Описание маршрута

Описание маршрута на источники "Шумакские"

Перевал Шумакский со стороны реки Эхе-гер

Вид с перевала Шумакский в долину реки Шумак

Совет: у каждого должна быть бутылка с питьевой водой, не менее 0,5л. Если вы решили идти пешком от Ниловой Пустыни, то ваш пеший путь удлинится на 6 км. По гравийной дороге идти надо мимо бурятского дацана. Кстати, там напротив работает кафе, в котором готовят позы. От Ниловки это почти 4 км. Пройдя мимо дацана несколько минут, встретится отворот вправо. Там установлен стенд с какой-то информацией по Шумаку. Песчаная дорога уходит перпендикулярно гравийке еще 2км. Идти надо по ней. Вскоре увидите отворот вправо. Это дорога менее хоженая, на неё не следует сворачивать. Она идет в распадок реки Эхе-гер, но летом там не пройти. Следует придерживаться левого отворота. Проселочная дорога вся в глубоких ямах, заполненных водой. Машины, идущие до юрткемпинга, нашли объезд по полям, но пешком это еще 2 км. Поэтому самый короткий путь здесь.

Вскоре вам повстречается юрткэмпинг на Сухом русле. Следуя мимо него, выходите к броду на реке Эхе- гер. В засушливое время река в низовьях пересыхает. От сюда и название «сухое русло». Но во время затяжных дождей русло становится полноводным и является значительным препятствием на пути. Примета, если уровень воды в реке невысок, перепрыгивается по камням, то на ближайшие 8км воды по дороге не встретите. Набирайте здесь. В жару и от одолевающих паутов очень хочется умыть лицо, немного попить воды.

Юрткемпинг на Сухом русле

– это стоянка автомобилей. Стоимость 150р-200р в сутки за машину. Проживание в юрте 150 руб. Хозяйка Светлана и ее муж.

После выхода с Шумака можно переночевать в юрте, либо в своей палатке на берегу реки. С администратором можно договориться на трансфер до Ниловки к 8-00. В 8-45 из Ниловки ходит автобус до Иркутска. В обед в 14-30 идет автобус до Слюдянки, из которой в Иркутск в 19-00 идет электричка.

Есть вариант дойти с Шумака сразу до Ниловки и переночевать там. Но здесь вас могут «подобрать» алкаши. И ночлег будет не в очень чистых условиях. В центре Ниловки, напротив магазина, там, где останавливается рейсовый автобус, есть мост через реку Ихе-угунь. Перейдя через мост, упретесь в деревянный барак. В этом бараке Соня и Володя сдают не дорого койко-место. Комнат с кроватями мало, но если очень надо, они пускают общую комнату на нары. Дают плитку, питьевую воду. Воду из реки в Ниловке пить Нельзя. Поэтому ставить палатку надо до Ниловки.

Но мы идем на Шумак. Если от Сухого русла пойдете пешком, то ваш путь пролегает по проселочной дороге, по которой ходят внедорожники и кони. Дорога идет навстречу к горам. В сырую погоду через 100метров встретится еще один ручей, который может оказаться мокрым.

-Идти от Сухого русла 3км до поляны, на которой стоит деревянная беседка (и еще старая ржавая кабина). В лесу имеется деревянный туалет. Эту поляну условно называют «до кабины». Повернуть направо. Далее еще 5км пешком с небольшим набором высоты. Горы теперь будут слева от вас.

-Дойдете до стенда. Там навес со столом и скамейками. Можно отдохнуть, сходить на речку, искупаться. На речку тропа слева от поляны. Метров 200 по лесу влево. Там можно искупаться, напиться воды. Здесь вода питьевая.

- Далее 5 км(1,5-2часа) по каменистой дороге. Обращайте внимание на маркировку тропы: три синие полосы. Идет набор высоты. Тяжеловато с рюкзаками. Следите за маркировкой на деревьях. Это дорога на Шумак. Так дойдете до «стрелки». Её вы узнаете по ярко-зеленой лужайке, на которой могут гулять коровы. Слева огромная мусорка. Два озера (большое и маленькое). Через перешеек между озерами мостик№1. По нему надо идти прямо. После этого надо быть внимательными ! Многие уходят на Хубыты.

-через 500м от зеленой лужайки вы обязаны выйти к мостику №2. Перед этим мостиком на бугорке имеются стоянки для ночлега. С этого места ходят на Хубыты. Вода в ручье питьевая. А вот в озерах на «стрелке» вода грязная.

Ваш путь прямо через мостик №2. После мостика- круто вверх по конной тропе. Попадаете в болото. Все ходибельно, только обходя, не теряйте общего направления тропы. В дожди эти болота напитываются водой, без сапог выйти сухим не возможно.

Будут и дальше встречаться болота. Всегда придерживайтесь основной тропы! (Основная тропа – это битая широкая тропа).

-Далее нет необходимость считать км, счет идет на время. Часа через 2-3-4ч(как пойдете) выйдите к болотистому ручью. Там мостик №3. Вода торфяная. Тут тоже есть места для ночлега или обеденного перерыва. Воду следует кипятить, хотя она не грязная.

-Далее подъем в гору. Через некоторое время вы оказываетесь на перевальной точке к реке Эхе-гер. Затяжной спуск.

-Далее идти по широкому открытому лесному пространству. Дорогу хорошо видно. Воды здесь нет до самого ручья, который в любое, даже засушливое, время течет прямо через тропу.

-Далее набор высоты. Поднявшись, попадаете на стоянку. До ручья от сюда не далеко. Место удобное, если оно попадает по времени на ночлег. Дорога хорошо битая конями, в дожди ходится по камням. Поворот налево, по конной дороге. Тут конная тропа выводит на границу леса. От сюда начинаются горы. Все отдыхают на бревне, от него сразу круто на подъем, держать ориентир на одиноко стоящую лиственницу. Через 10-15 минут встретится река с водопадом, которая преграждает путь. Пройдя ее, можно пообедать, искупаться. В дожди эта река тоже неприятное препятствие.

-Далее дорога одно удовольствие. Вверх-вниз. Так идете до конного брода через реку Эхе-гер. Это еще ходки 3-4. (Ходка – передвижение по тропе 45 минут и отдых 10-15 минут.) Тут внимательно! Тропа продолжает идти вдоль берега реки, но кони уже сворачивают по камням на брод. В большую воду на конный брод не суйтесь! Двигайтесь дальше по тропе. Там река течет по ровному месту, ее легко перейти. В этом месте важно не ошибиться. Многие туристы уходят на Элярик.

Пройдя брод, сориентируйтесь, где идет конная тропа. Важно на неё снова попасть. Потому что перевал Шумакский находится орографически в левом подцирке.( Орографически, значит лево-право определяется ПО ТЕЧЕНИЮ реки). Если вы перешли реку, вам надо идти по левому берегу реки по ходу вправо.

Подниметесь на левый (орографически) берег, там заболоченный склон. Пересечете, и вновь попадете на тропу. Так и идите. Мы обычно после брода останавливаемся на ночлег. Когда вернетесь на тропу, там хорошие полянки для ночлега появляются.

Перевал Шумакский направо. Прямо до конца цирка ходить не надо. Там другие перевалы, в другие водоразделы. Там, где «прямо» 3 озера. На них вы не должны попасть.

-Далее по конной тропе поднимаетесь на первую морену. Она идет серпантином. Следующая морена тоже по конной тропе. Но есть другая тропа на вторую морену. Можно на вторую морену поднятья по ручью с водопадом. Там крутой подъем, но короче.

-Далее оказываетесь в долине с ручьем, под небольшой моренкой, преодолев которую попадаете непосредственно под взлет на перевал. Ходить лучше в хорошую погоду. Не ходите в туман! Подъем по конной тропе.

-Далее на перевале опытные туристы спускаются прямо от тура, по кулуару. Если недостаточно опыта, то лучше по гребню подняться несколько метров влево, и найти заход на конную тропу, по которой кони спускаются с перевала.

С перевала, тропа хорошо видна.

Когда перейдете реку, попадаете в зону леса. Там живописный водопад. От водопада еще 16 км до источников. Идти надо по правому берегу до самих источников.

Вброд боковые реки, впадающие в реку Шумак, ходите очень аккуратно. Если сомневаетесь, лучше перила из веревки натянуть. Лучше с палками переходить.

Тропа иногда выходит на камни. Если опытные пешеходы, то сразу видят сложенные из камней туры, маркирующую тропу.

Тропа иногда выходит на русло реки, иногда, река прижимает, загоняя путников на берег. Тут тоже маркировка есть и туры. Стоит нагромождение камней – обрати внимание, здесь заход на тропу.

Тропа идет по прижимам. Это очень не приятные, опасные крутяки, но выбора нет, идти надо по тропе.

Перед Шумаком, когда появятся домики на левом берегу, можно выходить на русло и идти до слияния Левого Шумака с Правым. Тут надо искать мостики или броды.

Домики есть и на Левом Шумаке и на Правом. Надо искать, подселяться к другим людям, если дом большой, а живут двое-трое. Реку Шумак переходить надо только по мостикам и бродам. Без необходимости вброд не ходите!