудов картофеля, капусты, свеклы и других культур. Этого хватало и на собственные нужды, и для реализации на рынке. А развитие животноводства позволило обеспечивать молоком осужденных женщин и несовершеннолетних правонарушителей.

В годы «НЭПа» заключенные «Екатеринбургского централа» пользовались и коммерческой лавкой, в ассортименте которой были голландский сыр, селедка, колбаса, белый хлеб, семга и другие рыбные деликатесы. Почти все осужденные получали неплохую зарплату, и средства на приобретение этих товаров у них имелись.

В середине 20-х годов в «Екатеринбургском централе» действовали кузница, бочарное заведение, слесарная и сапожная мастерские. В две смены работала типография, в штате которой состояло до 170 заключенных и вольнонаемных. В переплетном цехе были установлены линовальные, сшивальные и перфировочные машины, нумеровочный агрегат, резальные станки и прессы. «Весомым» было хозяйство наборного отделения, где имелись «196 пудов металлических и 25 пудов деревянных шрифтов». Печатный цех составляли 4 плоскопечатные машины, в том числе и 2 американских. Выполнение заказов типографии было основной задачей художественной мастерской «централа».

«Ярким» событием в жизни учреждения стало появление в его стенах «лампочек Ильича». К началу 1926 года в изоляторе было оборудовано более 300 «точек электрического горения».

Воспитательная работа с осужденными строилась на основе разрядной системы. Заключенные подразделялись на четыре разряда: штрафных, испытуемых, исправляющихся и образцовых.

В 1931 году изолятор №1 был подвергнут реконструкции. Были построены четырехэтажный корпус №4 и двухэтажный корпус №9. В новостройках были оборудованы 9 общих, 48 маломестных и 4 одноместных камеры, а также 34 помещения для административно – хозяйственных нужд и 9 комнат для хозобслуги.

В 1945 – 1954 годах в Свердловской тюрьме №1 содержали более двух десятков высших военных чинов фашистской Германии, личного адъютанта Гитлера, сына немецкого фабриканта Круппа и других военнопленных.

В ее стенах в 30 – 40 г.г. оказались, например, знаменитые артисты Г.С. Жженов и Т.К. Окуневская. В 1998 году заслуженная артистка СССР Татьяна Окуневская, приехав в Екатеринбург, посетила Музей истории СИЗО-1 и оставила автограф со словами благодарности в Книге отзывов.

В 60 – 70-е годы состоялось обновление материально-технической базы «Екатеринбургского централа», совершенствовались формы и методы оперативно-служебной деятельности. В 1963 году Свердловской тюрьме №1 вернули название следственного изолятора. В 1954 - 1982 годах в СИЗО-1 были построены 8 новых зданий и вспомогательных строений. Важнейшими сооружениями стали отдельный двухэтажный карцерный корпус №8, где имелись 3 маломестные камеры и 25 карцеров, трехэтажные корпуса №6 и №3, в которых было более 70 общих, 25 маломестных и 13 одноместных камер, а также почти 100 административно-хозяйственных помещений.

В 1969 – 1971 годах был сдан в эксплуатацию и трехэтажный административный корпус, где разместились овощехранилище, гараж, архив, аптека, рентген-аппарат и часть медицинских кабинетов, общежитие и столовая для личного состава, а также актовый зал. В 60-е годы во все режимные корпуса провели централизованное водоснабжение, каждая камера была оборудована санузлом. Старинные нары заменили металлическими кроватями, печное отопление уступило место централизованному водяному, а в пищеблоке вместо паровых котлов поставили электрические.

В 70-е годы в СИЗО-1 реконструировали систему ограждения – на месте деревянных заборов построили кирпичную стену, по всему периметру которой были смонтированы охранные комплексы «Графит» и «Ночь-12».

В 1978 году было завершено строительство корпуса №6, где разместили склад личных вещей спецконтингента. Это позволило упорядочить хранение имущества арестованных и осужденных. На крыше этого корпуса оборудовали 25 прогулочных участков, заменивших «дворы», которые препятствовали развитию хозяйственных служб. Для улучшения снабжения изолятора картофелем и овощами, использовались площади в хозяйствах «Свердловское», «Уралэлектромедь», в поселке Мурзинка. Создавалась база хлебопекарного и макаронного производства, позволяющая учреждению и сегодня не только удовлетворять собственные потребности в хлебобулочных и макаронных изделиях, но и поставлять в екатеринбургские торговые центры выпекаемый в строгом соответствии с требованиями лицензий хлеб высшего качества.