д. Крохово, Казанский тракт, 21

Онлайн-музей. Взгляд в прошлое: история Казанского тракта.

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ САВИНСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ

614513, Пермский край, Пермский район, д. Крохово, Казанский тракт, 21

Телефон: + 7 (342) 297-95-71

e-mail: savinoclub@mail.ru

Своей историей дороги в России уходят вглубь веков, а как «определенный путь между населенными пунктами, поддерживаемый в порядке и исправляемый», появляется лишь в XIII веке. А с конца XV века встречаются и первые указания, регламентирующие движение по дорогам, и создаются так называемые ямы, то есть дворы, обязанные иметь определенное число ямщиков и лошадей за освобождение от повинностей. Дороги в основе своей были грунтовые и содержались очень плохо, но, несмотря на это, ездили по ним сравнительно быстро.

История же Казанского тракта началась с конца XVII в., когда по приказу вятского воеводы А. Л. Римского-Корсакова удмурты построили дорогу от Дебесс до строгановской д. Дубровы. По ней стали ездить в Сибирь и Соликамск вятчане и др. русские люди, притесняя удмуртов. Последние обратились в 1694 г. к царю с просьбой закрыть дорогу, что и было сделано в окт. 1696 г.

Хотелось бы отметить, что Казанский тракт (современное название с конца XIX в.) – часть Московско-Сибирского тракта в пределах Пермcкого края через село Верхние Муллы от с. Большие Чепцы (Удмуртия) до г. Перми, протяжённостью современной трассы 165 км. А ведь местные жители привыкли думать, что Шоссе Космонавтов – бывший Казанский тракт, а улицы Сибирская и Героев Хасана – Сибирский. Хотя с имперской точки зрения это одна и та же дорога.

Имеется еще одна причина, по которой пермяки тракт «поделили». В 1824 г., к приезду императора Александра I, в уездном городе были возведены две пары обелисков по проекту Ивана Свиязева, ведь в городе в то далекое время было две заставы – Сибирская и Казанская. Обелиски стали воротами города и закрепили названия двух транспортных веток. Деление тракта на две части могло закрепиться в бытовом сознании потому, что Большой Сибирский тракт «строили по частям». В 1775 году названия «город Пермь» еще не знали, а дорогу в нашу сторону уже тянули. Пять лет возводили мосты через малые и большие реки, стелили гати через болота, устраивали почтовые станции, постоялые дворы.

С началом же русского освоения Сибири, упрочением связей, организацией государственной почтовой службы, в начале XVIII века начинает действовать Большая Сибирская дорога: согласно Указу Петра I об учреждении пути, соединяющего Центральную Россию с Сибирью. Ездили в Сибирь тогда через Очёрский Острожек (Острожку) и Ново-Никольскую слободу (Осу). Когда ее строили, Перми еще не было, да и предшественник города – Егошихинский завод – появился позже. Так запрет на пользование дорогой правительство сняло в 1724 г., когда было решено использовать её для почтовых нужд.


Генеральная карта Пермской губернии с показанием почтовых и больших проезжих дорог, станций и расстояние между ним в верстах. Составлена в Санкт-Петербурге в 1824 г.

Однако прокладка Большого Сибирского тракта реально осуществилась при императрице Елизавете Петровне в 1733 – 1735 годах. При Екатерине II проведена комплексная перестройка Сибирской дороги. Таким образом, к концу XVIII века сложились две ветки Сибирского тракта: на севере – Петербуржско-Вологодская, на юге – Московско-Казанская. Основными пунктами тракта были: Москва – Владимир – Казань – Пермь – Екатеринбург – Тюмень – Тобольск – Томск – Ачинск – Красноярск – Канск. Только в середине XVIII в. возникла необходимость проложить участок дороги от деревни Полуденной до деревни Култаево. Называли эту дорогу Казанский тракт. До сих пор это название бытует у пермяков, и потому случилось у нас путаница с трактами. Так, в 1780 году по указу Екатерины II была начата постройка Казанского тракта от города Перми до Казани. На строительство дороги было собрано много крепостных крестьян. Более 50 тысяч крестьян работало на этом строительстве. С раннего утра до поздней ночи примитивными орудиями труда – лопатой, кайлом, ломом, топором и тачкой работали крестьяне. Много слез и человеческой боли видел этот тракт, звон кандалов политических ссыльных, свист плетей, ругань и наказания надсмотрщиков. Питание было очень плохое, среди крестьян вспыхивали эпидемии разных болезней, врачей не было, за малейший отдых крестьян избивали до полусмерти. Потихоньку тракт обрастал поселениями.

Как и многое другое в царской России, движение по почтовым трактам было строго регламентировано. Ежегодно выпускались «Почтовые дорожники Российской Империи», где, помимо специальных сведений (указатели городов, сел деревень, почтовых станций, расстояний между ними, характеристики дорог и т.п.), помещались «Правила для проезжающих на почтовых лошадях» и «Расписание в какое время, по сколько почтовых лошадей и в какие экипажи запрягать для проезжающих по обыкновенным дорогам».

К этому надо добавить, что для проезда необходимо было получить специальный документ — подорожную. В ней указывались маршрут следования, имя проезжающего, количество подвод и лошадей, которые ему следовало поставить, порядок платы проезда и цели поездки.

Самыми популярными типами летних повозок были телега, коляски, кибитки, тарантасы и кареты. Телега относилась к очень простым и весьма древним четырехколесным безрессорным крестьянским или ямским повозкам незатейливой формы. Она чаще всего запрягалась одной лошадью и сохранила неизменными свои формы вплоть до сегодняшнего дня.


Регламентировалась и скорость движения по тракту. Она устанавливалась в 12 верст в час по шоссе, а по обыкновенной дороге в летнее и зимнее время не менее 10 верст в час, осенью и весной 8 верст. Правила предписывали заведующим станциями немедленно исполнять все правильные требования проезжающего, не позволять себе ни малейшей грубости. В случае неисполнения этого проезжающий мог написать жалобу в установленную для этого книгу. Жалобная книга, как и книга для записывания выходящих в гон лошадей, припечатывалась к столу или стене в комнате для проезжающих, чтобы её можно было видеть и невозможно “было для утайки от проезжающих класть в ящик стола”. Записанная проезжающими жалоба, согласно правил, должна быть рассмотрена не позже месячного срока. На каждой станции проезжающие могли купить молоко, яиц, “простую горячую пищу”, пользоваться самоваром и необходимой посудой по таксе.

Известно, что дороги казались пространством неверным и тревожным. Опасности там бывали вполне реальными – волки, разбойники, метели, хлипкие мосты, ухабы и раскаты, столкновения с встречными на узком пути, переворачивания повозок и т. п. Но были и такие опасности, которые понимались мифологически. Именно на дорогах, во время дальнего странствия, людям мерещились призраки и привидения, к дорогам выходили лешие и прочая «нечисть», там происходили разнообразные необъяснимые явления. Вот и призрак императрицы показывался людям в тех местах, где пролегали «екатерининские» дороги.

Поскольку тракт был пересылочным путем в Сибирь для осужденных на каторгу и поселение, для них по пути следования были построены этапы, полуэтапы и пересыльные тюрьмы. Вид арестантского обоза был неотъемлемой частью окрестного пейзажа. Но относиться к этому явлению местной жизни уральцы научились по-своему. В домах, стоявших неподалеку от тракта, принято было оставлять горшки с едой: для того, чтобы беглые арестанты смогли поесть и уйти незамеченными. Среди пермских крестьян сложилась традиция подносить арестантам, идущим по тракту, милостыню, при этом благодарить за то, что ее приняли. Только в 1872 г. по Казанскому тракту прошло 11 669 арестантов.

Помимо Полуденной и Култаево деревня Хмели на Казанском тракте упоминается в исторических источниках, начиная с XVIII в. По ней отмеряли протяженность Казанского тракта в пределах Пермского района. Хотя деревня оставалась на месте, расстояние изменялось, потому что Хмели переходили из рук в руки административным путем. В 1958 г. деревню включили в городскую черту – длина районной части тракта сократилась. В 1995 г. Хмели вернули в район – тракт вновь нарастил протяженность.

В 1965 г. после приземления космического корабля «Восход-2» в 75 км от города Березники космонавты на вертолете были доставлены в аэропорт Большое Савино и проехали в Пермь именно по Казанскому тракту. В память об этом событии дорога от Перми до Большого Савино сменила название. Теперь это шоссе Космонавтов – улица, которая проходит через две административные единицы, город и район, имея сквозную нумерацию.

Наиболее крупные современные населенные пункты на Казанском тракте на территории Пермского района – Юго-Камский, Култаево и Песьянка.

Таким образом, в конце XIX века Сибирский тракт уже не мог удовлетворить транспортные потребности российской экономики, началось сооружение железнодорожной Транссибирской магистрали. Значение гужевого Сибирского (и Казанского) тракта ослабело.

Фрагмент карты из книги Н.А.Волошинова «Сибирская железная дорога» (СПб., 1890) с обозначением вариантов решения транспортного вопроса Западной Сибири.

В 1907 г. Казанский почтовый тракт имел местное уездное значение и использовался только на территории Пермского уезда. Он имел протяженность в 64 версты (ст. Пермь, Култаево, Полуденская, Оханск). В 1916 г. Казанский тракт включал в себя уже 3 станции: Пермская, Култаевская и Полуденская. С завершением строительства в 1992 г. новой автомагистрали Пермь – граница Удмуртии (через Краснокамск и Очёр) его роль упала до областного масштаба. Сейчас это самая оживленная автомобильная трасса, оснащенная новейшим оборудованием.

.

Литература:

1. Адрес-календарь и памятная книжка Пермской губернии на 1907 г. Пермь, 1907. С. 135.

2. Адрес-календарь и Справочная книжка Пермской губернии на 1917 год. Пермь, 1916. С. 155.

3. Волошинов Н.А. Сибирская железная дорога. СПб., 1890.

4. Казанский тракт // Энциклопедия “Пермский край”. Адрес доступа: http://enc.permculture.ru/showObject.do?object=1804112065

5. Пермский район – территория устойчивого роста. Пермь, 2015. С. 68-70.

6. Смышляев Д. Д. К истории путей сообщения в Пермской губернии // Сборник статей о Пермской губернии. Пермь, 1891. С. 220-260.