«Екатеринбургский централ»: главная тюрьма Урала. Экскурсия

СИЗО №1: камеры, карцеры, столовые, душевые... Экскурсия для тех, кто пока не побывал здесь.

Наша интернет-газета продолжает серию очерков о свердловских тюрьмах. На этот раз объектом нашего внимания стало одно из старейших российских пенитенциарных учреждений – СИЗО-1 в Екатеринбурге. Действующая тюрьма, которая является памятником архитектуры и обладает настолько богатой историей, что все факты с трудом умещаются в один материал.

На территории Свердловской области действуют шесть следственных изоляторов – это СИЗО-1 в Екатеринбурге, СИЗО-2 в Ирбите, СИЗО-3 в Нижнем Тагиле, СИЗО-4 в Камышлове, женский следственный изолятор №5 в уральской столице и самый новый изолятор №6 – в Кировграде. Сейчас неподалеку от деревни с говорящим названием Бутырка строится СИЗО-7 на 1 тыс. мест, по плану сдать объект должны в 2017-м году. Екатеринбургское СИЗО-1, иначе говоря Екатеринбургский централ или, как его называли раньше, Тюремный замок, – одна из старейших тюрем в России и самое старое из сохранившихся пенитенциарных заведений в Свердловской области.

Первый камень в основание «централа» был заложен 12 июля 1828 года. Строительство новой тюрьмы возглавил известный архитектор – один из зодчих Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге – Михаил Павлович Малахов. В уральской столице из его творений также сохранились Дом Малахова, усадьба Расторгуевых-Харитоновых на Вознесенской горке, собор Александра Невского в Ново-Тихвинском женском монастыре.

Строили тюремный замок быстро и качественно. Основания корпусов выложили особыми «клеймеными» кирпичами с екатеринбургской фабрики Густомесова, где изготавливали лучший на Урале кирпич. Строительство «Екатеринбургского централа» завершили в августе 1830 года.

«Централ» был опоясан каменной оградой и состоял из двух каменных двухэтажных корпусов, в которых имелись больница и часовня. На территории тюремного замка были размещены трехэтажный смотрительский дом, кухня, баня и кузница.

За богатую историю тюрьмы в ней перебывал самый разнообразный контингент. Отставной полковник внутренней службы Алексей Болковский в своей книге, посвященной СИЗО, пишет, что в 1907 году тюрьма стала последним приютом для приговоренных к смерти нескольких десятков участников террористических актов и восстаний. В это же время здесь отбывал заключение 22-летний революционер Яков Свердлов, избранный старостой сначала камеры № 7, а потом и всего мужского корпуса. Как указывает Болковский, Свердлов в «централе» не скучал: организовал «культурно-спортивную команду». Осужденные устраивали коллективные чаепития, спортивные состязания и «читательские занятия», на которых рецензировались прочитанные книги.

По воспоминаниям ветеранов изолятора, с 1945 по 1954 годы в нескольких одиночных камерах СИЗО содержали до десятка и более заключенных-военнопленных из числа высшей элиты поверженной фашистской Германии. В Свердловске отбывал заключение майор Гюнше, состоявший в должности личного адъютанта Гитлера, а также сын немецкого олигарха Круппа, некий Геральд фон Болен унд Гальбах.

Во времена Советского Союза «централ» был одной из четырех тюрем, где осуществлялась смертная казнь. На специальном форуме «СИЗО.ру» указывается, что камеры смертников находились в подвале шестого корпуса. Приговоренные к исключительной мере наказания, судя по всему, имели некоторые послабления в режиме. В тюремном музее среди экспонатов есть массивный чайник, который выдавался в одно-двухместные камеры, где сидели смертники. Правда, в 1980-х годах выдачу таких чайников запретили, признав их орудием нападения.

В начале 90-х годов прошлого века в стенах изолятора долгое время провели в ожидании суда «гангстеры» «Трифон» и «Овчина» – Алексей Трифонов и Андрей Овчинников – главари самых известных в то время екатеринбургских криминальных группировок. В 1993-м году в СИЗО «чалились» одни из лидеров банд «центровых» и «уралмашевских» – Михаил Кучин и Константин Цыганов, в 1996-1997 годах суда в «централе» ожидали лидеры и активисты екатеринбургской бандгруппы братьев Коротковых, на счету у которой был 21 труп.

Под окнами, выходящими во внутренний двор, написаны номера камер

Бесспорно, одним из самых знаменитых сидельцев является лидер ОПС «Уралмаш» Александр Хабаров. Попав в СИЗО по обвинению в принуждении к совершению сделки, в январе 2005-го года он был найден в своей камере висящим в петле, сделанной из лампасов от спортивных штанов. Медики зафиксировали факт смерти от асфиксии, и руководство изолятора пришло к выводу, что заключенный повесился. Дело об убийстве Хабарова возбуждалось не единожды, и всякий раз его закрывали. Обстоятельства гибели последнего официального главаря «уралмашевских» до сих пор остаются загадкой. В современном СИЗО камеры, где умер Хабаров, больше не существует, в этом корпусе прошел капремонт и была сделана перепланировка. Еще в одной камере, где также довелось посидеть Хабарову, сейчас пребывает вице-президент фонда «Город без наркотиков» Евгений Маленкин.