Участник 24. Косулино

Косулино. С 1735 года она упоминается уже как станция на Сибирском тракте.

ул. Ленина, 55, Косулино, Свердловская обл., Россия, 624055

История Косулино

История построения и освящения каменного храма святых мучеников Флора и Лавра

Многим известно, что на Сибирском тракте, в 25 верстах от г. Екатеринбурга и в 4 верстах от ст. «Косулино» Тюменской ж.д., находится село Косулино, обыватели которого в прежнее время занимались извозным промыслом и гоньбой ямщины. Легкий способ наживы, при громадном движении по сибирскому тракту, служил, однако не к пользе Косулинцев. Как легко наживалось, так легко и проживалось. О нравах и говорить нечего.… Но вот прошла вблизи села Тюменская ветка железной дороги, а с нею потерял свое значение и сибирский тракт. Поневоле пришлось Косулинцам взяться за неизвестное им дотоле земледелие. Захваченные почти врасплох Косулинцы первое время приуныли. Но, по милости Божией, скоро освоились со своим новым положением и прежде всего, решили построить в своем селе храм. Первый храм они устроили из часовни, деревянный в 1877 году, и храм этот и доселе существует в том самом виде, как был построен. Обращая часовню в храм, жители предполагали в скором времени приступить к постройке нового храма. Но не так вышло на самом деле. Не прошло и пяти лет как село постигло большое несчастие. 15 мая 1883 года возник пожар, в пламени которого погибла самая лучшая половина села. Огнем было опустошено все вокруг храма, который по милости Божией остался цел и невредим. В огне погибли все причтовые помещения. После этого стихийного бедствия нечего, кажется, было, и думать о постройке нового храма. Но щедр и милостив Господь и пути Его Промысла неисповедимы.


Благосостояние Косулинцев год от года скоро стало улучшаться, начали появляться новые хорошие дома и население значительно увеличилось. Только один храм Божий имел убогий вид, далеко не гармонировавший с обывательскими домами. При малочисленности прихода, не смотря на настоятельную нужду в новом храме, трудно было решиться на постройку нового храма. И, действительно, что могли дать 180 домохозяев! Но, «любящим Бога все содействует на благое», говорит апостол Павел. Благодаря неусыпной заботе бывшего церковного старосты, а ныне члена Строительного Комитета Н.Т. Слепухина, открыто было в с. Косулине церковно-приходское Попечительство. Его целью было заботиться об изыскании средств на постройку храма. За 6 лет существования Попечительством было собрано деньгами около 2000 рублей, заготовлено строительных материалов на 1500 рублей и скоплено церковного капитала до 4000 рублей. Заказали план на постройку нового храма и смету. Когда получилась смета на эту постройку, то оказалось, что на последнюю потребуется до 20000 рублей. Где взять такую сумму? Вот вопрос, беспокоивший членов попечительства. Председателем попечительства в то время состоял священник о. Конев – старец преклонных лет и человек болезненный. Идти далее выработки плана и сметы он не осмеливался. Вместо ушедшего заштат о. Конева в марте месяце 1903 года в с.Косулино перемещается священник из Пермской епархии о. Знаменский, при котором дело постройки храма стало быстро подвигаться вперед. Над делом Божиим, видимо стали сбываться слова сына Сирахова: «в руце Господа власть над землею и человека потребного воздвижет во время на ней» (10 глава 14 стих). Запасшись деньгами и материалом, Строительный Комитет в 1905 году возбудил ходатайство пред Епархиальным начальством о разрешении произвести закладку нового каменного храма в честь святых мучеников Флора и Лавра. Вскоре просимое разрешение было получено и 27 июля 1905 года, по благословению Преосвященнейшего Владимира, бывшего Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, была совершена местным благочинным протоиереем Н. Макушиным, закладка храма. В торжестве участвовало окружное ближайшее духовенство. Стечение народа было необычайное, о чем отчасти можно судить по одному тому, что пожертвований в день закладки было собрано около 700 рублей.

По мере того, как стал воздвигаться новый храм Божий, стал увеличиваться и приток пожертвований на это доброе дело. Последнему обстоятельству оказал большое содействие Торговый Дом И.М. Беленкова и Сыновья. Если бы не эти благодетели, то много пришлось бы Строительному Комитету претерпеть невзгод при изыскании средств на постройку. Благодаря тому, что Ив. М. Беленков разрешил поставить в конторе при своей мельнице, отстоящей от с. Косулино в 4 верстах, сборную кружку, средства Комитета почти никогда не оскудевали. В кружку эту, согласно приговора Косулинского сельского схода, взималось с каждого ввозимого и вывозимого воза пшеницы и крупчатки по одной копейке и по две копейки с каждого рубля заработанного лицами принадлежавших к Косулинскому обществу. За время строительства храма сбора этого поступило 900 рублей. Кроме этого, из личных средств г. Беленковы пожертвовали на окончательную отделку 500 рублей, да и во всякое время не отказывали в своей денежной помощи. Крупные пожертвования поступили еще от следующих лиц: Н.Т. Слепухина 200 рублей, от Ксении Колобовой 300 рублей, от священнической вдовы Гл. С. Лазаревой 100 рублей, Абрама Меньшикова 100 рублей, Параскевы Мих. Сысковой 323 рубля 50 копеек и мн. др.


Мы не будем говорить о той духовной радости, которая была заметна на лицах всех Косулинцев, не ожидавших такого быстрого хода постройки храма. Посланные по разным селениям сборщики на храм также радовали своим усердием. Особенно из них потрудились Ив. Сидорович Косулин, Д. Иванович Прибавкин, Федор Константинович Слепухин и Иван Федорович Черепанов. Но все это капля в море. Задача предстояла для Комитета очень трудная…. Нужно было продолжать начатое дело, а средств было крайне недостаточно. Строительный Комитет, благодаря горячему участию своего председателя и достойных сотрудников, казначея и всех членов, не падал духом. Все они во время постройки храма, в своем родном селе видимо руководствовались словами апостола Павла «тщанием не ленивы, духом горящи, Господеви работающее» (Рим. 12 глава 2 стих). Это значит, к церкви не ослабевайте, духом пламенейте, Господу служите. В этих словах Священного Писания указываются те свойства – черты, из которых слагаются личные характеры, столь ценимые на всяком поприще общественной деятельности. Дух их с жадностью ищет добрых дел, с быстротою пламени их обнимает и стремится от одного к другому единственно потому, что они его питают и возвышают. Делать добро и одно только добро их потребность, свойство их природы. За ними не нужны смотрители и ревизоры, они выше всякой ревизии, они не боятся суда закона, потому что закон воплощен в них самих, они освещают все вокруг себя пламенем чистым и святым, они находят для себя пищу – дело всегда и во всем, где есть люди, где есть жизнь. Кто их может воспитать кроме самого Христа и Духа Божия? – Таков нравственный облик строителей дома Божия в с. Косулино.

Здесь уместно вспомнить и о других трудниках на поприще строительства сего храма, по воле Божией не доживших до конца постройки. Это – старцы: Тимофей Хар. Плещеев – неустанный надсмотрщик при заготовках кирпича, Григорий Лар. Косулин – труженик по сбору пожертвований с кружкой по соседним приходам и еще такой же труженик Емелиан Алекс. Плещеев, умерший во время сбора. Пусть же этим трудникам легкой будет земля, сокрывшая их от нас, а имена их да поминаются вечно в новом храме .

Вот при каких условиях происходила постройка храма в с. Косулино. Ряд за рядом ежегодно возвышались стены храма и как он был чудом Божиим в четыре строительных сезона из ничего создался столь величественный храм. Еще в сентябре 1909 года храм вчерне уже был готов, оставалось только покрыть на колокольне крышу и настлать полы, что и было сделано летом 1910 года. В этом году ко дню годовщины закладки храм окончательно уже был готов и 25 июля 1910 года было назначено поднятие крестов на вновь созданный храм, но по случаю ненастной погоды, это торжество не могло состоятся и было перенесено на 1-ое августа. В этот день, при чудесной погоде и громадном стечении богомольцев, были водружены три железных – золоченных креста на новом храме. Воодушевленные тем сочувствием, которое проявилось при поднятии крестов, строители вскоре стали подумывать об освящении сего Дома Божия. Вскоре после того наше село посетил Преосвященный Митрофан, Епископ Екатеринбургский и Ирбитский. Осмотрев старый храм, Его Преосвященство проследовал в новый, воздвигнутый рядом со старым. Вот как говорится в дневнике путешествия Его Преосвященства об этой постройке: «солидность постройки, масса света, открытые арки без ненужных тяжелых колонн, достаточная высота, просторный купол и т.п., все это производит весьма приятное впечатление и свидетельствует о большом понимании дела со стороны руководителей постройки, каковым по общему признанию присутствовавших прихожан является настоятель храма о. В. Знаменский. Его прихожане называют и главным строителем.» Затрудняясь в средствах на приобретение нового иконостаса, настоятель и прихожане просили Владыку разрешить им перенести в новый храм, иконостас из старой церкви, на что и было получено благословение Владыки. Получив это разрешение, строители первого сентября 1910 года после краткого молебна в старом храме сами помогли мастерам разобрать иконостас и перенести в новый. А для того, чтобы не прерывать совершение богослужений в старом храме временно были устроены подставки для наиболее почитаемых икон и при таком устройстве службы Божии ежедневно продолжали совершаться. Иконостас по новому храму оказался очень мал по высоте, но что же делать? На первое время и это хорошо. А дальше никто, как Бог, и добрые люди, быть может, со временем найдутся средства для постановки и нового иконостаса. Вот уже и 14 сентября. Время летит и подвигается ко дню освящения храма. Его Преосвященство во время своего пребывания в с. Косулино выразил готовность прибыть на освящение сего нового храма и строители, предполагавшие сначала назначить днем освящения 26 сентября или 3 октября, по обсуждении всех обстоятельств, решили просить Его Преосвященство через своего настоятеля назначить днем освящения храма 10 октября, на что и получено было согласие Его Преосвященства 21 сентября. С этой поры снова закипела работа по украшению нового храма. Кто заботится о внутреннем убранстве, кто снаружи занят уборкою разной рухляди и мусора от постройки, - всем находится работы вдоволь.

Прошел день Покрова Божией Матери. Народ ежедневно кишит около храма, и внутри него. Как приятно выглядит старый иконостас в новом храме. Строители его выкрасили заново под цвет бирюзы, так, что и полинявшая золоченая резьба как будто стала гореть ярче. Утварь из старого храма, как поновлена, посеребрена и горит как новая, а в середине в главном куполе гордо красуется обнова паникадило в три яруса свечей. Это дар незабвенного труженика строителя Алексея Ипат. Трапезникова. Последний незадолго до своей смерти (умер в 1910 году 30 августа) передал по духовному завещанию в пользу церковно-приходского Попечительства дом со всеми постройками и усадьбой, а также и деньгами одну тысячу четыреста рублей. Из них 200 рублей на благотворительность в приходе, 200 рублей на новый иконостас, а 1000 рублей на утварь в новый храм. Поэтому и было приобретено на его капитал: паникадило, серебряное Евангелие, Крест напрестольный, семисвещник, хоругви и мн. др.

Все, кажется, готово. Среди алтаря красуется престол, укрепленный в мраморной шлифованной плите с надписью: «заложен сей храм27 июля 1905 года, освящен 10 октября 1910 года Его преосвященством, епископом Митрофаном, при настоятеле священнике Василие Знаменском, старосте Гаврииле Маклекове и члене сотруднике Николае Тим. Слепухине».


Освящение храма в с. Косулинском.


«В воскресенье, 10 октября, Его Преосвященством в селе Косулинском, Екатеринбургского уезда, совершен чин освящения новосозданного храма в честь св. мучеников Флора и Лавра.


Принять молитвенное участие в этом редком торжестве собралось громадное множество народа, так что ко времени пребытия Владыки (в 9 ч.у.) церковь была уже переполнена богомольцами. Непоместившиися в храме густой толпой стояли на улице. Казалось, прибывшему Архипастырю трудно будет проникнуть сквозь эту сплошную стену человеческих тел. Но, нет: едва лишь Владыка подошел к толпе, как она потеснилась, образовав узкий проход, который тотчас, же сливался, как только по нему проходил Архипастырь. И при этом - ни тени замешательства, ни шума, ни криков! Все делалось как бы само собой, по заранее обдуманному плану, без усилий со стороны представителей полиции.


Кругом виднелись молитвенно сосредоточенные лица, серьезные, величавые…


Невольно чувствовалось, что собравшиеся люди, пришли не из простого любопытства, что сердца их горят огнем веры, их мысли сосредоточены на важности предстоящего момента. При взгляде на это море молитвенно склоненных голов невольно окрылялся дух, а мысль дерзновенно парила к Тому, Кто некогда изрек: где два или три, собраны во Имя Мое, там Я посреди их…..


По облачении священнослужителей началось освящение храма. С клироса, на котором стоял Архиерейский хор, тихо лилось стройное пение псалмов, прерываемое по временам торжественными возглашениями Архипастыря. Из алтаря до слуха народа доносится то гулкий стук забиваемых гвоздей, то тихий плеск воды… Толпа начинает волноваться. Религиозный экстаз достигает высшей точки напряжения. Слышны глубокие молитвенные вздохи, глухой шум колышущейся толпы, где каждое крестное знамение достигнуто путем чрезвычайных усилий…


Вновь отверзаются царские врата. Из алтаря выходит Архипастырь в сопровождении священнослужителей для миропомазания и окропления святой водою стен храма. Толпа вновь расступается и дает проход, внимательно следя за действиями священнослужителей. Вот в алтаре возжигается свеча Архипастырем и через минуту храм освещается массою горящих свечей. Торжественно идет крестный ход в старую церковь за святыми мощами, а по выходе оттуда идет кругом новой церкви и входит в нее при пении: Господь Сил, той есть Царь Славы!...


Расправляются морщины на челе богомольцев, светлей становятся их лица. Два часа службы промелькнули как то незаметно для всех. Последний раз гремит под сводами храма громогласное «Многая лета» и затем смолкает все. Чин освящения закончен, но память о нем еще долго, долго будет жить среди населения, и долго будет служить этот день особою эрою, от которой станет вести свое летоисчисление косулинский обыватель. Пройдут десятки лет. Теперишнии дети успеют состариться и, вспоминая былое, станут так начинать свои рассказы внукам:


- Это было вскоре после того, как Архиерей святил у нас церковь…

Источник