Экстрим на перевале Шумакский

ВСТУПЛЕНИЕ(можно не читать)

Что такое поход в горы с рюкзаком за плечами?

Это тяжелый изнурительный вид спорта. Не подготовившись к походу морально и физически, человек рискует получить психологическую и физическую травмы.

«Я хочу пойти на Шумак» - это лишь 50% до реализации своего желания. Перед походом надо хотя бы 2-3 недели бегать по утрам в течении получаса. Желательно пройти маршрут похода выходного дня, протяженностью 15-20км за один день.

Если желание пойти в поход не пройдет после тренировочного маршрута, значит, ваша мечта готова к исполнению на 99%. Остальные 1% остаются на непредвиденный случай: затяжная непогода, отсутствие необходимой одежды или снаряжения, катаклизмы, не зависящие от человеческого фактора.

«Я хочу пойти на Шумак» - это не означает, что через сутки вы можете изменить свое желание на противоположное. Группа движется к своей цели. Вам физически труднее, чем остальным, но это не причина, что бы заявить: «Я передумал(а)». Придется трудиться в меру своих сил. Нести рюкзак трудно всем. Некоторые оплачивают работу гида-проводника. Но от этого ваш рюкзак не становится легче. Проводник в походе лишь следит за режимом движения, правильно распределяет груз, вовремя делает остановку для отдыха, не сбивая темп и ритм движения.

Что такое темп?

Это правильный режим движения с рюкзаком на плечах. Ведь если часто останавливаться, отдыхать, то сбивается дыхание. Если отдыхать дольше, чем были в пути за ходку, тоже сбивается ритм. Поход превращается в «разлагаловку». А это сплошное насилие над организмом. Поднимать рюкзак все тяжелее, делать шаг все мучительнее. Вот для этого важно взять правильный темп, который не сбивает дыхание, а значит организм работает, как часы: шаг –вдох, шаг-выдох. Отдых 10-15 мин один раз в час. На крутом подъеме 5-10мин через 30 минут. Что бы никогда не чувствовать переутомления, рекомендую носовое дыхание.

Носовое дыхание.

Это правильный темп, при котором спортсмен-горник двигается с рюкзаком на плечах продолжительное время, без потребности в отдыхе. Носовое дыхание - это естественное состояние организма. Дышать носом при физической нагрузке – это возможность увидеть окружающий мир; вовремя и адекватно оценить опасности, правильно пройти препятствия.

Носовое дыхание можно натренировать. Для этого я кладу леденец за щеку. Рот закрыт. При этом ротовая полость сохраняет влагу, что значительно снижает потребность в употребление воды во время движения. Глюкоза от сладкой конфетки поступает в кровь, подкармливает организм, делает его более выносливым и терпеливым. Пить совсем не хочется.

Пить воду во время движения нельзя. Можно только полоскать рот. Несколько глотков выпить можно во время остановки на перекур. Лучше, если это будет чай. Чай не так быстро нарушает солевой баланс в организме. Но если вы пока не умеете дышать носом при нагрузке, не страшно. Тогда надо носить с собой бутылку с подсоленной водой. Организм потеет, теряет соль вместе с потом. Слегка подсоленный чай или вода восстановят солевой баланс, и жажда будет не такой мучительной.

Итак, чего нельзя делать во время движения в походе в горы:

-делать частые остановки для отдыха,

-пить воду во время движения,

-дышать ртом во время движения,

-садиться на камни без подстилки (подштучник)

ПОХОД

09.06.13

Сегодня целый день собирала вещи и продукты для своих попутчиков из Баклашей. Это мой двоюродный брат Сергей (в дальнейшем С Пыл) и его внучка Ксюша 11 лет. Компания должна быть больше еще на три человека (как минимум). Но все решилось в последние 2-3 дня. Нас осталось четверо: двое мужчин (два Сереги), я и Ксюша.

Очень устала. Накануне два своих рюкзака собрала, теперь вот родственникам. Шла незримая борьба между С Пыл и мной. Братец настаивал на том, что бы нести полтора кг гелевых энергетиков. Якобы они для спортсменов. Я же потихоньку от него положила только 10 штук на те дни, когда может быть особенно тяжело – подходы к перевалу. Уже в дороге, узнав об этом, он чуть не повернул машину назад. Это еще одна наука мне: перед походом обязательно надо выяснять, «подсел» турист на что-то или нет? Ведь инсулинозависимые, наркозависимые и пр. – это 90%, что поход сорвется или приведет к непредсказуемым последствиям. Победила позитивность характера С Пыл. Он смирился. Впоследствии ему было достаточно того, что я взяла. Рюкзак получился не менее 25кг, хотя мы не брали крупы и макаронные. Сережа должен нести продукты на себя и на Ксюшу. Мы с Сергеем Деревяго (С.Г.) несли все для бивака, плюс свои продукты, усиленную аптечку, веревку 15м и 2 карабина (для перил). Выехали после 18-00. Ночевать остановились перед Жемчугом, на ручье. Это в 50 м от трассы.

10.06.13

На Сухое русло прибыли в 9-30. Стоянка теперь 150 рублей в сутки. Дорого. Но отсутствие конкурентов – это шанс для предпринимателя задирать цены. К тому же, никакой гарантии, что машину не ограбят. Несколько лет назад наши вещи, оставленные на хранение в сторожке на Сухом русле, прошерстили. Украли фотоаппарат цифровой, туалетную воду.

Мы побоялись оставлять сотовые телефоны. Взяли собой на Шумак. Погода хорошая. Русло сухое. В 10-00 пошли.

Хорошего темпа у Ксюши хватило на первые 3 км. А потом она заявила, что больше не желает идти на Шумак. И остаток этого дня, а затем и до обеда следующего шла борьба между дедушкой и внучкой: «Не пойду!» «Нет, пойдешь, надо». Я терпела. Двигались мы в результате этой борьбы час за два. Вымотались из-за медленного темпа. Прошли за день только 13 км (до озер на стрелке). Ночевали у ручья, выше озер метров 500.

11.06.13

Великолепное утро!

Позавтракали и в 9-00 пошли. Мужчины пошли вперед, а я решила пройти позади Ксюши. Одну ходку. Следующую ходку я пошла впереди девочки. Кстати, в 11 лет девчушка выглядит на 15-16 лет. Она выше меня ростом, упитанная. А в рюкзаке несет только спальники -свой и деда. Потихоньку я уходила вперед, оставляла ее одну, что бы боялась в незнакомом лесу, и поторапливалась. Следующую ходку я уже сказала С Пыл, что до конца дня даю им время, а потом отправлю обоих домой, пока есть еще возможно добраться до машины за один день. Или, говорю, бросай свой рюкзак, и встречай девочку после каждой ходки, неси ее рюкзак. Когда прошли спуск к реке Эхегер, присели отдохнуть и перекусить. Обед я планировала на речке с водопадом, на границе леса. Тут пришлось поговорить со строптивой: «Что за капризы? То хочу на Шумак, то через час «не хочу на Шумак». Ты чего издеваешься над взрослыми людьми? …» и т.д. Мужчинам сказала потихоньку, что бы на предстоящий подъем взяли вдвоем рюкзак Ксении за лямки и занесли до выполаживания. Но к моему удивлению, Ксения пошла, не отставая от меня. Мы на одном дыхании преодолели подъем, а когда сбросили рюкзаки, я похвалила ее, сказав, что офисный планктон, которых я водила, два раза отдыхали, пока поднялись.

Обедали на границе леса, там, где раньше стояло зимовье. На ручье с водопадом, который нам надо было переходить, нас поджидала группа туристов, которые обогнали нас недавно. Мужчина с фотоаппаратом решил сфотографировать наш брод через бурный поток. Но мы не решились брести. Слишком большой и бурный поток.

Пришлось подняться почти к ледопаду. Там наледь. Натянули перила, я перенесла все рюкзаки, а потом перешли все. Такую бурную речку я давно не видела. Выше сапога, мутная и стремительная очень. Группа с фотоаппаратом зачем-то поджидали нас на препятствиях. Хотя ни разу не предложили своей помощи.

Далее этот мэн с фотиком ждал нас по другой стороне реки, за конным бродом. Но мы пошли выше по течению. Там широкое место, брод закрыт ледником. Мужчина что-то маячил, показывая, что брод здесь, но я знаю, что выше можно пройти в ботинках. Тогда как конный брод захлестнул бы по пояс.

На ночлег встали на нашем месте в 20-00.

Вскоре подошли четверо из Улан-Уде (2М и 2Ж). Они 11-го вышли с Сухого русла и подошли к 21-00 за конный брод. Это очень хороший темп. Впоследствии, правда, выяснилось, что у них не было ни пилы, ни топора, ни горелки, ни газа, ни мало-мальской аптечки. Палатка была однослойная, китайская. Шли очень облегченные, с маленькими рюкзачками. Встали неподалеку от нас. По дороге мы насобирали дров, которых нам хватило, что бы вскипятить воду в котелке, но предложить своим соседям нам было нечего. К тому же это было бы несправедливо - мы груженые несли дрова, а они, налегке - нет. Каждому свое.

С вечера погода испортилась.

12.06.13.

Утром, пока мы варили, улануденцы ушли на перевал. Похоже, на холодном сухом пайке.

Мы подождали, пока закончится дождь, собрались, поели и пошли. Едим обычно кашу молочную быстрого заваривания, без кипячения. Добавляем изюм. Я ем такие продукты, как необходимость, хотя вкусно. Или это может быть картофельное пюре, но его мы ели в ужин.

Облачность высокая, голубое небо, местами. Решено идти. Уж очень хотелось прицепиться за сильной группой! Они налегке, протропят, а мы по их следам пройдем. К тому же сильной нашу группу назвать нельзя. Если перевал закрыт, то еще раз переночуем под последним взлетом. Шли очень медленно из-за Ксюши. Час за два. Только к 12-30 подошли под перевал. Он закрыт плотным туманом. Разожгли горелку в камнях, поставили воду. Пока ждали, накрылись большим мешком из полиэтилена. Иначе холодно стоять. Ветер, сырость. Заварили супчики каждый в свою кружку. Поели. Тут нас догнали красноярцы, мимо бивака которых мы недавно прошли. Это те самые, которые ждали нас на бродах с фотоаппаратом. У них в группе был молодой шустрый паренек. Ростом он чуть выше Ксюхи, но ему уже 16 лет. Они лихо пробежали мимо нас, пока мы перекусывали. Честно сказать, я очень сомневалась по поводу перевала. Туман всё плотнее окутывал перевал. Я тянула время с выходом, думая, что распогодится. Или ставить палатку, ждать? Но группы ушли. Если пойдет снег, то эти следы завалит. Самим тропить будет очень тяжело. Решено идти на перевал.

Тропки в снегу раздваивались. Но я хорошо знаю подъем, поэтому правильно держала направление, и впереди идущие следы подтверждали это. Но туман быстро скрывал мою спину, поэтому наша группа свернула на следы красноярцев, которые полезли гораздо выше, к вершине гребня, влево. Я кричала в тумане, что бы ориентировались на звук. Все нормально подошли точно на седловину. А красноярцы залезли к верхнему кресту.

Последний снежник упирался в тропу, ведущую на седловину, по нему были свежие следы У-У-цев. Подошли еще двое (М иЖ), но они почему-то полезли на гребень за красноярцами. На перевале, пока мои подтягивались, я стала искать спуск. Туман не давал просмотреть возможности. На северном склоне сплошная белизна. Снег лежал до самого низа. Не догадалась подойти к самому туру, еще ниже. Там наши бурятики спустились с перевала. Они просто спрыгнули в снег прямо с карниза, и дальше скатились вниз. Люди метались с гребня на перевал, с перевала на гребень, не могли решиться ступить через край. Кругом снег. Глубокий снег. Пожалела, что не остались под взлетом, как планировала. Красноярцы спустились к нам на седловину, спрашивали, где спускаться? М и Ж тоже спрашивали меня (почему-то). Я показала место, где и как намерена вести свою группу. "По этому контрфорсу, вдоль кулуара, забитого снегом. Сколько возможно. А далее выходить со скал в кулуар, идти строго по линии падения воды, не подрезая лавину".

М и Ж ушли как я порекомендовала, а красноярцы вернулись к верхнему кресту (зачем?)

Красноярцы пошли с гребня. Позади нас еще группа шла. Они тоже спрыгнули, как У-У-цы. Люди шли там, где им казалось безопаснее, хотя не факт. Но я бы на такое никогда не решилась!

Ксюша ползла по скалам за мной нога в ногу. Молодец. На снег мы вышли, и ушли от наших мужчин довольно далеко. Они тяжелее, проваливались. Пошел град с дождем. Но мы уже шли по тропе, которая слилась в одну с трех разных спусков. На камнях собрались вместе. До ручья, где кончаются крутяки, оставалась одна морена. Ее надо было обойти по понижению, но следов туда не было. Навстречу шел парень. Один. Он не представлял, где перевал. Показывал совсем в другую сторону. Чертыхался, что люди не пошли в обход морены, лез по их следам. Мы ему объяснили, как идут следы наверху. Одна тропинка - на карниз, другая(наша) по камням, третья - в сторону, на гребень. Он решил идти по нашим следам. А мы пошли дальше. Я пыталась пройти к еле видным следам, которые логично обходили марену в месте водосбора. И сразу утонула по грудь. Без помощи выбраться было невозможно. С.Г. помог выкарабкаться из ямы, и пошел по свежим следам на край марены. Я пыталась уговорить его выйти на старую тропу, к следам, обходящим марену, но муж настойчиво повторял: «Пойдем здесь, я тут ходил однажды. По камням лучше, чем по снегу». Если бы я знала, чем закончится моя уступчивость! Моя уступчивость чуть не стоила нам жизни.

Пошел дождь. Спуск был очень неприятный. Осыпь не устойчивая, средней величины. С.Г. шел достаточно шустро для такого склона. Я не торопилась, прежде всего, из-за девочки, которая шла за мной шаг в шаг. С Пыл. отставал от нас метров на 30. Когда из под его ног пошли камни, он понял, что идти по вертикали прямо над нами, нельзя. Перешел чуть в сторону.

Мы стали продвигаться к снегу, который языками спускался на пологое место. Под ногами грязь с камнями. Все плывет. След не держится. Камни не держат тоже – мелковаты. Да и как камни вообще еще лежали на этой горе? Крутизна 40 градусов. А дождь стал отмачивать булоганы.

Тут за нашей спиной раздался крик: «Камень! Ксюха, в сторону!» Я моментально оглянулась, увидела, как Ксюша не оглядываясь просто отскочила на 2 метра в сторону и оглянулась назад. Она была вне зоны досягаемости от летящего булыжника. Откуда такой крупный взялся? Очевидно с самого верхнего «этажа». Дождь помог. Камень, как мерзлое мясо с тарелки, просто отвалился, когда пленку льда отмыло дождем.

Я боялась рекошета, поэтому не торопилась уходить, ждала, когда камень подлетит ближе. В этом случае мои знания вредили мне. Надо было действовать, как Ксения - бежать со всех ног в сторону! Потому что следом за огромным булыжником летели средние и мелкие камни, удара которого, даже самого маленького, хватило, что бы похоронить меня.

Паники не было. Я была спокойна, как удав. Глядя, как на меня летит смерть, я вынула кисти рук из темляков палочек, взяла их наизготовку. Чувствую, что пытаюсь не уклониться от камня, а поймать его, как ловят мяч. В последнюю секунду я отпрыгнула в сторону, больно ударилась о торчащий камень, и только тут поняла, что булыган был не один – следом шел настоящий камнепад. Дальше уже не было времени действовать, все происходило по воле Божьей. Мое сознание только констатировало, но не анализировало. Камнем с мою голову у меня вырвало палки из рук. Каким-то образом их разметало в разные стороны на несколько метров друг от друга. Камни поменьше летели слева и справа, а я не успевала соображать, просто стояла и смотрела. Ждала… Когда все прошло мимо, я стала искать палочки. Нашла. Одна палочка изувечена. Все равно забрала, не мусорить же в горах. Пока искала палки, нашла чью-то кружку из нержавейки. Забрала и ее, даже не думая, нужна ли она мне? Просто – это мусор. В голове одно: скорее надо уходить с этой проклятой морены. Надо на снег выходить. Только ступила на снежное поле и тут же поскользнулась. Нога ушла в бок, в сторону, вес рюкзака додавил ее, и я с дикой болью падаю вниз лицом. Руку вывернуло. Мое тело безвольно скользило вниз по снегу. Остановил сугроб, который сам нагребся от моего движения. Не могу пошевелиться. Надо отстегнуть поясной ремень, но одной рукой не получилось. Снег не давал дышать. Отгребла его от лица, потом все же потихоньку отстегнулась. Ксения ничего не понимала, что происходит. Стояла и хихикала. Она даже испугаться не успела.

Я поднялась на ноги. Левая рука не поднималась, нога болела в колене. Но смерть еще не закончила шутить с нами. Очередной крик: «Камень!» и С Пыл. перекатываясь, покатился вниз, уходя от лавины камней. Как будто кто-то специально спускал на нас камнепад за камнепадом. Здесь не кулуар, а просто склон. Может быть, следующая группа пыталась спускаться по нашим следам? Когда мы шли по склону, из под наших ног уходили камни, но не камнепады. Думать было некогда. Сергей поднялся на ноги. Я спросила: «Руки ноги целы?» Он молчит, собирает ленту от сломанной напополам палочки.

Далее, я нашла одну свою палочку, откопала кружку, которая зарылась в снегу, и попыталась надеть рюкзак. Встать не дала страшная боль в ноге. Боль не отпускала целую вечность, как мне показалось. Такую нетерпимую боль я испытывала только во время родов, когда крик не возможно удержать в себе.

Сняла рюкзак, и поволокла его к следам, где уже прошел мой муж, где не надо тропить. Села на попу, и съехала «под ручку» с рюкзаком вниз. Точно так же сделали Ксеня и Сергей. Можно было съехать так почти сверху перевала, но я знала, что тогда мы бы уже давно были бы мокрые вплоть до нижнего белья.

Меня трясло. Я поняла, что, не закрепив ногу, двигаться не смогу. Но была не в состоянии сделать это самостоятельно. Надо было достать аптечку из рюкзака, а значит, распаковать его, вынуть вещи, затем упаковать. Дождь, ветер. Мы промокшие уже. Особенно после катания по снегу. Надо бегом бежать вниз до удобной площадки над озером. Я не могла бежать. Приняла решение ставить палатку тут же, где стоим. Площадка не очень удобная, но приемлемая. Было время, стояли и в менее удобном месте.

Шел дождь со снегом. Туман так и не приподнял свою плотную завесу ни на секунду. Я достала спасмешок, уселась на рюкзак, усадила рядом Ксюшу, а мужчинам рассказывала, как быстрее поставить палатку: «Сначала соберите стойки и разложите их сверху. С черным наконечником 2 стойки крест накрест, с белым наконечником вдоль тамбура. Сначала вставьте стойку в тамбур. Затем стойки крест накрест…» Не то что бы мужики не справились бы с палаткой сами, а потому что ставлю ее всегда сама, знаю, что всегда забываю про тамбур. Толкать стойку в тамбур, когда установлена палатка, трудно. Поставили быстро. Благодаря тому, что коврики прикручены сверху к рюкзаку, сразу расстелили их в палатке и забрались во внутрь. Далее уже разбирали рюкзаки в тамбурах (их два). Переоделись в сухое. Оказалось, что мокрые до нитки все без исключения. Накидки если и держат воду сверху, выдают конденсат изнутри. Переодеваясь, все рассмотрели свои раны. Это были ушибы и ссадины от кульбитов по каменистой морене. У меня чернота под левым коленом, а это значит, порваны связки.

Разожгли горелку, заварили пюре картофельное. Развели спирт. Ксюше плеснули ложечку спирта в чай. Спать легли рано, ведь палатку устанавливали в 17 часов.

13.06.13. Всю ночь шел снег. Выпало еще 15-20см. Погода не улучшилась. Заварили молочную кашку быстрого приготовления. Я надела наколенники, которые предусмотрительно купила перед походом. Стою нормально. Хожу нормально, только паническая боязнь снега и льда. Мокрую одежду упаковали и пошли на Шумак. Дорога настолько мокрая! Такое бывает только в проливные дожди. Чавкающая грязь в болотцах то и дело норовила стащить сапоги. Речки и озера на нашем пути. 10 часов шли к источникам. Пришли к 21-00. Дождя практически не было. Иногда выглядывало солнышко через маленькое голубое окошечко в небе. Оно как будто улыбалось нам, поощраяя на дальнейший путь.

Как ни странно, все зимовья на Шумаке, пригодные для жилья, заняты. По 2 человека в основном. Но не хотелось подселяться. Мы устроились на радоновой стороне в №27. Печь так и не смогли разжечь, хотя мой Сергей нашел дрова. Пошел дождь. Печь протекает насквозь. Ну что же, сготовили на горелке. Вещи бросили, а сами улеглись на нары в сухие и теплые спальники.

Вечером перед сном к нам подошли двое парней из Улан-Уде. «Сайгаки». Выяснилось, что с перевала они спрыгнули в снег и скатились вниз. Они шли налегке и очень торопились. Завтра утром им надо выходить обратно на перевал. Собственно они подошли с вопросом «как перевал?» Я ответила, что мы пришли с ними почти вместе. Только отстали на полдня из-за вынужденной ночевки под мореной. Перевал? Суровый. Поговорили, покумекали, как лучше им идти назад. Девушка заболела у них в группе. У ребят ни аптечки, ни топора, ни пилы, ни горелки газовой. Палатка однослойная облегченная, без тамбуров. Дали лекарств. Ребята сообщили, что на спуске с перевала нашли топор.

14.06.13

Бурятики оставили этот топор в зимовье, сами ушли в 8 утра, а мы заехали в их зимовье №29. Печь из старой бани. Она нагревает немного камни, лежащие на ней и все. Стенки печки холодные. Можно топку использовать как камин. Главную задачу печь выполняет – сушит вещи.

Топор остался как презент. С пилой и топором мы наготовили кучу дров, которая осталась после нашего ухода. Прожили неделю. Уходя, мы не забрали топор, уж очень он тяжелый. Спрятали напротив креста с молитвой Иисусу, под кедром.

С 14 по 19 июня мы наслаждались отдыхом на источниках. Дни пролетали мгновенно. Принимали радон и грязи. Погода была холодная. Дождь каждый день. Но и солнце каждый день. Пройдя по всем зимовьям, увидели, что продукты кто-то собрал. Ничего, кроме приправ. Очевидно, турбаза так поощрает туристов пользоваться магазином. Купили круп на 800руб. Это на 4 чела на 10 дней.

Хлеб оказался очень дорогой (120р) и не вкусный.

Хотели сделать маршрут на ключ Перевальный, но после полученного экстрима, даже на мраморный водопад никто не захотел идти.

19.06.13 решено с обеда выходить. Погода замечательная. Тропа сухая. Можно было идти в ботинках. Но мы все обулись в сапоги. Болота никто не высушил. Шли, купались в ручьях. Жара. На обеде через 4 часа погода нахмурилась, но дождь так и не разродился. К водопаду подошли к 19 часам. Идем дальше. Встретили группу, в которой первым шел травматолог Виталий Гума…нидов (кажется) с диагностического центра на Невского 4. Разговорились. Он осмотрел мою травму. Констатировал, что связки порваны на обеих ногах, предложил заменить их на силиконовые. Вот так-то.

На ночлег встали в 21-00 на поляне перед ручьем, в 10 минутах до озера. Мусор кругом. Дрова занесли с собой еще от обеденной стоянки, но и прошлогодние чурки еще лежали. Газ не использовали.

20.06.13. Утром в 8-30 пошли на перевал. Морена, с которой мы спускались, смотрелась вообще плохо. Круто. Камни вынуждены скатываться с нее. Какой черт занес нас туда? Лишний раз убедилась, что нельзя с природой на Ты. Как только решишь, что все зависит от тебя и твоего умения, природа тут же утрет нос своим платком. Перевал не пускал моих «грязных чайников». С Пыл. не был в походе выходного дня, не отработал начало. Он шел на своих гелевых энергетиках. Кармически он загружен по самые уши. А я его сестра. Хоть и двоюродная, но именно я и С Пыл пострадали в этом походе. Не мой муж, который тупо пил последние дни, ни Ксюха, которая всеми силами сопротивлялась, не хотела идти. С Пыл даже не понял, что все произошедшее тесно связано с ним лично. Он кричал нам на морене после камнепада: «Завели!»

На подъеме к перевалу опять пришлось идти не традиционно. Прошли по снегу от ручья вверх. Носками сапог уминали каждый след, потому что следы сбиты. Дальше стали избегать снежных полей. Тропа без снега пошла вверх на крутую морену, на которой тоже видна тропа, но она довольно крутая. С большим трудом поднялись на верх и оказались под последним взлетом на перевал. Было видно, что снег заметно стаял. Появился контур конной тропы. Кругом сходы лавин. Даже от середины конного серпантина сошла лавина. Именно к ней пошел мой муж. Нам навстречу спускались два М. Они сунулись по тому же контрфорсу, что и мы спускались неделю назад, но пошли по левому борту (ближе к конной тропе), и вернулись. Не прошли. Поднялись назад на перевал, перешли на конную, застряли глубоко в снегу. Спустили рюкзаки, по очереди. Кричат моему Сереге: «Мужики! Идите на конную!»

Ну я и пошла. Ребята за мной. А Серега по лавинному выносу пошел тропить. Так он на половину сокращал дорогу. В лоб на перевал по снегу мы не решились идти. Боялись соскальзывания «чайников». Можно, конечно было мне первой подняться и бросить веревочку, но я травмированная, не уверена в себе.

На подъеме по конной тропе, я вновь оступилась, и моя нога опять вывернулась, даже с наколенником. Я упала и заорала от дикой боли. Слезы брызнули из глаз сами по себе. Чувствую, что близка к истерике. Отстегнулась, лежа сняла рюкзак, достала эластичный бинт из клапана, и на наколенник туго затянула ногу. Тут подоспели навстречу два мужика . Они помогли надеть рюкзак, и ушли вниз. Мой муж спешил на помощь. Он заставил снять рюкзак, сам понес его на перевал. Я шла, подтрапливала. Конный серпантин был еще в снегу со льдом. Шли по кромке, которую набили кони своим весом. Идти по такой кромке вполне нормально. Вверху, будучи без рюкзака, я трамбовала ступени в той канаве, которую вырыли, спускаясь, два мужика.

Погода хорошая. Видимость отличная. С Пыл и Ксюша поднялись, отдохнули и пошли вниз. А я осталась ждать Сергея, который пошел за своим рюкзаком.

Спускались мы нога в ногу. Я уже не отпустила его, держалась левой рукой за рюкзак, шла след в след. На снежном склоне впадала в панику. Боялась, что вновь испытаю эту боль в колене. Все же боль может из человека сделать раба.

После спуска пошли через водопад. Я вновь потеряла страх, и поскакала вниз. На месте нашей ночевки нашли заброску, сделали кипяток, заварили горячую кружку, попили чаю и пошли на переправу.

Двое мужчин, которые попались навстречу перед мореной, шли на перевал. Они спросили. Как мы ходим брод? Там брод по самые…причиндалы. Холодно. Мы ответили, что ходим по наледи, выше по течению.

Добежали до границы леса. Встали на ночлег у ручья. Ручей с водопадом прошли легко. Уровень заметно ниже.

21.06.13. Дошли не торопясь до Сухого русла. Русло мокрое, выше сапога. Перед этим, на «стрелке» в озере помыла голову.

Вечером припарковались за мостом на берегу Иркута. Предварительно купили бутылку перцовки. Продукты почти все закончились именно на этом ужине. У меня остался суп в пачках на 1 раз.

22.06.13 утром выспались, и поехали домой. Ни одного ГАИшника! С днем рождения меня!